Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 04:10, курсовая работа
Литературы по данной теме очень много. Как правило, каждый историк и публицист, пишущий о Петре I и его реформах, затрагивал и вопрос о преобразованиях армии. Однако у многих исследователей военные реформы Петра рассматривались поверхностно, лишь в контексте других «более важных» проблем. А между тем спорных суждений о военной реформе предостаточно.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Причины реформ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Историческая необходимость реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Насущная необходимость реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава II. Истоки и начало реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава III. Реформа армии Петра I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.1. Реформирование стрелецкого войска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.2. Рекрутские наборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.3. Военное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.4. Офицерский состав армии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
3.5. Организационная структура армии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3.6. Управление армией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3.7. Изменение тактики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.8. Вооружение и обмундирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
3.9. Тыловое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Во главе первых солдатских и рейтарских полков нового строя стояли иностранные офицеры, находившиеся на русской службе (т.е. наемники). Но власти им не доверяли, т.к. иноземцы часто плохо знали военное дело и приезжали в Россию лишь за легким заработком. Поэтому уже во второй половине XVII века русские «начальные люди» стали преобладать над наемниками: в 1663 году в русской армии среди младших офицеров (до капитана включительно) были 621 русский и 401 иностранец [4;283]. В 1670-х гг. появляются первые русские полковники и генералы. К 1681 году на службе России находились лишь 381 иностранец (из них 176 поручиков и прапорщиков); всего же иноземцы составляли лишь 10-15% всех офицеров русской армии. [5;283]
По своей численности и структуре полки нового строя были близки старой тысячно-сотенной системе организации русского войска: полк – тысяча, рота – сотня…
К концу XVII века численность русского войска значительно выросла: если в 1650-1651 гг. была армия в 130.000 человек: 37.596 человека - дворяне и дети боярские,
21.124 – городовые стрельцы,
8.462 – драгуны,
8.122 – стрельцы московские,
1.457 – рейтары,
а остальные – разрядные, пограничные войска и казаки. [5;285]
В 1682 году армия насчитывала 214.500 человек: [5; 285-286]
9 разрядов,
50.000 гетманского войска,
30.472 рейтара,
61.288 солдат,
30.000 - дворянское ополчение;
которые были разделены на 38 солдатских, 21 стрелецкий [5; 341] и 25 конных полков. [6; 25]
Изменение состава повлекло и изменение организации войска:
Разряды родились еще во второй половине XVI века в процессе организации пограничной службы: полки дворянского ополчения (ежегодно посылаемые на южную границу) и расположение этих полков получили название разрядов – так возникли Береговой, Украинный (Тульский), Рязанский, а позже – Белгородский, Севский, Новогородский, Смоленский, Казанский, Тобольский, Томский разряды.
В XVII веке разряды из временных превращаются в постоянные. В разряд входят определенное правительством количество городов с их уездами. Ратники каждого разряда составляли Разрядный полк. Его численность была различной: от 8.000 человек (Смоленский) до 35.000 (Новгород-Северский). [8;29]. Кроме этого в каждом разряде находилось до 40.000 ратников городовой службы. Во главе разряда стоял воевода.
Итак, с середины XVII века в России наиболее опасная пограничная территория была поделена на разряды, в которых сосредоточилась вся сторожевая, станичная, дозорная пограничная служба. В 1680 году правительство попыталось распространить разряды и на внутреннюю территорию страны: были созданы Московский, Владимирский, Тамбовский разряды. Но эти внутренние разряды не получили такого значения, как пограничные и частично были ликвидированы (а некоторые просуществовали до начала XVIII века – до образования губерний). [9;286]
Появление
полков нового строя и разрядов изменили
и организацию походного
Большой полк, Разрядные полки, Полки ратников из центральных городов (Рязанский, Новгородский, Казанский…).
Большим
недочетом в организации
разрядный, поместный, стрелецкий, пушкарский, рейтарский, ствольный, драгунский, иноземный, солдатский, приказ Большого дворца, Казанский, Новгородский, Смоленский, Сибирский, аптечный, приказ по сбору хлебного и денежного жалования ратным людям нового строя…
Еще один недостаток допетровской армии – двойственность в комплектовании армии: одновременно с полками нового строя сохранялись и ратники сотенной службы (потому что содержание стрельцов и дворянского ополчения государству обходилось дешевле содержания постоянной армии).
Одним из главных преимуществ полков нового образца перед старой службой являлось систематическое обучение их военному делу. В 1647 году по указу царя Алексея Михайловича в Москве был издан устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (тут следует заметить, что это был уже не первый русский военный устав – первый устав в 1571 году составил воевода Михаил Иванович Воротынский, но только в 1647 году появился первый строевой устав, который был официальным документом и входил в полковое имущество). [9;290]. Устав давал массу сведений по военному делу, но был очень громоздким и сложным для понимания. Например, только заряжение и подготовка мушкета к выстрелу состояли из 57 приемов (или 57 «рукохватий»). [9;290-291]. Поэтому методами обучения солдат стали муштра и слепое повторение. Из-за этого военное обучение было настолько мало результативным, что в 1660 году царь Алексей Михайлович вынужден был вмешаться и лично указать воеводе Юрию Алексеевичу Долгорукому:
«Полковникам надобно крепко знать тое меру… что палят в двадцати саженях, а то самая худая боязливая стрельба, по конечной мере пристойно в десяти сажень, а прямая мера в пяти и в трех саженях, да стрелять надобно ниско, а не по аеру (воздуху)». [9;291].
Подведем итоги: к концу XVII века Россия имела вполне сформировавшееся регулярное войско, рядом с которым существовали и остатки старого поместного ополчения. Правительство располагало сотнями тысяч вооруженных ратников и вместе с тем ясно сознавало отсутствие правильной организации, централизованного управления и боевой готовности своих войск. И у стрелецких полков, и у полков нового строя был крупный недостаток: стрельцы и солдаты были не только военными людьми, т.е. занимались не только военной службой.
«Поселенные на казенных землях, имея право жениться и заниматься промыслами, солдаты и особенно стрельцы стали полувоенным, полупромышленным сословием». [10;545].
В такой обстановке, естественно, их боевая готовность и военные качества не могли быть высокими. Результатами такого положения дел стали неудачи двух Азовских походов Василия Голицына: ни 113.000 армия в 1687 году, ни 117.000 армия в 1689 году в Крым войти не смогли и Азов даже не осадили…
Россия обладала промышленной базой, позволявшей вооружать армию в достаточном количестве. Были офицерские кадры и опыт боевых действий. Регулярная армия уже существовала, об этом писал и сам Петр I:
«Понеже
всем есть известно,
коим образом отец
наш (Алексей Михайлович)…
в 1647 году начал регулярное
войско употреблять.
И таково войско в таком
добром порядке учреждено
было, что дела в Польше
показаны. И едва не
все Польское королевство
завоевано было.
Так же купно и со Швецией
война ведена была…
и Устав Воинский
издан был» [11;46], но не было только Человека,
который этот огромный потенциал реализует.
В условиях русского абсолютизма таким
человеком мог стать только сам царь.
Глава
II. Истоки и начало реформы.
Важным шагом к созданию регулярной армии Петра I явилась организация потешных полков.
В 1682 году началось правление царевны Софьи. Десятилетний Петр с матерью, Натальей Кирилловной Нарышкиной, оказался в опале и вынужден был переехать из Кремля в потешные подмосковные села [12;500] сперва – в село Преображенское. Здесь, «никем не руководимый, он начал продолжительную игру, какую сам себе устроил и которая стала для него школой самообразования, а играл он в то, во что играют все наблюдательные дети в мире, в то, о чем думают и говорят взрослые»[13;156] - Петр увлекся военным делом.
Страх перед стрелецким бунтом (1682) еще больше обострил чувства личного самосохранения и мести за обиды. Стрельцы стали крайне ненадежными: из опоры царя (при Иване Грозном) ко времени правления Софьи они становятся неким самостоятельным «сословием», достаточно сильным, чтобы диктовать свою волю царю…
Из кремлевской Оружейной палаты в Преображенское к Петру таскают разные военные вещи – оружие, знамена, порох, свинец… Кремлевский арсенал постепенно перекочевал в Преображенское.
По старому обычаю, когда царевичу исполнилось 5 лет, к нему из придворной знати назначили в слуги, в стольники и в спальники «породистых сверстников». Петр, увлекшись военными делами, начал верстать в свою службу молодежь из спальников, дворовых конюхов, сокольников и кречетников. Из них в ноябре 1683 года были созданы 2 роты (всего около 50 человек), которые путем набора всех «вольноохочих» (как из дворян, так и из холопов) выросли в 2 батальона, по 300 человек в каждом. При этом надо заметить, что «играл в солдаты царь, а товарищи его игр служили и за свою потешную службу получали жалование, как настоящие служилые люди» [13;156-157].
Постепенно игра все больше приближается к реальности: потешные были одеты в солдатские мундиры (западного образца, а не в стрелецкое платье!), получили полное настоящее солдатское вооружение; были назначены штаб-офицеры, обер-офицеры и унтер-офицеры; в рощах Преображенского постоянно шла тяжелая солдатская выучка.
Чтобы приучить солдат к осаде и штурму крепостей, в 1685 году на реке Яуза была построена «потешная крепость» - «городок Плесбурх» (или Пресбурх). Крепость осаждали с мортирами и всеми приемами военного осадного искусства. Здесь уже Петр не мог обойтись своими скудными знаниями – и начинается тесное знакомство царевича с Немецкой слободой.
В 1684 году иноземный мастер Зоммер показал Петру гранатную стрельбу.
В 1687 году князь Яков Долгорукий привез царевичу из Франции в подарок астролябию. Освоить ее сам 15-летний Петр не мог, пришлось звать «знающего человека» - голландца Франца Тиммермана. Он оказался человеком высокообразованным и смог обучить Петра арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации. После этого Петр был окончательно покорен западной культурой и уже к началу 1690-х годов среди потешных почти все офицерские должности заняли иноземцы (но главным командиром обоих потешных полков был поставлен русский – Автомон Михайлович Головин, комнатный стольник Петра, «человек гораздо глупый, но знавший солдатскую экзерцицию») [13;159]. Здесь уместно будет процитировать Платонова: «Петр… доверяя им (иноземцам), не ставил их на первые места: везде над ними возвышался русский человек, хотя бы и меньше иностранца знавший дело»[14;562] (исключение только шотландец Яков Брюс – президент Мануфактур- и Берг-коллегии).
В 1691 году из потешных отрядов формируется 2 полка – Преображенский и Семеновский. Значение этих полков для будущей петровской регулярной армии огромно: через эти полки пройдут почти все будущие высшие офицеры и сановники. Эти полки станут настоящей кузницей офицерских кадров русской армии.
Дополнительно были созданы еще 2 выборных московских полка – Бутырский (командир - Гордон) и Лефортовский (командир - Лефорт). Здесь надо отметить и личные заслуги иностранцев перед русской армией.
Петр Иванович (Патрик) Гордон (1635-1699) – шотландец, служил наемником в шведской и польской армиях в 1655-1661гг. С 661 года – на русской службе. Участвовал в Чигиринских (1676-1678) и Крымских походах. Дослужился до чина генерал-майора. Обладал огромными практическими и теоретическими военными знаниями, блестящий артиллерист. Именно он показал Петру высокое значение артиллерии в современной войне и сделал царя одним из лучших артиллеристов русской армии.
Франц Яковлевич Лефорт (1655-1699) – швейцарец, служил во французской армии, потом перешел в голландскую армию (в составе которой воевал против французов). В 1675 году 19-ти лет от роду – перешел на службу России. Участник русско-турецкой войны 1676-1681 гг., крымских походов 1687-1689 гг.; полковник русской армии.
Именно эти два опытных и образованных офицера ведут с Петром частые беседы по теории и истории военного дела, обсуждают вопросы обучения, вооружения, комплектования и содержания армии, передают России бесценные знания об опыте западноевропейских армий…
Постепенно командование всеми вооруженными силами сосредоточилось в Преображенском приказе – «избе», хотя формально остались и другие военные приказы, но они не играли важной роли. В потешных селах идет по-прежнему постоянное военное обучение петровской армии; ее обучают приемам обращения с мушкетами и копьями, стрельбе залпами мелкими группами и поодиночке, поротно и полками. Большое внимание уделялось одиночной подготовке, особенно стрельбе в цель и действиям гренадеров, которые впервые были введены в количестве одной роты в полку Гордона. После обучения отельных полков переходили к обучению совместным действиям пехоты, конницы и артиллерии. Завершались такие занятия ежегодными маневрами. Самые большие маневры прошли в 1691, 1692 и 1694 гг.
Маневры 1691 года ставили главной задачей научить совместным действиям пехоту и конницу. Эти маневры были двухсторонними: на одной стороне - 4 выборных полка, а на другой – стрельцы и дворянское ополчение. В ходе «сражения» победило войско нового строя.