Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 04:10, курсовая работа
Литературы по данной теме очень много. Как правило, каждый историк и публицист, пишущий о Петре I и его реформах, затрагивал и вопрос о преобразованиях армии. Однако у многих исследователей военные реформы Петра рассматривались поверхностно, лишь в контексте других «более важных» проблем. А между тем спорных суждений о военной реформе предостаточно.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Причины реформ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Историческая необходимость реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Насущная необходимость реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава II. Истоки и начало реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава III. Реформа армии Петра I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.1. Реформирование стрелецкого войска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.2. Рекрутские наборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.3. Военное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.4. Офицерский состав армии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3.5. Организационная структура армии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.6. Управление армией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3.7. Изменение тактики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.8. Вооружение и обмундирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
3.9. Тыловое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», которое уже под названием «Краткое обыкновенное учение и т.д.» служило официальным строевым уставом до 1716 года. Так была сделана первая попытка создания единых строевых правил:
во-первых, были введены две категории обучения – для старослужащих и новобранцев;
во-вторых,
было значительно уменьшено
в-третьих, были выработаны простые, четкие команды и доходчивый командный язык.
В 1699-1700 гг. Автомоном Головиным и Вейде, по поручению Петра, были составлены еще два уставных документа: «Ротные пехотные чины» и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать, в строю и учении как обходиться».
«Ротные чины» отражали идею, несвойственную многим западноевропейским вербовочным армиям, а именно: офицер должен «о солдатах иметь не малое попечение». Одновременно они требовали от офицера, чтобы он во всем был примером для солдат, «доброго жития и смелаго сердца», «себя при знамени дать в части изрубить, нежели знамя оставить, потому что вся рота по нем поступает». [33;45]. «Ротные чины» требовали также от офицеров всех рангов строгой дисциплины и беспрекословного подчинения независимо от знатности происхождения.
«Статьи воинские» коротко и ясно формулировали основные требования к солдату. Главное требование – «служить с прилежанием». Дисциплинарные взыскания, устанавливаемые статьями, предусматривали не только физические, но и моральные меры воздействия на солдат.
Этот первый русский строевой устав и положения, регламентировавшие внутреннюю жизнь армии, в ходе войны против шведов были дополнены тактическими указаниями: в 1704 году Меншиков составил «Статьи во время воинского похода» (трактовались вопросы тактики конницы, организации марша и боевого охранения), фельдмаршал Шереметев составил «Уложение»…
Теперь от теории перейдем к практике. Соответственно с изменением стратегии и тактики была изменена и концепция подготовки войск к боевым действиям. Рекрутов сразу же начинали обучать ратному делу, стремясь превратить вооруженные толпы в воинские подразделения, легко управляемые и дисциплинированные. На смену прежним смотрам раз в год и редким учебным стрельбам приходит постоянная подготовка, ориентированная на активное ведение боевых действий.
Большое значение придавалось воспитанию в армии войскового товарищества и поддержанию твердой дисциплины. «Всякий начальный человек и солдат должен и обязан быть имеет товарища своего от неприятеля выручать, пушечный снаряд оборонять и прапорец и знамя свое, елико возможно, боронить так, коль ему люб живот и честь его», - говорится в «Воинских статьях» [34;23]. Особо указывалось на строгое соблюдение дисциплины. Солдаты должны беспрекословно исполнять приказы офицеров. Дисциплина поддерживалась очень сурово: мучительные наказания – шпицрутены (гнали сквозь строй и били); отрезание ушей и носа; каторга [35;306].
В регулярной армии Петра I служба стала пожизненной. Отставка давалась только больным и увечным. Военная служба тяжким бременем легла на население и уклонение от нее было обычным явлением. Можно считать, что десятая часть рекрутов постоянно была в бегах. Был случай, когда от 23.000 драгун через несколько месяцев осталось только 8.000, остальные – разбежались [35;306-307].
Первоначальное обучение рекруты проходили на специальных «станциях». Петр требовал учить рекрутов «непрестанно солдатской экзерциции, и читать им Воинский Артикул, дабы в полки не сущими мужиками, но отчасти заобычайными солдатами пришли». [36;747]
На «станциях» постоянно находилось от 500 до 1.000 рекрутов. Молодые солдаты поступали под начальство капралов, ефрейторов или старослужащих. Многие раненые офицеры посылались властями на рекрутские «станции», где они передавали молодым солдатам свой боевой опыт. Занятия по Уставу позволяли достичь единообразного обучения солдат.
Со временем «станции» стали своеобразными центрами подготовки резерва для действующей армии. Они вооружались оружием, которое было и в регулярной армии (так указ от 22 марта 1711 года говорит о сборе на «станциях» 25.000 рекрутов, о вооружении их и обучении строевой службе) [36;650]. Рекрутов, прошедших предварительную подготовку, направляли на пополнение существующих полков и формирование новых.
Петровская система подготовки солдат устанавливала принцип последовательности и наглядности в обучении. Инструкция «Учреждении к бою» требует раздельного обучения новобранцев и старослужащих: «старых солдат не надлежит той же экзерциции больше обучать, которая для рекрутов учинена, ибо они тот грандус уже миновали, но надлежит непристанно тому обучать, как в бою поступать». [37;511]. Молодой солдат должен был уметь зарядить ружье и произвести выстрел в 12 темпов; а старослужащий солдат «когда гораздо знати станет…» этот же прием проделывал в 3 темпа. [37;511-512].
Устав 1716 года требовал беспощадно наказывать за воинские проступки во время боя, но в то же время запрещал бить солдат за незнание строевых артикулов (приемов). Петр предписывал исправлять ошибки наглядным примером, а не битьем. «…А ежели кто из солдат погрешит, то сержант пошлет капрала, который возьмет свое ружье под нижний конец, и подошед, исправит его, и по прежнему в свое место приступит». [38;61-62]
Обучение проходило в условиях, близких к бою, в поле и обязательно офицерами, причем процесс обучения солдат являлся одновременно проверкой подготовки самого офицера. За незнание своего дела предписывалось снижать в должности: «Надлежит каждого офицера и унтер-офицера главным генералом в выше писанных делах искушать и на поле оном велеть так делать порознь, якобы к самому делу, а ежели который в том неискусен явится, а нижний лучше учинит, то верхнего сводить на низ, а нижнего – наверх, через которую юстицию охота и страх прирастет». [39;101].
К офицерам предъявлялись высокие требования. По Уставу офицер был носителем воинской чести. Личная храбрость должна была быть обязательным свойством офицера. В то же время он был обязан «учиться и примечать, что во время кампании случилось». [40;240]. Боевой опыт необходимо было дополнять регулярным изучением военного дела. Пехотный офицер должен знать не только Строевую службу, но и артиллерию и фортификацию. В своем указе в феврале 1721 года Петр I писал: «Зело нужно дабы офицеры знали инженерство, буде не все, то хотя часть онаго, ибо случается кто когда откомандирован будет вдаль, или на какой пост, где надлежит оборону сделать, а инженеров не всюды в такия малыя дела посылать … объявить всем обер и унтер-офицерам нашего полка, чтоб инженерству учились, а особливо которые двадцати пяти лет и моложе, с таким объявлением что сих лет ежели не будет знать … тот не будет произведен выше из того чина, в котором он обретается». [40;241].
Петр понимал важность знания военных наук и всегда отдавал предпочтение тем, кто имел военное образование. Поэтому вместе с армией создаются первые военные школы для подготовки офицеров.
В 1700 году при бомбардирской роте Преображенского полка была учреждена первая военная школа. Будущие офицеры-артиллеристы обучались начальной математике, артиллерии, правилам стрельбы, фортификации (причем теория стрельбы дополнялась практическими занятиями).
В
январе 1701 года в Москве основана школа
«математических и
В
1716 году опыт русской регулярной армии
был обобщен в «Уставе
В 1722 году Петр лично составил дополнения к «Воинскому Уставу». Основной мыслью Устава, в отличие от шаблонных установок многих европейских армий того времени, Петр I выражал требование: «В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены» [42;102], т.е. Петр разрешал, чтобы войска проявляли инициативу и действовали самостоятельно согласно обстановке.
Для поощрения отличившихся в бою в 1700-1705 гг. Петр I ввел ордена и медали. Их получали не только генералы и офицеры, но и солдаты.
Первый российский орден – святого Андрея Первозванного – был учрежден в 1698 году. Награду №1 получил генерал-адмирал Федор Андреевич Головин. Произошло это 10 марта 1699 года. Тогда планировалось, что число Андреевских кавалеров не превысит 24 человек. Но уже в 1725 году число награжденных выросло до 38, и в дальнейшем власти отказались от лимитирования орденов. Орден №2 получил… Мазепа. Сам Петр I получил награду (в 1703 году за взятие шведских кораблей «Астрильд» и «Гедан») только под №7.
В память о драматическом Прутском походе Сенат в 1711 году учредил орден святой Екатерины – высшую женскую награду страны. Первой ее была удостоена императрица Екатерина I в 1714 году в день собственных именин. (Латинская надпись на обороте гласила: «Трудами сравнивается с супругом.»)
Петром был задуман и третий российский орден – святого благоверного князя Александра Невского. Но его официальное утверждение состоялось уже после смерти императора – 21 мая 1725 г. В соответствии с девизом «За труды и Отечество» им награждались военные и гражданские чины за подвиги и верную службу государству.
Более
распространенными наградами
Готовясь формировать регулярную армию, Петр уделил большое внимание созданию офицерских кадров. Основной базой для организации офицерского корпуса стали командные кадры гвардейских и солдатских полков. В 1697-1698 гг. значительно расширились штаты офицерского состава Преображенского, Семеновского, 1-го и 2-го Московских выборных полков. Перед отъездом Петра за границу Автомон Головин получил приказ: «Чинить смотры и учения начальных людей и солдат, пополнять полковые припасы, вновь набирать младших офицеров» [43;502]. К 1699 году унтер-офицерский и офицерский состав намного превышал штатные нормы: так в Преображенском полку было 120 офицеров, в Семеновском – 90 (и это при норме в 40 офицеров!).
В начале 1696 года началась широкомасштабная подготовка офицеров для пехоты из числа русских дворян [43;502-503]. Желябужский, свидетель и участник этих событий, писал, что по царскому указу стольники явились в Преображенское к Головину и после смотра им было указано, чтобы «они учились пехотному строю на житном дворе» [44;72]. После 2 месяцев обучения около 300 офицеров было распределено между дивизиями Репнина, Вейде и Головина. Вслед за этим были вызваны дворяне из других городов и отданы в учение [44;73].
При Преображенском и Семеновском полках были созданы школы для подготовки унтер-офицеров, а при бомбардирской роте организовали учебную артиллерийскую команду.
Надо отметить, что наемничество в то время было обычным явлением для всех европейских армий. Поэтому и в России, одновременно с подготовкой офицеров из русских дворян, практиковалось привлечение на службу иноземцев. В конце XVII века Иноземный приказ набрал около 300 таких офицеров [45;503]. Однако в русской армии наемничество пока не привилось, так как быстро выявилась низкая воинская подготовка иностранцев. В начале 1700 года Автомон Головин доносил Петру: «Начальные, Государь, люди ко мне присланы из Иноземного приказа для учения, и по многим числам учения не приняли и апреля 15 я выкинул из них человек 150, а в остатке учения столько же… Начальных людей не повелишь ли набирать из царедворцев и из заморских, а я истинно то делать рад, лучше их учить нежели тех, которые присланы из Иноземного приказа; трудов к ним много положено, а иные и ныне за мушкет не умеют приняться». [46;806]. И Петр согласился и приказал взять в обучение для подготовки в офицеры стольников, дворян и жильцов «московского чина» (отборный полк поместного ополчения). Однако еще более 10 лет после этого Петру приходилось держать иноземцев в армии. Только после Прутского похода в отставку были уволены более 200 иностранных генералов и офицеров. Теперь их число в полках не должно было превышать 1/3 от всего офицерского состава. Через 3 года офицеры-иностранцы подвергались экзамену, и все, кто не выдерживал его, подлежали увольнению. В итоге в 1720 гг. офицерский корпус на 90% состоял из русских [47;169].