Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:09, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение ведовских процессов в Германии в XV-XVI веках и их последствий.
Задачами данной работы является следующее:
Изучить экономическую и политическую ситуацию в Германии в XV-XVI вв;
Рассмотреть роль церкви в жизни общества Германии в XV-XVI вв;
Подробно остановиться на понятиях «ведьма», «
Введение………………………………………….…………………………….….3
Глава 1. Германия в XV-XVI веках
1.1 Социальное положение в Германии в XV-XVI веках………………………5
1.2 Церковь в Германии начала XV – XVI вв. Мартин Лютер и начало Реформации……………………………………………………............................13
Глава 2. Образ ведьмы в умах народа и трудах церковников в Германии в XV-XVI веках
2.1 Образ ведьмы в Средневековой Германии в XV-XVI веках……………...23
2.2 Научные исследования ведовских процессов………………………...……42
Глава 3 Охота на ведьм в Средневековой Германии
3.1 « Очищающие костры» в Европе и Германии XV-XVI веках.…………...53
3.2 Понимание и особенности ведовских процессов в Германии в XV-XVI вв………………………………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….80
Список источников………………………………………………………………83
Приложения……………………………………………………………………...88
Содержание:
Введение………………………………………….……………
Глава 1. Германия в XV-XVI веках
1.1 Социальное положение в Германии в XV-XVI веках………………………5
1.2 Церковь
в Германии начала XV – XVI вв. Мартин
Лютер и начало Реформации……………………………………………………
Глава 2. Образ ведьмы в умах народа и трудах церковников в Германии в XV-XVI веках
2.1 Образ
ведьмы в Средневековой
2.2 Научные исследования ведовских процессов………………………...……42
Глава 3 Охота на ведьм в Средневековой Германии
3.1 « Очищающие костры» в Европе и Германии XV-XVI веках.…………...53
3.2 Понимание
и особенности ведовских
Заключение……………………………………………………
Список
источников……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Средневековые ведовские процессы – процессы над ведьмами – и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу. Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств – состояния общества, церкви. Для большинства историков (отечественных и зарубежных) охота на ведьм – явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Такая точка зрения весьма популярна и сегодня. А между тем ее легко опровергнуть с помощью хронологии. Большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения. Сама одержимость ведовством зародилась в Южной Франции и Северной Италии. В XV в. она охватила север Франции и Швейцарию. Обе эти страны были центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм. «Булла о ведовстве» и «Молот ведьм», появившиеся в конце XV в., положили начало триумфальному шествию демонологии на север. Однако поначалу охотники за ведьмами натолкнулись в Германии на серьезное сопротивление. Но уже во второй половине XVI в. твердыни разума пали, и невиданные волны преследований захлестнули западные и южные области Священной Римской империи. Так из окраины Германия превратилась в эпицентр борьбы с ведовством. Грандиозная охота на ведьм, начавшись в Западной Германии, постепенно захватила восточные земли, а затем и Польшу. Последствия отрицательно отразились как на развитии Германии, так и на развитии Европы в целом. В этом заключается актуальность дипломной работы.
Предметом исследования послужили ведовские процессы в Средневековой Германии
Объектом исследования данной работы являются особенности ведовских процессов в Германии и их последствия.
Целью данной дипломной работы является изучение ведовских процессов в Германии в XV-XVI веках и их последствий.
Задачами данной работы является следующее:
Исследование включает в себя изложение актуальных событий в общественной, политической и религиозной жизни Германии в XV– первой трети XVI-го века. Их отражение в литературе.
Дипломная работа состоит из трех глав, введения и заключения. Работа также включает в себя список литературы и приложения.
Глава 1. Германия в XV-XVI веках
1.1. Социальное положение в Германии в XV-XVI веках
В Западной Европе теперь только Англия, большая часть Испания и Южная Италия оставались вне сферы влияния Карла Великого. В эпоху его правления разделение империи было немыслимо, но эта идея приобрела вполне реальные очертания в течение 30 лет после его смерти.
В 843 г., согласно Верденскому договору, империя Карла Великого была разделена между его внуками. С этого года и берет начало история Германии. Первый король Восточно-Франкского государства, Людовик Немецкий (843-876), правил землями, на которых сформировалась впоследствии немецкая народность.
Одно из важнейших для Запада событий связано с именем сына Генриха I Птицелова, с Оттоном I. В 955 г. в Лехском сражении (на юге Германии) им была одержана победа над венграми. Они давно совершали набеги на страны Западной и Южной Европы.
Для Германии существовала еще одна не менее серьезная опасность, исходившая от тщеславных герцогов, постоянно стремившихся к власти и независимости. Оттон благополучно избавился от этой проблемы, проводя мудрую политику. В борьбе с герцогами он опирался на епископов и аббатов. Епископам часто предоставлялись важные политические посты не только потому, что они были образованными людьми и прекрасными администраторами, – у них не было наследников, которые могли бы представлять угрозу королевской власти. Оттон I, укрепив свое влияние, как и Карл Великий, занял Рим, в политике которого царил хаос. В 962 г. он получил из рук Иоанна XII императорскую корону. Так была создана средневековая Германская империя. Оттону также удалось подчинить себе и римской католической церкви западнославянские племена и тем самым обезопасить восточные рубежи государства.
Далее следует рассмотреть положение церкви и императора. До падения империи в 1806 г. титул императора принадлежал только королю Германии. Ни один правитель, если он не был королем Германии, не имел права носить императорскую корону. В конце XV в. государство стало называться «Священная Римская империя германской нации».
Начиная с Оттона I, папство было поставлено в зависимость от императорской власти. Приблизительно до середины XI в. императоры самовольно смещали и утверждали пап. В своей политике они опирались на епископов, поскольку сами назначали их и внимательно следили за тем, чтобы ключевые церковные должности занимали только угодные им лица. Это не могло не вызвать протеста со стороны папства.
В активную борьбу против императора папа вступил в 1076 г., когда император Генрих IV, согласно традициям, назначил нового архиепископа Милана. В целом, поведение императора вызвало бурю негодования папы Григория VII. Он проклял и отлучил Генриха IV от церкви, лишив его королевского сана. Император, в тот момент уже не чувствовавший твердой почвы под ногами из-за оппозиции светской знати, был вынужден в 1077 г. лично просить у папы прощения и снятия анафемы. В результате борьбы с папой германские императоры лишились одной из своих основных опор в лице духовенства (История Европы. Т. 3, 1993, с. 164).
Немаловажную роль в становлении Германии сыграл Фридрих Барбаросса. Немецкие князья не желали теперь признавать власть императора. Титул короля перестал передаваться по наследству, а присуждался по решению знати. Даже выдающиеся монархи из династии Штауфенов – Фридрих Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197) и Фридрих II (1212-1250), правившие в эпоху, которая многими расценивается как апогей средневековой имперской власти, не могли добиться восстановления былых порядков.
Средневековые города. До второго тысячелетия на территории Германии существовали только города, основанные в эпоху господства римлян. Новые города стали возникать вокруг монастырей (Мюнхен), замков (Нюрнберг), у речных переправ (Франкфурт) или на скрещении важных европейских торговых путей. Князья скоро поняли выгоды такого расположения. Здесь они имели возможность взыскивать пошлины, таможенные сборы, приобретать редкие товары и нанимать искусных ремесленников. За 150 лет, в периоде 1100 по 1250 г., число городов в Германии увеличилось в 10 раз.
Каждый горожанин имел определенные свободы, но это отнюдь не означало их равенства. Некоторые жители городов, разумеется, занимали более достойное положение. Своим богатством города обязаны были главным образом ремесленникам и торговцам. Купцы объединялись в гильдии, которые фактически управляли городом. В городской совет, как правило, входили только представители этих союзов (История Европы. Т. 3, 1993, с. 165).
Однако ремесленникам во многих городах удалось захватить в свои руки часть полномочий. Они объединялись в цеха, которые устанавливали цены, определяли количество и качество производимой продукции. Были учреждены фонды помощи вдовам и тем, кто не мог больше работать. В некоторых городах цеха закрепили за собой места в городском совете.
Одна-две трети горожан, в том числе «неквалифицированные рабочие», домашняя челядь, нищие и бродяги, представители презренных профессий (палачи, могильщики), не имели гражданских прав. Эти группы населения зачастую находились в зависимости от милости церкви или благотворительности состоятельных горожан. К счастью, многие богачи были убеждены, что только те, кто помогает нуждающимся, могут надеяться на милосердие Божие. Поэтому, они иногда содержали больницы, дома для престарелых и специальные приюты для бедных.
Евреи
жили особняком. Почти в каждом немецком
средневековом городе была еврейская
община. Она располагалась, как правило,
в гетто. В отношении евреев, неоднократно
становившихся жертвами погромов и
гонений, их сограждане-христиане
По уровню экономического развития Германия к началу XVI в. уступала только Нидерландам и Англии. С ростом городов сельское хозяйство стало приносить больше доходов. Земельные собственники увеличивали прежние крестьянские повинности и изобретали новые. Вместе с тем, Реформация зародила в сознании части народа веру в возможность перемен.
Народные массы видели в Реформации не только религиозное обновление, преобразование всей системы общественных отношений согласно буквальному толкованию евангельских заповедей. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (1490–1525).
Летом 1524 г. восстали крестьяне на юге Германии. Вскоре восстание охватило и другие районы страны. Запылали монастыри и замки феодалов.
Самой решительной программой повстанцев было «Статейное письмо», составленное Мюнцером и его сподвижниками. Этот документ провозглашал борьбу за полное имущественное равенство, за создание свободной республики. Более умеренный проект преобразований был предложен авторами «12 статей».
Одним из вождей восставших – Венделем Гиплером был подготовлен проект имперской реформы, получивший название «Гейльброннская программа». Она предусматривала введение в интересах развития торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а также ликвидацию внутренних таможенных барьеров. Таким образом, «Гейльброннская программа» отражала интересы зажиточных горожан и была направлена на централизацию германского государства.
В ходе восстания крестьянские отряды не объединились в одно большое войско. Они не имели общего руководства. В каждой области крестьяне действовали самостоятельно, поэтому они не смогли помочь друг другу, когда дворяне перешли в наступление. Лютер фактически благословил князей на истребление восставших. В мае 1525 г. у города Франкенхаузена отряд Мюнцера был разбит. Вскоре восстание было подавлено. Лишь в альпийских землях Габсбургов борьба продолжалась фактически до 1532 г.
В Северной Германии князья провели в своих владениях реформу церкви на принципах, предложенных Лютером. Они закрыли монастыри, захватили церковные земли. Князь стал главой церкви в своем княжестве. Эта церковь стала называться лютеранской. Всех сторонников Реформации – в любой ее форме – принято называть протестантами (Феллер В., 2007, с. 52).
В 1555 г., после длительной войны протестантских князей с императором Карлом V, был заключен Аугсбургский религиозный мир. За князьями была признана полная свобода в вопросах вероисповедания. Отныне князья сами могли решать, во что верить их подданным. Таким образом, был установлен принцип «чья власть, того и религия».
Гораздо
дальше лютеран пошли протестанты
Швейцарии и Нидерландов. Создателем
наиболее последовательного