Ведовские процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение ведовских процессов в Германии в XV-XVI веках и их последствий.
Задачами данной работы является следующее:
Изучить экономическую и политическую ситуацию в Германии в XV-XVI вв;
Рассмотреть роль церкви в жизни общества Германии в XV-XVI вв;
Подробно остановиться на понятиях «ведьма», «

Содержание

Введение………………………………………….…………………………….….3
Глава 1. Германия в XV-XVI веках
1.1 Социальное положение в Германии в XV-XVI веках………………………5
1.2 Церковь в Германии начала XV – XVI вв. Мартин Лютер и начало Реформации……………………………………………………............................13
Глава 2. Образ ведьмы в умах народа и трудах церковников в Германии в XV-XVI веках
2.1 Образ ведьмы в Средневековой Германии в XV-XVI веках……………...23
2.2 Научные исследования ведовских процессов………………………...……42
Глава 3 Охота на ведьм в Средневековой Германии
3.1 « Очищающие костры» в Европе и Германии XV-XVI веках.…………...53
3.2 Понимание и особенности ведовских процессов в Германии в XV-XVI вв………………………………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….80
Список источников………………………………………………………………83
Приложения……………………………………………………………………...88

Работа содержит 1 файл

Ведовские процессы.doc

— 629.00 Кб (Скачать)

      В своих тезисах Лютер опровергал католическую догму о возможности спасения души лишь при посредничестве клира и на основе установленного церковью обряда. Он подчеркивал значение совести верующего, необходимость для его оправдания глубочайшего личного раскаяния в грехе. Только дойдя до полного смирения перед Божьей волей, человек может обрести спасающую помощь Божьего милосердия. Именно оно, даруя веру, несет оправдание. Разъясняя суть своих тезисов, Лютер писал, что вздор проповедуют те, кто утверждают, будто как только грош зазвенит в ящике для монет продавца индульгенций, тотчас душа умершего, для спасения которой их покупали, уходит из чистилища в рай. «Достоверно другое, что как только грош зазвенит в ящике, жадность и корыстолюбие возрастают: тщетной и ложной является надежда найти спасение при помощи индульгенций, если бы даже сам папа готов был заложить при этом свою душу» (Санников П. Л., 2000, с. 48).

      В тезисах Лютера было немало противоречий, но здесь уже наметились основы его  учения, которые он углубил и обосновал  позднее. Главное место в этом учении принадлежит концепции «трех только»: человек спасается только верой; он обретает ее только через милость Божию, а не вследствие каких-либо личных заслуг; авторитетом в делах веры является только и единственно Священное писание. Учение Лютера о спасении верой вело к далеко идущим последствиям. Если оправдание человека свершается в полной зависимости лишь от Божьего милосердия, то исключаются роль посредничества католического клира и значение церковной иерархии в судьбах верующих – каждого в отдельности и общины в целом. Теряет смысл существование всей многоступенчатой церковной системы во главе с папой, а участь верующего определяет лишь его личное, интимно-непосредственное отношение к Богу. Возможные результаты этой логики не сразу осознал и сам Лютер. Он категорически отверг в своем учении каноническое право, которым обосновывались притязания папства и церкви, и перечеркнул авторитет «священного предания». Только Священное писание содержит истину веры, и оно не нуждается в толкованиях папы, так как открыто всем.

      Ранняя  теология Лютера, пока не систематизированная, полная противоречий, стремительно развивалась в его борьбе с оппонентами и не исключала различных толкований. Она освобождала совесть человека от подчинения внешним авторитетам, утверждала право общин верующих на независимость от церковной иерархии и папства. Именно в этой живой и творческой форме она быстро получила известность не только в Германии, но и в других странах Европы – до того, как церковь начала за это жесточайше карать. Она оказала мощное воздействие на всю последующую историю Реформации, ведь эти работы продолжали жить и тогда, когда Лютер начал вносить в свое учение уточнения и изменения (Санников П. Л., 2000, с. 50).

      Не  признавая роли духовенства как  высшего религиозного авторитета, Лютер, однако, никогда не подвергал сомнению функции церкви как наставницы людей: она лишь должна была стать другой, «евангелической», чтобы помогать человеку в религиозной жизни, в понимании Священного писания и способствовать его «смирению» в повседневном поведении.

      Тезисы  Лютера за короткий срок обрели феноменальную  популярность. Друзья Лютера – и гуманисты, и члены ордена августинцев – переводили их с латыни и распространяли (Санников П. Л., 2000, с. 50).

      Опасность идей Лютера осознали инквизиторы. Они  официально обвинили его в ереси, но процесс, как обычно, двигался по церковным инстанциям медленно.

      В 1520 г. в одном из важнейших своих  произведений – «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» – Лютер предложил программу церковно-политических преобразований. Обращаясь к императору, князьям и дворянству, он призвал светских лиц возглавить движение за реформу церкви, поскольку бедствия дошли до крайности, а никаких надежд на добрую волю самого Рима нет. Здесь же было выдвинуто учение о «всеобщем священстве», которое стало одной из основ новых евангелических представлений и оказало сильнейшее воздействие на общественную мысль XVI в. (Мартин Лютер, 2002, с. 187). Лютер утверждал, что у католического духовенства нет монопольного права на священство, им обладают в силу своего крещения все миряне. Различие между светскими и духовными лицами, которое проводит римская церковь, – «хитрая выдумка, сплошная ложь... Все христиане поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы, разве лишь по должности» (Источники по истории Реформации, 1906, с 5-6). Священнослужитель – не особое состояние, для обретения которого необходимо свершить специальное таинство, а должность в церкви, на которую община может избирать подходящих лиц. Лютер требовал четко разграничивать прерогативы двух властей – светской и духовной, как и сферы действия светского права, которому он придавал первостепенное значение в обеспечении порядка, необходимого для христианской жизни, и права церковного. Он обосновывал необходимость секуляризации церковных имуществ и роспуска монашеских орденов, в монастырях предлагал разместить общественные школы, приюты, госпитали. Стремясь к независимости страны от притязаний папского Рима, Лютер, подобно гуманистам, взывал к национальным чувствам немецкого народа (http://netherlands.upelsinka.com/index.html).

      В июне 1520 г. папа Лев X подписал буллу, угрожавшую Лютеру отлучением от церкви, если он не отречется от своих заблуждений. В ответ Лютер издал сочинение «О свободе христианина», где подчеркивал, что в вопросах совести христианин не подчиняется никому, в области же внешней, «плотской» свободы гарантами порядка являются существующие светские власти. Здесь, таким образом, были обозначены границы понимания Лютером Реформации: отвергая существующий церковный строй, она не должна была затрагивать строй социально-политический. Такая политическая консервативность сближала позиции Лютера и основной массы немецкого бюргерства того времени.

      В декабре 1520 г., после того как папская  булла вошла в силу, началось сожжение книг Лютера. Он ответил публичным  символическим актом сожжения одного из экземпляров буллы, а также книги по каноническому праву. Смелая позиция Лютера, не побоявшегося угроз Рима, принесла ему огромную популярность в Германии. Он стал национальным героем. Множество типографий печатали произведения Лютера и его единомышленников, сделав реформационные идеи достоянием широких масс.

    Проанализировав данный материал можно сказать о  том, что духовная жизнь и менталитет феодального общества Западной Европы отличались глубокой религиозностью. Католическая церковь являлась могущественным феодальным институтом. Христианство и деятели католической церкви сыграли важную роль в передаче традиций античной цивилизации, в развитии обществознания, науки. Христианская мораль и этика внедряла в общественное сознание нравственные ценности, служившие основой общечеловеческой культуры и европейской цивилизации.

    Реформация  в Западной и Центральной Европе, а в частности в Германии, представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, как известно, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной – самым крупным социальным движением Средневековья.

    Основной  причиной Реформации являлось недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось экономической узурпацией, созданием препятствий на пути централизации власти и развития капитализма.

    Идеологи  Реформации в выдвинутых ими тезисах отрицали необходимость католической церкви с ее иерархической структурой. По их мнению, человека приобщают к благодати не таинства церкви, а личная вера, поэтому сторонники обновления церкви отрицали духовенство и его посредническую роль между богом и людьми. Единственным авторитетным источником для христианина они признавали Священное писание, а не декреты пап. Они требовали уменьшения поборов на содержание служителей церкви, отрицали ее права на землю. Поэтому Лютер доказывал, что нужно секуляризировать церковное имущество, распустить монастыри и разместить в них школы и больницы.

    Таким образом, с рубежа XV – XVI вв. в Европе стало складываться новое мировоззрение, основанное на гуманизме. Теперь в центр  мира ставилась конкретная личность, а не церковь. Гуманисты резко противостояли традиционной средневековой идеологии, отрицая необходимость полного подчинения души и разума религии. Человек все более интересуется окружающим миром, радуется ему, пытается его усовершенствовать.

    Еще одной характерной чертой данного периода, наравне с Реформацией, являются массовые ведовские процессы. Существует несколько версий относительно их возникновения. По одной версии, охота на ведьм стала лишь продолжением практики искоренения ересей. Сторонники этой точки зрения утверждают, что инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, и относят начало охоты на них к XII веку, когда появляются сведения о секте катаров. XI—XII столетия, как известно, стали временем расцвета еретических движений богомилов, альбигойцев и вальденсов, и католическая церковь отреагировала на это созданием в 1215 году специального органа — папской инквизиции — для розыска и наказания еретиков. Однако инквизиция отнюдь не ставила своей целью уничтожение ведьм. Она преследовала подозреваемых в колдовстве лишь в случае их причастности к еретическому движению. Наконец, согласно одному из самых убедительных объяснений, распространению ведовской истерии способствовало появление демонологических ученых трактатов — инструкций по поиску и искоренению ведьм. Они базировались на авторитете Ветхого завета: «Ворожеи не оставляй в живых», — гласит книга Исхода (22:18). Одно из самых влиятельных руководств такого рода — знаменитый «Молот ведьм» монахов-доминиканцев Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса (Христофорова О. Б., 2004, с 74). Более подробно данное «явление» мы рассмотрим в следующей главе.

 

Глава 2. Образ  ведьмы в умах народа и трудах церковников

в Германии в XV-XVI веках

2.1. Образ ведьмы в Средневековой Германии в XV-XVI веках

      Прежде чем описывать образ ведьмы, необходимо выявить понятие колдовства в Средние века.

      Вера  в колдовство универсальна, однако не существует универсального определения  колдовства, поскольку это слово  имеет различные значения в различных  культурах и в разные периоды истории. Термин имел и положительный и отрицательный смысл. В общем – это волшебство, то есть магическая манипуляция сверхъестественными силами, которая осуществляется путем заклинаний и вызывания духов. Заклинания могут служить целям, как добра, так и зла. Магия и волшебство использовались с доисторических времен для обретения контроля над силами природы и улучшения повседневной жизни. Однако в большинстве сообществ колдовство расценивалось как вредоносная разновидность волшебства. Антропологи определяют колдовство как врожденный дар – использование злой силы, способность воздействовать психически, без необходимости обращаться к ритуалам или заклинаниям. Это определение применимо к некоторым племенным сообществам, но в западном колдовстве мы, как правило, имеем дело с чарами. Колдовство также подразумевает использование сверхъестественных возможностей, таких как невидимость, изменение облика, способность к полетам, способность убивать на расстоянии, ясновидение и астральная защита. В период Ренессанса колдовство определяли как черную магию, ересь и поклонение дьяволу. Ассоциации со злом и дьяволом существуют и в современной культуре Запада. Борцы за возрождение колдовства на Западе дали ему новое определение как неоязыческой религии, поклоняющейся рогатому богу, не имеющей связи с христианством или дьяволом. Кроме того, неоязыческое ведьмовство дозволяет использование магии лишь во благо и никогда во зло. По большей части суть колдовства заключается в чтении заклинаний, что обычно воспринимается общественностью со страхом и недоверием, хотя и представляет собой важную социальную функцию, позволяя людям исправлять зло и избегать горестей, стрессов и проблем. Начиная с XIII века, Христианская церковь повела кампанию по искоренению еретиков, а заодно, в середине XV века, обрушилась и на ведьм. На протяжении двух с половиной веков ведьм преследовали и казнили как еретиков, обвиняя их в пособничестве дьяволу. Большинство кампаний охоты на ведьм проводилось церковью, как католической, так и протестантской.

      Большинство современных историков называют цифру от 150 000 до 200 000 казненных по обвинению в колдовстве, причем около 100 000 человек на территории Германии (История Европы. Т. 3., 1993, с. 207).

      Теперь  рассмотрим понимание слова ведьма. При слове «ведьма» обычно представляют безобразную старуху (которая, впрочем, способна представляться прекрасной женщиной) с нечесаными волосами, редкими зубами и пронзительным взглядом, окруженную кошками и другими животными. С помощью нечистой силы она вредит своим соседям, насылает болезни и смерть на людей, отбирает молоко у коров, вызывает непогоду, засуху и моровые поветрия, варит зелья, оборачивается разными животными и предметами, по ночам летает на метле или козле на ведовской шабаш – сатанинские оргии. Этот образ восходит отчасти к европейскому фольклору, отчасти – к творчеству демонологов начала нового времени. На многих картинах и гравюрах XVI–XVIII веков (от Питера Брейгеля-старшего и Альбрехта Дюрера до Франсиско Гойи) изображен один и тот же сюжет: обнаженные женщины, молодые и старые, в окружении магических книг, черепов, змей и жаб варят в котлах свое отвратительное зелье либо на козлах, собаках и ухватах летят на ночное сборище.

      Первое  упоминание о шабашах относится  к IX веку. Оно входило будто бы в постановление собора, состоявшегося в Анквире; но дело в том, что об этом соборе ничего неизвестно, не осталось никаких сведений, и потому автор упомянутого постановления так и остался анонимом. Но само оно очень характеристично. В нем говорится, что некоторые женщины, предавшиеся сатане, обманутые фантасмагориями, которые перед ними совершал демон, верили, что они по ночам летают с Дианой, сидя на разных зверях, и пролетают так громадные расстояния, следуя по пути, по какому ведет их Диана. И если б они одни верили в такие ночные путешествия, то это бы еще не беда, они лишь одни и погубили бы свои души, но они всем рассказывают об этом, и народ тоже верит в эти поездки. А поэтому, говорится в увещании, надо, чтобы все духовенство обратило на это внимание и проповедовало бы людям, что все это вздор, что нечистый дух нарочно напускает такие видения на нечестивых женщин, что никто и никогда на самом деле таких поездок не совершал, а лишь видел их как бы во сне.

      Таким образом, это постановление показывает, что в народе верование в ведьм и их шабаши существовало много раньше XV века, и только, быть может, не было так распространено как потом. Не распространялось же это верование, вероятно, потому, что духовенство и правящие классы, как видно из приведенного выше постановления, не верили этим бредням, не преследовали их, как нечто реальное, а потому и не придавали им в глазах народа привлекательности запрещенного плода. Такое благоразумное отношение к ведьмовству встречается даже и у писателей XV века, но тут уж это было не правилом, а исключением, потому что, благодаря многочисленным процессам ведьм, их ночные поездки и шабаши с дьяволом стали известны с такими подробностями, что самые упорные скептики перестали сомневаться. Теория «иллюзии», т.е. дьявольского наваждения, по которой выходило, что реальных поездок на помелах не существует, хотя еще и имела немногочисленных сторонников, но она все же резко видоизменилась. Теперь уже стали толковать так: тело ведьмы, точно, на шабаш не летает, но дьявол, после того, как ведьма натрется особой волшебной мазью, выхватывает из нее душу и препровождает ее на шабаш. Значит, ведьма хоть и не вся, а все же участвует на шабаше самолично и непосредственно; тело же ее в это время лежит в бесчувственном состоянии, и дьявол устраивает так, что никто его не видит. По окончании же шабаша дьявол приносит душу назад, соединяет ее с телом, и ведьма остается в уверенности, что она была на шабаше, и запоминает все подробности своего путешествия.

Информация о работе Ведовские процессы