Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:15, контрольная работа
Естественно, что для Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.
23.
Если грабитель не был схвачен,
Здесь и ниже акк. термин алу, досл. поселение переводится как община. Акк. рабианум (также хазианум, градоправитель) — глава общинного поселения по назначению царя переведено как староста. Одна из немногих статей , рисующих роль общины.
24. Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
25.
Если в доме человека
Статья, как видно, предусматривает самосудную расправу на месте, в противном случае вора нельзя было бы бросить в этот огонь, т.е., в огонь того самого пожара, которым он пытался воспользоваться.
26. Если редум или же баирум , которому было приказано идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя, то этот редум или баирумдолжен быть казнен, а его наемник может забрать его дом.
Ст.26-41
регулируют права и обязанности
т.н. царских людей, которые были обязаны
царю той или иной службой (ильком),
а сами обеспечивались условным земельным
пожалованием или жалованием со стороны
государства. Надо полагать, что подавляющее
большинство их относилось к категории мушкенумов (ср.
ниже различные ограничения их прав отказываться
от своей службы, едва ли совместимые со
статусом свободного полноправного человека;
кроме того, сословие мушкенумов само
по себе должно было включать именно таких
людей). Основной предмет этих статей -судьба
имущества, выданного царем в обеспечение царским
людям, большая часть статей (26-35) говорят
о воинах. Редум и баирум - военные
колонисты. Именно из них состояло рядовое
воинство старовавилонских царей (кроме редума и баирума,
из военных Законы упоминают только
офицеров). Они получают от царя в личное
условное держание землю (редум — еще
и скот), на которой ведут хозяйство силами
собственной семьи, а сами обязаны царю
военной службой. Как государственное
имущество, выданное редумуи баируму обесп
27. Если редум или баирум в крепости царя был взят в плен, и после него его поле и его сад отдали другому, и тот нес его службу, то если он вернулся и достиг своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести свою службу.
28. Если сын редума или баирума, который был взят в плен в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца.
Таким образом, государство поощряло наследственную передачу статуса военного колониста. Примечательно, что о замещении убитого военного колониста Законы молчат; очевидно, этот вопрос решался соответствующим чиновником согласно сложившейся административной практике. Однако если сын пропавшего без вести военного колониста был преимущественным наследником статуса своего отца, то тем более это должно было относиться к сыновьям убитых.
29. Если сын его мал и он не в состоянии нести службу своего отца, то третья часть поля и сада должны быть отданы его матери, и пусть его мать растит его .
О дальнейшей его службе ничего не говорится, так что речь, очевидно, идет о земельной пенсии, выделяемой малолетнему сыну пропавшего без вести военного колониста.
30. Если либо редум, либо баирум из-за дел службы бросил свое поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него другой принял его поле, его сад и его дом и в течение трех лет нес его службу, то если он вернется и потребует свое поле, свой сад и свой дом, они не должны быть ему даны: только тот, который принял их и нес его службу, может нести ее и впредь.
31. Если он удалился только на один год, затем он вернулся, то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом; пусть он сам несет свою службу.
Очевидно,
при неоговоренном в Законах дв
32.
Если тамкар выкупил редума или
Итак, высшей инстанцией по выкупу воина оказывается дворец -несомненно, именно потому, что воин сидел на государственной земле. Храмовые хозяйства при Хаммурапи были частью государственного хозяйства. Таким образом, речь идет о выкупе за счет того храма, к которому было в культовом отношении «приписано» данное поселение. Данная статья доказывает, что военные колонисты жили особыми поселениями общинного типа (в частности, с круговой имущественной порукой и собственными храмами), аналогичными, например, стрелецким слободам в России.
33. Если сотник или десятник взял человека, не подлежащего призыву, или же он принял для царского похода наемника и послал его в качестве замены, то этот сотник или десятник должен быть убит.
34.
Если сотник или десятник
Баирум здесь не упоминается. Смысл этого отграничения, конечно, не в том, что с баирумом все перечисленные вещи можно проделывать безнаказанно. Статья перечисляет злоупотребления, касающиеся исключительно мирной жизни и возможные только при постоянном и нормативном административно-юридическом контроле сотников и десятников надредумами (например, беззаконно «предать редума сильному в суде» офицер мог только в том случае, если вообще представительствовал за редума в судах или давал санкцию на его выдачу и т.д.). Молчание о баируме объясняется, очевидно, тем, что применительно к нему возможность таких злоупотреблений не возникала вообще (т.е. он попадал под власть офицеров только на войне).
35.
Если человек купил из рук реду
Смысл этого параграфа, опять-таки, не в том, что баирум, здесь не упомянутый, может продавать выданный ему в условное обеспечение царский скот, а в том, что у него вовсе нет такого скота.
36
Поле, дом и сад, принадлежащие редум
Несущими подать (акк. наши бильтим) назывались лица, получавшие для обработки участок царской земли под условием выплаты (натурой) большей части урожая, то есть царские издольщики. Такая выплата считалась их повинностью (ильком). Государство не заключало с ними договоров об аренде, и их положение целиком регулировалось администрацией. В частности, администрация могла перемещать их с одного участка на другой. Земельный участок часто выдавался им один на целую группу. К несущим подать причислялись также и другие царские люди, существующие на аналогичных условиях — пастухи и ремесленники (в более узком смысле слова только таких ремесленников и называли несущими подать). Реально статус несущего подать был наследственным. Можно не сомневаться, что эксплуатация земледельцев из числа несущих подать была тяжелее налоговой эксплуатации общинников (иначе царю вообще не было бы смысла предоставлять им землю). Интересно, однако, что такие земледельцы именовались официально наместниками, т.е. как бы представителями бога и дворца на своих крошечных участках земли!
37.
Если человек купил поле, сад
или дом, принадлежащие редуму,
Цель ст.35 и 37 - исключить возможность продажи царским человеком государственного имущества, выданного ему в условное держание, на сторону как частного достояния. Обратим внимание, что Законы достигают этой цели не карами, обещаемыми продавцу - расхитителю государственного добра, а, напротив, хитроумной льготой в его адрес, делающей, однако, бессмысленной самую сделку: кто станет в обход закона покупать государственное добро у царского человека, если известно, что по закону тот имеет полное право (точнее, обязанность) оставить себе и полученную плату, и проданное имущество.
38. Редум, баирум и несущий подать не может отписать своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые входят в состав его илька, а также не может отдавать их за свою долговую расписку.
39. Из поля, сада и дома, которые он покупал и приобретал, он может отписать своей жене или своей дочери, а также отдавать за свою долговую расписку.
40 Надитум , тамкар и несущий другую службу может продавать за серебро свое поле, свой сад и свой дом; покупатель. же должен будет нести службу за поле, сад и дом, которые он покупает .
Надитум -дословно бесплодная - жрица, лишенная права деторождения и получавшая за осуществление своих обязанностей надел из царской земли. Напомним, что храмы при Хаммурапи входят в состав государственного хозяйства. Тамкар - торговый агент государства. Хаммурапи ликвидировал крупную частную торговлю; купцы либо должны были расстаться со своим занятием, либо поступить на государственную службу. Такой купец, несущий ильк тамкара, должен был торговать государственным товаром и приносить государству прибыль, за что получал право вести и самостоятельные, частные торговые операции (на практике те и другие могли совмещаться, и тамкар мог, например, обернув доверенные ему государством средства, должную часть прибыли отдать государству, а остаток забрать себе). Именно людям, несущим ильк тамкара, был поручен сбор налогов. Под несущими другую службу, дословнодругой ильк, имеются в виду высокопрофессиональные ремесленники и административный персонал. Таким образом, надитум, тамкар и люди прочих видов царской службы (но не военные колонисты и несущие подать, см. ст.41!) могли продавать свой ильк вместе с его обеспечением любому желающему, т.е. уходить с царской службы, подыскав заместителя и оформив передачу ему своего надела и службы как акт купли-продажи. Свободно продавать свои участки как частные было, однако, запрещено и им (ст.71). Поскольку речь шла о высокообеспеченных и почетных должностях, наделы и ильки, упомянутые в ст.40, как правило, доставались авилумам.
41.
Если человек обменял поле, сад
и дом, принадлежащие редуму, б
Данная статья вкупе со ст.36-37 запрещает военным колонистам и несущим подать проводить ту же операцию, что прочим царским людям по ст.40, пользуясь тем же методом, что в ст.35,37. Таким образом, Законы стремятся исключить передачу наделов и службы военными колонистами и несущими подать, делая их фактически наследственными крепостными. Причины, по которым таких препятствий не чинили царским людям ст.40, можно восстановить только приблизительно. В ст.40 речь идет о царских людях высшей категории, самих по себе малочисленных, не заинтересованных в избавлении от своей службы и в то же время наделяемых достаточным количеством земли для того, чтобы ее не мог откупить случайный покупатель, и чтобы таких покупателей вообще не находилось много. С царскими людьми ст.41, служба которых достаточно обременительна, дело обстоит прямо противоположным образом, и предоставление им права свободно передавать ильк привело бы на деле к неконтролируемому массовому перераспределению участков и текучести кадров, сопровождающейся всевозможными злоупотреблениями и, что особенно важно подчеркнуть, концентрацией государственной земли в руках крупных собственников (на полученную землю те сажали бы собственных зависимых людей -хотя бы ее же вчерашних владельцев -которые и несли бы реально за них ильк). Такое внедрение промежуточных крупных эксплуататоров между государством и реальным работником на участке государственной земли и стремятся исключить Законы. Отличие ст.41 от ст.36-37 заключается в том, что в ст.41 речь идет о мене участков (с приплатой), а в ст.36-37 — о чистой продаже.
42.
Если человек арендовал поле
для обработки и не вырастил
на поле зерна, то его следует
уличить в невыполнении
Ст. 42-70-е регулируют операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, связанные с недвижимым имуществом. При этом ст.42-48 касаются аренды целины и поля, ст.60-65 — аренды сада (арендная плата во втором случае выше, чем в первом, поскольку и работа арендатора сада намного легче). Ст. 49-52 посвящены залогу земли. Законы оставляют во всех случаях арендованную и заложенную землю за первоначальным владельцем и всячески подчеркивают его права. Цель этого — исключить переход арендованного участка в руки арендатора и идущую таким способом (на Переднем Востоке довольно обычным) концентрацию земли. В частности, при залоге урожай должен оставаться в руках истинного владельца заложенной земли, и тот отдает заимодавцу сумму заклада, лишь продав урожай (собранный заимодавцем, ст.49-50!).
Информация о работе Вавилония в XVIII в. до н. э. Общая характеристика законов Хаммурапи