Вавилония в XVIII в. до н. э. Общая характеристика законов Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Естественно, что для Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

Работа содержит 1 файл

Вавилония в XVIII в.docx

— 105.38 Кб (Скачать)

43. Если он вовсе не обработал  поле, а забросил его, то он  должен отдать владельцу поля  зерно в соответствии с урожаем  у его соседей, а поле, которое  он забросил, он должен разбить,  вспахать, взборонить и затем  вернуть хозяину поля.

44. Если человек арендовал на  три года залежную землю для  распашки, но он был нерадив  и не распахал поле, то на  четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля.

Для сравнения: прожиточный минимум  в год на семью — около 6 гуров.

45. Если человек отдал свое поле  пахарю за арендную плату и  получил арендную плату за  свое поле, а затем Адад побил поле или же половодье унесло урожай, то убыток - на пахаре.

46. Если он не получил арендную  плату за свое поле, то отдал  ли он поле из половины или  из третьей доли урожая, поделить  зерно, которое будет собрано  на поле, в соответствии (?) с условиями  договора.

47. Если пахарь, поскольку он в  первый год аренды не оправдал  даже своих издержек, сказал: "Поле я вновь обработаю", то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.

48. Если человек имеет на себе  процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

49. Если человек взял у тамкара серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: "Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми", то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля.

В целом термин тамкар употребляется в значении человек, вложивший капитал в торгово-ростовщическую операцию. Так называли и купцов, и ростовщиков. Купцы-тамкары, как указывалось выше, были обращены в государственных агентов (должность которых так и называлась — тамкар), но ростовщическую операцию могло произвести любое частное лицо; вЗаконах оно тем самым тоже именовалось тамкаром. Это видно из ст.116, где речь идет о тамкаре данного лица, а из сравнения со ст.113 выясняется, что этим тамкаром мог быть всякий человек по отношению к другому человеку. Хаммурапи ограничивает процент на долг 20% годовых на серебро и 33,5% годовых на зерно. Как и следовало ожидать, тамкар не обрабатывал землю сам, а нанимал землепашцев. Речь, таким образом, идет о субаренде.

50. Если он отдал обработанное  зерновое поле или же обработанное  сезамовое поле, то только хозяин  поля может забрать зерно или  сезам, которые будут на поле, атамкару он должен вернуть серебро с его процентами.

51 .Если он не имеет серебра  для возврата, то он может отдать тамкару зерно или сезам соответственно его серебру с процентами, которые он взял у тамкара, согласно царскому уставу .

Имеется в виду указ, устанавливающий цены на зерно и сезам в серебре, ср. ст.89. В ст.49-51 проводится та мысль, что в норме хозяин заложенного тамкару поля должен сам продать урожай за серебро и из полученных средств возместить долг и только при крайней необходимости может отдать его натурой. Отсюда видна достаточно высокая степень развития товарно-денежных отношений.

52. Если землепашец не вырастил  на поле зерна или сезама, то  его обязательства не должны  быть изменены.

53. Если человек был нерадив в  отношении укрепления плотины,  что на его земле, не укрепил  свою плотину, и в его плотине  образовалась брешь, и вода  затопила поле соседей, то человек,  в чьей плотине образовалась  брешь, должен возместить зерно,  которое он погубил.

54. Если он не в состоянии возместить  зерно, то его самого и его  имущество должны продать за  серебро, а владельцы полей,  зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро  между собой.

55 .Если человек открыл свой арык  для орошения, но был нерадив,  и вода затопила поле соседей  его, то он должен отмерить  зерно в соответствии с урожаем  его соседей.

56. Если человек открыл воду, и  вода затопила работу, произведенную  на поле его соседа, то он  должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.

57 .Если пастух не испросил согласия  у хозяина поля для скармливания  травы овцам, а скормил поле  овцам без разрешения хозяина  поля, то хозяин поля может  сжать свое поле, а пастух, который  без разрешения хозяина поля  скормил поле овцам, сверх того  должен отдать хозяину поля  по 20 гуров зерна за каждый бур площади.

58. Если пастух после того, как овцы поднялись с луга и знак окончания пастьбы был вывешен на городских воротах, пустил овец на поле и скормил поле овцам, то пастух должен охранять поле, которое он скормил, и во время жатвы он должен отмерить хозяину поля по 60 гуров зерна за каждый бур площади.

59. Если человек срубил дерево  в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

60. Если человек отдал поле садовнику  для насаждения сада и садовник  насадил сад, то четыре года  он должен сад растить, а  на пятом году хозяин сада  и садовник разделят сад поровну;  хозяин сада может свою долю  выбрать и взять.

61. Если садовник не закончил  насаждения сада на поле и  оставил пустошь, то пустошь  должны ему включить в состав  его доли.

62. Если на поле, которое ему было  дано, он не насадил сада, то, если  это возделываемая земля, садовник  должен отмерить хозяину поля  доход от поля за годы, в  которые оно было заброшено,  как его соседи, а на поле  он должен произвести работы  и затем вернуть хозяину поля.

63. Если это залежная земля, то  он должен произвести работу  на поле и вернуть его хозяину  поля, а. за один год он должен  отмерить по 10 гуров зерна за каждый бурплощади.

64. Если человек отдал садовнику  свой сад для возделывания, то  садовник, пока он держит сад,  должен из дохода отдавать  хозяину сада 2/3, а он может  взять 1/3.

65. Если садовник сад не возделывал  и сократил доход, то садовник  должен отмерить доход от сада, как его соседи.

66. Если человек взял деньги у тамкара и тамкар этот прижимает его, а ему нечем заплатить долг, и он отдал тамкару свой сад после опыления и сказал ему: "Финики, сколько их будет в саду, ты заберешь за свое серебро", то тамкар не должен согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу, он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в саду, должен забрать только хозяин сада.

...

71. Если он человек отдает зерно, серебро или другое добро за дом повинности, принадлежащий дому его соседа, который он купил, то все, что он отдал, он теряет, а дом он должен вернуть его хозяину. Если же это не дом повинности, то он может его купить: за этот дом он может отдавать зерно, серебро или другое добро.

Данная  статья указывает на свободную куплю-продажу  земли, не являющейся условным держанием. К категории такой земли конечно, могла относиться и заново распаханная частными лицами (теми же мушкенумами) земля, но прежде всего к ней должна была относиться земля общинников (в данной статье никак не выделяемая из категории земель, подлежащих свободному отчуждению) Характерно, что никакой общинной санкции на такую операцию ст.71 не предусматривает (возможно, впрочем, что такая санкция считалась частью обычного права, не изменяемого царем, и не упоминалась именно поэтому). Реально земля, однако, продавалась крайне редко (это видно из состава дошедших до нас документов, а также из ничтожного внимания, которое уделяется продаже земли по сравнению, например, с ее же арендой), и такой акт считался весьма болезненным для расстающегося с землей продавца.

...

73. Если... жилец полностью заплатил  хозяину дома арендную плату  за год, а хозяин дома приказал  жильцу выехать до истечения  его полного срока, то так  как хозяин дома выселил из  своего дома жильца до полного  истечения его срока, серебро,  которое жилец дал ему, он  теряет.

...

Ст.70-е -126 касаются всевозможных торговых и  коммерческих операций, в основном — займов, залогов и отдачи на хранение. В целом можно заметить, что основами деятельности, связанной  с денежными отношениями, которые  стремилось контролировать государство (а оно, скорее всего, хотело контролировать все сферы крупного обращения  движимости) были: ростовщичество в  той или иной форме, дальняя оптовая  торговля и, наконец, содержание постоялых  дворов (в переводе условно «шинков»). Других сколько-нибудь существенных явлений в сфере товарно-денежных отношений, в том числе в сфере услуг, Месопопотамия, как видно, не знала.

... ... ...

88. Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикльсеребра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты

Ст.88, 111, 114, 121, 215-217, 221-223, 228-234, 239, 257-258, 261, 268-277 представляют собой яркий пример государственного регулирования частных  сделок. Они устанавливают тарифы на наем квалифицированных специалистов, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих, скота, повозок, судов; фиксируют  цены и соотношение цен на зерно, серебро, сикеру (ср. со ст.51) и т.д. В реальных частных сделках, как видно из документов, эти нормы соблюдали далеко не всегда, но при желании подобную сделку всегда можно было опротестовать в суде. Ст.88-96 призваны ограничить ростовщичество (в частности, высший ростовщический процент по ЗХ — 20 %) и облегчить или упростить расплату по долгам для должников. Тамкары, о которых при этом идет речь — не обязательно люди, занимающие государственную должность с таким названием, но заимодавцы вообще (см. ст.113-116, где речь идет о частных лицах, занимающих друг другу). Подчеркнем, что любая ростовщическая операция должна была проводиться под контролем государства (ст.95).

89. Если человек, взявший в долг  под проценты, не имеет серебра  для возвращения долга, а имеет  только зерно, то, следуя царскому  уставу, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном.

90. Если тамкар откажется и превысит процент в 100 ка зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг.

...

93. (Если тамкар, давший в долг под проценты и получивший часть суммы долга зерном, в соответствии с тем), сколько он взял, не указал уменьшения долга и не написал дополнительного документа, или прибавил проценты к основной сумме долга, то этот тамкар должен возвратить двойное количество зерна, полученного им.

94. Если тамкар дал в долг под проценты зерно или серебро, и, когда он давал в долг, он дал серебро малой гирей и зерно малой мерой, а когда получил назад долг, он принял серебро большой гирей и зерно большой мерой, то этот тамкар теряет все, что он дал в долг.

95. Если тамкар дал хлеб или серебро в долг под проценты без государственного контролера, то он теряет, что дал.

96. Если человек взял у тамкара зерно или серебро и не имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях; тамкар не может отказываться, он должен принять.

99. Если человек дал человеку  серебро в порядке "товарищества", то прибыль и убыток, которые  будут, они должны поровну поделить  перед богом.

Ст.99-107 посвящены совместным операциям  с деньгами, как правило торговым операциям с вкладом капитала одной из сторон и выполнением операции другой. Там, где речь идет о торговле, под тамкарами имеются в виду люди, занимающие должность тамкара (всем прочим заниматься крупной торговлей было, по-видимому, запрещено, см. выше), однако речь идет именно о той части их операций, в которую был вовлечен их частный капитал и которую они проводили на свой частный страх и риск.

100. Если тамкар дал шамаллуму серебро для продажи и покупки и послал его в торговое путешествие, а шамаллум в пути серебро тратил (имеется в виду на путевые издержки), то если там, куда он отправился, он получил прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару.

Информация о работе Вавилония в XVIII в. до н. э. Общая характеристика законов Хаммурапи