Влияние Золотой Орды на развитие российской государственности и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

За тридцать лет до появления кочевнических орд под стенами русских городов, в 1206г. на берегу центрально-азиатской реки Онон собрался курултай (съезд) степной аристократии. Вопрос, который он должен был решить, для всех давно был ясен. Да и кандидатура была всего лишь одна — Темуджин. Требовалось лишь провести формальный юридический акт утверждения кагана (верховного правителя) нового монгольского государства. В длительной, жестокой, коварной и изощренной борьбе Темуджин сумел объединить разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена в единое государство.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Золотая Орда.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     «Черные»  татары занимали открытую степь к  северу от пустыни Гоби и подчинялись  своим ханам, презирая «белых» татар, которые продали свою свободу  и независимость за тряпки и чашечки. Сами они пасли скот, который кормил их и одевал, так как ходили они в одеждах из шкур.

     Однако  «черные» татары вызывали не меньшее  презрение у «диких», занимавших территории еще севернее. У «диких»  татар отсутствовали даже зачатки государственности, поскольку подчинялись они лишь старшим в роду, а если подчинение становилось в тягость, младшие всегда могли отделиться. Хозяйство «диких» татар основывалось на охоте и рыболовстве, так как больше всего на свете они ценили свою волю. Для девушки из числа «диких» татар выйти замуж за «черного» татарина, который будет заставлять ее доить коров или пасти овец, считалось унизительным наказанием.

     Как мы видим, у степняков различных  племен были разные стереотипы поведения. Отношение к власти, родству, природе - все различало татар между собой.

     Одним из небольших народов Великой  степи были монголы, обитавшие в  пограничье «черных» и «диких» татар, в восточном Забайкалье. Своими прародителями  монголы считали Борте-Чино (Серого Волка) и Алан-Гоа (Пятнистую Лань). К XI-XII вв. в лесостепных урочищах к северу от реки Онон обитали несколько монгольских родов, в состав которых вошли окрестные аборигены.

     По  рекам Селенге и Толе в центральной  части Монголии кочевал народ  кераиты. Кераиты управлялись ханами - уважаемыми людьми, которые получали соответствующие должности в зависимости от своей популярности в народе. Жили кераиты не семейными общинами из двух-трех юрт - аилами, а куренями, когда множество юрт ставилось вместе, окружалось телегами и охранялось воинами, ибо кераиты боялись нападения. Они, в отличие от соседних народов, в 1009 г. приняли христианство несторианского толка и с тех пор стали очень набожным народом.

     К западу от кочевий кераитов, в предгорьях Алтая, обитал народ найманы (монгольское слово «найма» значит «восемь» - именно столько родов имелось в их племени). Найманы были потомками киданей, вытесненных чжурчженями (маньчжурами) с прежних становищ. Берега Байкала, к востоку от нынешних Иркутска и Верхнеудинска, занимало храброе и воинственное племя меркитов, а в Саяно-Алтае расселились племена ойратов. Все племена Великой степи часто враждовали между собой, но конфликты носили характер пограничных стычек.

     Жизнь кочевников была обеспеченной, но трудной, а главное - бесперспективной. Все высшие должности можно было занять только по праву рождения, которое определялось очень сложно, и случалось так, что двухлетний ребенок получал право стать ханом и иметь звание нойона (князя), а мудрый старец или могучий богатырь такой возможности не имел. Но так бы и жили степняки привычной жизнью, проводя ее среди родной природы в повседневных трудах и стычках с соседями, если бы прошедший по широте Байкала пассионарный толчок XI в. не вызвал вспышку этногенеза двух враждовавших народов - монголов и чжурчженей.

     Среди степняков уже к концу XI в. стало  заметно появление людей с  нетрадиционным поведением. Храбрые  молодые люди, способные к активной деятельности и стремившиеся получить награду за свои подвиги в походах  и войнах, оказывались обделены теми, кто был выше по происхождению, но значительно уступал им по способностям. И вот эти люди с новыми взглядами уходили из своих куреней в леса и горы. Жили они или охотой, или кражей овец и лошадей у своих соседей. Соседи, конечно, устраивали облавы и истребляли нарушителей традиций, но число людей, покидавших свои становища, все увеличивалось, и назывались они – «люди длинной воли».

     Следует отметить, что монголы и маньчжуры  постоянно враждовали, что проявлялось  в форме набегов, открытых столкновений и т.д. Но с ростом энергетических потенциалов этих народов характер противостояния изменился. Известно следующее легендарное обоснование ужесточения монголо-маньчжурской вражды: якобы какой-то оракул предсказал чжурченьскому Богдо-хану, императору Северного Китая, что его народ погубят именно кочевники-монголы. Император решил предупредить усиление монголов и стал ежегодно посылать на их становища военные отряды, которые истребляли мужчин, хватали женщин и детей, приводили их в Китай и продавали в рабство. Китайцы покупали пленников для работы на плантациях. Некоторым монголам удавалось бежать. Естественно, что они помнили нанесенные им обиды, и «мщение проникло в их кровь».

     Когда постоянные набеги маньчжуров приняли  устрашающий характер, монголы осознали необходимость объединения. Их племена организовались и избрали хана. Первый монгольский хан, проявивший себя как значительный государь, носил имя Хабул. Хабул-хан правил в 30-40-х годах XII в. и сумел остановить натиск маньчжуров. В то время, когда китайцы, потерпев сокрушительное поражение от чжурчженей, были вынуждены уступить им большие территории, монголы разбили чжурчженей и заставили их оттянуть войска от монгольских рубежей. Однако вскоре после смерти Хабул-хана (1149г.) племенной союз монголов распался, так как обыватели, составлявшие большинство, не мыслили себя подчиненными «людям длинной воли» и оказывали им очень слабую поддержку. Обыватели предпочитали по-прежнему кочевать по степям.

1.7 Краткое описание внешности, быта и занятий монголов

     Внешний вид монголов был весьма своеобразен и имел значительные отличия от внешности других тогдашних представителей монголоидной расы. Щеки у них очень выдавались от скул, нос был плоским и небольшим, глаза были маленькими с приподнятыми до бровей ресницами. В поясе они были тонки и обычно невысокого роста. Борода у всех вырастала очень маленькая. На маковке головы у них имелось гуменце наподобие клириков и все брили голову на три пальца ширины от одного уха до другого. Эти выбритые места соединяли с вышеупомянутым гуменцем. Надо лбом таким же образом все брили волосы на два пальца ширины. Те волосы, которые находились между гуменцем и вышеупомянутым бритым местом, оставляли расти вплоть до бровей, а с той и другой стороны лба оставляли их длинными, обстригая их более чем наполовину; остальным же волосам давали расти. Из этих волос они составляли две косы и завязывали каждую за ухом.

     Ставки  у них были круглые, изготовленные  наподобие палатки и сделанные  из прутьев и тонких палок. Наверху, в середине ставки, имелось круглое  окно, служившее также своеобразным дымоходом. Стены же и крыши были покрыты войлоком, из которого также были изготовлены двери. Некоторые ставки были велики, а некоторые небольшие сообразно достоинству людей. Некоторые быстро разбирались, чинились и переносились на вьючных животных, другие не могли разбираться, но перевозились на повозках. Для меньших при перевозке на повозке достаточно было одного быка, для больших – три, четыре или даже больше, сообразно с их величиной, и, куда бы они не шли, на войну или в другое место, они всегда перевозили их с собой.

     Ели монголы очень мало. Их пищу составляло исключительно мясо.  Хлеба, зелени и овощей у них не было. Они ели собак, волков, лисиц и лошадей…

     Монголы очень грязнили себе руки жиром от мяса, а когда поедят, то вытирали их о свои сапоги или о траву. У  более благородных были маленькие  суконки, которыми вытирали руки после принятия пищи. Пищу разрезал один из них, а другой брал острием ножа кусочки и раздавал каждому, одному больше, а другому меньше, сообразно с тем больше или меньше кого они хотели почтить. Посуды они не мыли, а если иногда и мыли мясной похлебкой, то снова с мясом выливали в горшок. Также если они очищали горшки или ложки, или другие сосуды, то назначенные для этого люди мыли точно также. У них считалось великим грехом, если каким-нибудь образом дано было погибнуть чему-нибудь из питья или пищи, отсюда они не позволяли бросать собакам кости, если из них прежде не высосать мозжечок. Свои платья они также не мыли и не давали мыть, даже под дождем.

     Кобылье молоко, если оно было, они пили в  огромном количестве, пили также овечье, коровье и верблюжье молоко. Вина, пива и меду у них не было, если этого им не присылали и не дарили другие народы.

     Одеяние для мужчин и женщин шилось одним  и тем же способом. У них не было ни плащей, ни шапок, ни шляп, ни шуб. Кафтаны носили из букарбана, пурпура или балдахина, сшитые следующим образом. Сверху донизу они разрезались и на груди запахивались. С левого боку они застегивались одной, а на правом тремя пряжками, и на левом боку также разрезались до рукава. Полушубки, какого бы рода они не были, шились таким же образом. Замужние женщины носили один кафтан, очень широкий и разрезанный спереди до земли. На голове же они носили нечто круглое, сделанное из прутьев или из коры, длиной в один локоть и заканчивающееся наверху четырехугольником. Снизу доверху этот убор увеличивался в ширину, а наверху имел один длинный и тонкий прутик из золота, серебра, или дерева, или даже перо. Этот убор был нашит на шапочку, которая простиралась до плеч. И как шапочка, так и вышеупомянутый убор покрывались букарбаном или пурпуром, или балдахином. Без этого убора они никогда не появлялись на глаза людям, и по нему их узнавали другие женщины. Девушек же и молодых женщин с большим трудом можно было отличить от мужчин, так как они одевались как мужчины.

     Мужчины практически ничего не делали. Их занятиями были только изготовление стрел, охота и попечение о стадах. Они регулярно охотились и упражнялись в стрельбе. Своих детей монголы с раннего возраста приучали к  военному ремеслу. Когда им исполнялось два или три года от роду, их сразу же обучали верховой езде.

Девушки и женщины также ездили верхом и неплохо обращались с луком. Также на них лежала ответственность  за имущество и его охрану. Жены делали все: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правили повозками и чинили их, вьючили верблюдов и во всех делах были очень проворны и скоры.

Во главе  десяти человек ставился десятник, во главе десяти десятников ставился сотник, во главе сотников – тысячник, а во главе десяти тысячников ставился один человек, и это число воинов у них называлось «тьма». Во главе же всего войска ставили двух или трех вождей, но таким образом, что двое из них подчинялись одному. Когда войска находились на войне и если хотя бы один из десяти бежал, то умертвлялись все, если бежали все десять, а другие сто нет, то умертвлялись все: и, говоря кратко, если не отступали сообща, то все бегущие умертвлялись. Точно так же, если один или двое смело вступали в бой, а десять других не следовали, то их также умертвляли, а если из десяти попадали в плен один или больше, а другие же товарищи не освобождали их, то их также умертвляли [5, с149].

     В вооружении они имели, по меньшей  мере, два или три лука, или  один очень хороший, три больших  колчана со стрелами, один топор  и три веревки, чтобы тянуть орудия. У богатых же были и мечи, заостренные на конце, режущие только с одной стороны и немного закривленные.

У некоторых  из них были копья, на шейке которого был крюк, с помощью которого можно  было стянуть всадника из седла. Длина  их стрел составляла два геометрических фута, одну ладонь и два пальца. Железные наконечники на стрелах были очень острыми, режущими с обеих сторон; монголы постоянно носили с собой напильники для изощрения стрел. Щиты у них были сделаны из прутьев, обычно из ивовых, но монголы их носили очень редко: только для охраны императора, князей и ночью в лагере. Для охоты у них были абсолютно другие стрелы.

     Когда они желали пойти на войну, они  отправляли вперед передовых застрельщиков, у которых с собой не было ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Застрельщики никого не грабили, не жгли домов, не убивали скот, а только ранили и убивали людей, а если не могли, то просто обращали их в бегство. За ними следовало войско, которое, наоборот, забирало все, что находило, и брало не сбежавших людей в плен, в последующем которых обращали в рабов или убивали. Тем не менее, стоящие во главе войска посылали после этого глашатаев, которые должны были находить сбежавших людей и их укрепления. Следует заметить, что глашатаи были очень искусны в розысках.

Всякий  раз, когда монголы видели врагов, они шли на них, пуская стрелы, а  если видели, что не могут их победить, то отступали вспять к своим. И  это делали ради обмана, чтобы враги  следовали за ними до тех мест, где  была устроена засада. А если же силы врага превосходили их, то они отступали на несколько дней пути и тайно нападали на другие части земель, или пребывали в безопасных местах, выжидая пока армия противника разделится. И тогда разбивали врагов частями, опустошая все на своем пути. Ибо в войнах они были весьма хитры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности права  Золотой Орды

     2.1 Общая характеристика  права в государстве

     Слабая  из-за недостатка источников изученность права Золотой Орды ограничивает возможность его обстоятельного изложения. Источником права в Золотой Орде являлась, прежде всего, Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и в местностях с оседлым населением.

Информация о работе Влияние Золотой Орды на развитие российской государственности и право