Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:35, реферат
Целью данной работы является освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.
Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:
Формирование общего мировоззрения декабристов и их взглядов.
Анализ особенностей мировоззрения декабристов периода сибирской ссылки.
Характеристика деятельности декабристов в Сибири.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Мировоззрение декабристов, его эволюция………………………………….…..5
Просветительская деятельность декабристов в Сибири…………..…………12
Вклад декабристов в исследование и развитие Сибири…………………….…18
Заключение……………………………………………………………………….……..27
Список литературы………
План
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
180 лет назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.
Попытка
декабристов преобразовать
Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.
При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс населения России.
Важными вехами в этом отношении стали 100-летие и 150-летие со дня восстания декабристов. В связи с первой датой началось издание следственных материалов о восстании, и появились первые монографические работы, а со второй – широкий размах исследовательской работы по всему комплексу проблем, связанных с декабристским движением. Особенно активно изучение декабризма стало развиваться после создания в 30-х годах Института Истории Академии наук СССР и образования в его составе под руководством академика М.В. Нечкиной группы изучения декабристского движения и революционной ситуации в России.
К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е. Щёголева, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, В.А. Фёдорова и других учёных, освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и суда над декабристами.
В процессе подготовки к 150-летию со дня восстания декабристов, наряду с продолжением ранее начатых исследований о самом восстании, суде и следствии получило значительное развитие изучение сибирского периода жизни и деятельности декабристов. Возник ряд новых центров изучения декабристского движения (Иркутск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и др.).
В
ряде работ выдвинута и развивается
идея о существенной эволюции ссыльных
декабристов в сторону
Эту точку зрения разделяет другой автор В.Г. Кокошко, который писал, что декабристы «свою культурно – просветительскую деятельность в Сибири…рассматривали как продолжение прежней борьбы с феодально-абсолютистским строем».2
Целью данной работы является освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.
Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:
Для
решения поставленных в работе задач
использованы ряд документальных публикаций
и научная литература по истории
декабристского движения, особенно документы
и литература о сибирском периоде
жизни и деятельности декабристов.
1.
Мировоззрение декабристов,
его эволюция
Истоки формирования мировоззрения декабристов сложны и многообразны.
Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: в последнем десятилетии XVIII века, или в первые годы XIX века.
Все
декабристы (исключения крайне редки)
были по происхождению дворянами, принадлежали
к привилегированному сословию тогдашней
крепостной России. Множество разнообразных
явлений русской жизни с
Декабристы росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека.
И
поэтому одной из причин, побудивших
их восстать против самодержавия, декабристы
на следствии называли саму российскую
крепостническую
Следует отметить и высокий уровень образованности будущих декабристов. Одни из них учились в Московском университете, другие – в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи – в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы, «духом времени». Так, из мемуарной литературы можно узнать, что в Царскосельском лицее «был обычай злословить царя, называть его дураком, и положено жесточайше наказывать того, кто выдаст».1 «Правилом хорошего тона» в лицейской среде также считалось «порицать начальство, развивать идеи равенства, знать все дерзкие и возмутительные стихи или самому быть сочинителями оных, знать и толковать о конституциях, насмехаться над выправкой в войсках, презирать звание верноподданного, высоко чтить либерала».2
Сомнение
в справедливости самодержавного строя
рано пробудилось в молодых умах.
Крестьян в университет не допускали,
но на университетских скамьях
Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились бедные люди. В учебнике же естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: «Законы должны быть для всех граждан одинаковы». Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги – опять к русской действительности.
Огромное влияние на формирование просветительских взглядов декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, совпадали с той действительностью, которая окружала юношей.
Русская прогрессивная печать начала XIX века выступала в защиту идей передовых французских корифеев вольнолюбия – Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье. Просветительская идеология проникла даже в среду деятелей официального просвещения. Так, профессор Ярославского Демидовского высших наук училища Г.Ф. Покровский, выступая в местном Обществе любителей российской словесности с рассуждением «О степенях образования людей и народов», связал эту проблему с наличием благоприятного климата и естественных богатств у людей и народов, утверждая, что «сокровища земли – первое основание нравственного воспитания». По мнению Покровского, труды и образ жизни человека взаимосвязаны. Он напоминает, что человек может совершать подвиги громкие, славные и героические только тогда, когда чувствует свое достоинство; а там, где народы управляются тиранами, люди «представляют собой стада невольников, у которых вся чувствительность притупляется от претерпения бедствий».3
Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их движения. Именно война 1812 года глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах родины, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как они верили, рано или поздно должен найти в себе силы для освобождения от внутренней тирании – сбросить ярмо крепостного рабства.
В течение 1812 – 1815 годов будущие декабристы оказались свидетелями событий мирового значения, они наблюдали, с какой легкостью разрушались или воссоздавались троны, ломались старые порядки. Это внушало им надежду на возможность революционных перемен и в России.
В январе 1818 года в Москве была создана декабристская организация под названием «Союз благоденствия» (или Союз общественного благоденствия, называемый в документах следствия Союзом благотворения и Обществом «Зеленой книги»). Это была довольно многочисленная (более 200 человек) тайная организация с заранее разработанным уставом, в котором были изложены организационные и отчасти программные принципы.
Согласно уставу, члены Союза благоденствия обязывались принимать самое активное участие в общественно – политической жизни страны. Работа над распространением в стране прогрессивных общественных идей являлась для декабристов не самоцелью, а важным средством подготовки революционного переворота.
В
своих высказываниях и
По убеждению декабристов, социальному преобразованию России должно способствовать духовное, нравственное, эстетическое «приуготовление» тех, кому предстояло осуществить это преобразование или способствовать ему.
Время следствия и пребывания в казематах после восстания (1825-1840 гг.) характеризуется кризисом декабризма, вызванным поиском новых путей преобразования общества.
Убедившись в период следствия в закономерности и правильности основных принципов выдвинутой ими программы, декабристы в казематский период ищут новые средства преобразования общества. Как и для всей общественно – политической мысли России этого периода, этот поиск был сложным и противоречивым. Вставали вопросы, необходима ли революция, о роли насилия, с народом или без народа совершать преобразования. Кризис был преодолен на теоретической основе просветительства.
Информация о работе Вклад декабристов в исследование и развитие Сибири