Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:35, курсовая работа
За тридцать лет до появления кочевнических орд под стенами русских городов, в 1206г. на берегу центрально-азиатской реки Онон собрался курултай (съезд) степной аристократии. Вопрос, который он должен был решить, для всех давно был ясен. Да и кандидатура была всего лишь одна — Темуджин. Требовалось лишь провести формальный юридический акт утверждения кагана (верховного правителя) нового монгольского государства. В длительной, жестокой, коварной и изощренной борьбе Темуджин сумел объединить разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена в единое государство.
Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.
Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингисхана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.
Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям — основе феодального общества. Право собственности на землю и на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.
В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.
Семейно-брачное
право монголо-татар и
Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупали невесту из семьи или рода. В свою очередь родственники невесты обязаны были выделить ей приданое. Размер выкупа и приданого, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родителей молодожен.
Уголовное право Золотой Орды характеризовалось исключительной жестокостью. Это исходило из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды, деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношений, низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому обществу, находящемуся на самой начальной стадии феодализма. Жестокость и организованный террор являлись одним из условий установления и охраны длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе, смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Также она полагалась в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других, в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел. Казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Можно было также зарезать человека «как барана».
Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялся социальным положением убитого. У кочевников, за кражу баранов, лошадей и других тяглых животных требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатить выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.
В
уголовном процессе при дознании
привлекались свидетели, произносились
клятвы, применялись жестокие пытки.
В военно-феодальной организации
розыск необнаруженного или
Время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории различных стан. Это период тяжких испытаний для попавших под иноземное иго народов. Монголо-татарское нашествие надолго приостановило и отбросило назад экономическое, политическое и культурное развитие Средней Азии, Закавказья, Руси.
Монголо-татары, покоряя различные народы, устанавливали различные формы их политической зависимости. Часто они сохраняли существующую государственную организацию, ставя лишь местных князей в положение своих вассалов. Так было в Закавказье, на Руси, в некоторых других местах.
Правовая система, принятая Чингисханом и его преемниками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. Но неумолимые законы развития феодализма привели Золотую Орду сначала к распаду на крупные государства, а со временем все к большему дроблению, что и предопределило в конце концов крушение всех монголо-татарских государств.
2.2 Характеристика судебной системы
Судебная система Золотой Орды (Улуса Джучи) до сих пор не стала объектом самостоятельного исследования ни историков-востоковедов, ни историков права. Вопрос об организации суда и процесса Золотой Орды лишь затрагивался в работах, посвященных истории этого государства, в частности в исследовании Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского, а также в сочинении Г.В. Вернадского «Монголы и Русь» [6, с. 103 – 104]. Американский исследователь Д. Островски в статье, посвященной сравнению золотоордынских и русских государственно-правовых институтов, ограничивается кратким упоминанием о верховном суде Золотой Орды [8, с. 159]. В учебной литературе по истории государства и права России, Золотой Орде и ее судебной системе традиционно отводится всего несколько страниц, причем в описании суда этого государства нередко встречаются серьезные фактические ошибки.
Имеется ряд специальных исследований по эволюции государства и права Великой Монгольской империи, в которых освещался и вопрос организации ее судебной системы. Среди них — статья востоковеда Т.Д. Скрынниковой (Улан-Удэ) о судопроизводстве в Монгольской империи [9, с. 163 – 174]. Ее выводы интересны и для анализа организации правосудия в Золотой Орде, поскольку он первоначально составлял часть Монгольской империи и, соответственно, должен был в значительной степени позаимствовать ее институты. Однако говорить о полной идентичности государственной структуры Монгольской империи и Золотой Орды вообще и организации системы правосудия в частности не приходится.
В
упомянутой выше работе Т.Д. Скрынниковой
перечисляются следующие
Как и в Монгольской империи, высшей судебной инстанцией являлись правители Золотой Орды, которые во второй половине XIII в. получили сначала фактическую, а затем и официальную независимость и приняли ханский титул. Правосудие в качестве одной из функций ханской власти было унаследовано монголами от древних тюрков. Центральное правительство в Монголии признало право фактического основателя Золотой Орды — Бату (Батый, правил в 1227–1256 гг.) на суд над подчиненными ему нойонами и чиновниками.
Последующие ханы Золотой Орды также активно осуществляли судебные функции. Так, хронисты характеризуют внука Батыя, правившего в 1267–1280 гг.: «Мунке-Тимур-хан… был царем справедливым, умным, великодушным; в период своего султанства он укрепил справедливостью и правосудием основу ханства и правила правления, так что в его правление все обиженные благодарили его природу, а обидчики жаловались». Именно при Мунке-Тимуре в 1269г. Золотая Орда официально стала самостоятельным государством, а ее правители — суверенными государями, одним из неотъемлемых признаков, власти которых было осуществление функции верховного судьи.
Своеобразным подтверждением значительности судебной составляющей ханской власти служат монеты. На многих из них среди эпитетов монарха присутствует титул «ал-адил», который переводится обычно как «справедливый» или «правосудный». Этот эпитет мы встречаем на монетах ханов, правление которых совпало с эпохой расцвета Золотой Орды (конец XIII — первая половина XIV вв.).
Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников — великих ханов. Великая Яса основателя империи и ясы его преемников составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам.
Другой важный источник — ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя — хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью — тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т.д.). Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки — жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам. Современные исследователи уделяют внимание как раз этим видам ярлыков, вероятно, потому, что некоторое количество ярлыков — преимущественно посланий и жалованных грамот сохранилось до нашего времени в оригиналах и переводах.
Логично
предположить, что хан, являясь творцом
права (он подтверждал или отменял
постановления своих
Итак, хан Золотой Орды, как и каган Монгольской империи, лично осуществлял судебные функции. Но суд хана являлся лишь одной, хотя и высшей, судебной инстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по мере надобности он передавал судебные полномочия. Есть сведения о том, что курултаи осуществляли правосудие в Золотой Орде, также как и в Монголии.
Упоминания о суде курултая в источниках встречаются довольно редко. Можно предположить, что его судебная функция была лишь данью древнемонгольской традиции и вскоре была отменена, как, впрочем, и другие его функции. Это связано с тем, что указанные функции перешли в начале XIV в. к родовым князьям, которые вошли в государственный совет при хане.
Помимо князей, судебные функции выполняли также и даруги — наместники областей Золотой Орды. Их полномочия также отражены на монетах: известны, например, монеты наместника Хаджи. Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того князья в значительной степени могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана.
Следующей судебной инстанцией был, также как и в Монгольской империи, собственно суд. Правовой основой деятельности судов были в первую очередь ясы и ярлыки великих ханов и ханов Золотой Орды. В сочинении Мухаммеда Нахичевани говорится, что в ярлыках, назначающих на должность судей, прямо предписывается выносить решения на основе Ясы. Решения полагалось записывать в особые грамоты «яргу-намэ». Судьи-кади, появившиеся в Золотой Орде после того, как ислам стал официальной религией (в 1320-е гг.), опирались на традиционный для мусульман источник права — шариат.
Наконец, следует рассмотреть еще один судебный институт, возникновение которого можно объяснить лишь международными связями Золотой Орды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств, который действовал в областях, где существовали оживленные отношения между купцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр. В первую очередь это относится к Причерноморью, задолго до возникновения Золотой Орды ставшему центром международной торговли и дипломатии. Особый статус этого региона заключался в том, что его население проживало и вело дела, как правило, не только по законам того государства, которое считалось его сюзереном (каковым в XIII–XV вв. формально являлась Золотая Орда), но и в соответствии с исторически сложившимися нормами международного права, обычаями делового оборота, представлявшими собой некую смесь византийской, тюркской, персидской, арабской и других правовых систем, представители которых имели интересы в регионе. Соответственно, властям Золотой Орды приходилось учитывать эти реалии в своей законодательной и судебной практике. Так, в Крыму и других черноморских регионах постоянно присутствовали представители Генуэзской и Венецианской республик. Хан признавал консула в Азове главой венецианской общины, а консула в Кафе — главой генуэзской. Следует также отметить, что консул по своему статусу приравнивался к мусульманскому кади, т.е. помимо административных функций, обладал и судебными. Получив от ханов Золотой Орды значительные привилегии в торговле в Причерноморье, венецианцы добились также и права на правосудие в Золотой Орде не ее собственным судом, а с помощью своеобразных международных судебных институтов, которые, по сравнению с судом Монгольской империи, являлись нововведением. Порядок организации и действия подобных судов определялся, в частности, вышеупомянутыми ярлыками-договорами ханов Золотой Орды с Венецианской республикой.
Информация о работе Влияние Золотой Орды на развитие российской государственности и право