Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, дипломная работа
Цель данной работы - анализ "шведской модели" социально-экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования "шведской модели";
- определить основные черты шведской социально-экономической модели.
- рассмотреть политику Швеции в области образования и здравоохранения.
Введение 3
1. Становление шведской модели 10
2. Система образования и здравоохранения
в Швеции на современном этапе. 27
Заключение 55
Список использованной литературы 58
В отличие от большинства стран Европы, здравоохранение в Швеции является на 95% государственным. Вся его система характеризуется большой степенью децентрализации. Государство выполняет регулирующую функцию, которая заключается в формировании общей стратегии и принципов построения медицинского обслуживания, принятии законов, осуществлении контроля и регулировании работы местных органов власти в этой сфере.
Главный консультативный и контролирующий орган - Государственный совет по здравоохранению и социальному обеспечению, под надзором которого находятся все медицинские работники.
Помимо Министерства здравоохранения и Государственного совета, действует еще ряд центральных органов управления здравоохранением1: Управление по лекарственным средствам следит за качеством, использованием и экономической эффективностью лекарственных средств; Государственный институт общественного здоровья отвечает за профилактику и укрепление здоровья населения; Государственная фармацевтическая корпорация Apoteket AB, в ведомстве которой находятся все аптеки, снабжает лекарственными средствами всю страну; Государственный совет по социальному страхованию обеспечивает общедоступность и качество медицинского страхования, выплату страховых пособий и компенсаций; Ассоциация муниципалитетов и ландстингов представляет интересы региональных органов власти на центральном уровне.
Ландстинги имеют большую свободу в планировании и осуществлении работы в сфере здравоохранения, поэтому в разных регионах страны организация медицинского обеспечения может значительно отличаться. Территория ландстинга разделена на несколько районов, в каждом из которых находится одна больница и несколько учреждений первичного медицинского обслуживания. Районы, в свою очередь, разделены на участки первичного медицинского обслуживания.2
Кроме того, существуют 290 муниципалитетов, которые ответственны за определенные аспекты в здравоохранении: обслуживание престарелых на дому; оказание медицинской помощи пациентам, проживающим в специально оборудованных квартирах; людям с физическими или психическими недостатками, а также обеспечение медицинской помощи в школах.
Общие затраты на здравоохранение Швеции составляют 8,4% валового внутреннего продукта. 1Здравоохранение финансируется из трех источников: налоги (центральные, региональные и местные), государственная система страхования и частные средства (платные медицинские услуги и частное медицинское страхование). Три четверти этих расходов финансируют ландстинги за счет региональных налогов (средняя налоговая ставка - 11%); еще около 17% доходов ландстингов составляют различные государственные субсидии, размер которых зависит от численности населения с учетом возраста, пола, семейного положения, рода занятий, уровня доходов, условий проживания и других медико-социальных показателей. 2
Стоимость платных амбулаторных услуг каждый ландстинг определяет самостоятельно; в то же время государство установило предельный уровень расходов на одного человека в год (99 евро без учета стационарного лечения), при превышении которого все затраты компенсируются за счет страховки. Стоимость стационарного лечения в среднем составляет 8,5 евро в день, при этом для пожилых и малообеспеченных граждан предусмотрены льготы, а детям и подросткам до 18 лет лечение предоставляется бесплатно. Пациент оплачивает только 23% от стоимости назначенных лекарств (предельный уровень затрат на них устанавливается государственной фармацевтической корпорацией Apoteket AB). Гражданин оплачивает 100% стоимости дешевых (до 20 крон) лекарств; если лекарство стоит 20-80 крон, то скидка составляет 50%; лекарства стоимостью свыше 80 крон компенсируются полностью за счет фондов здравоохранения. Все убытки аптек покрываются государством. 1Все стоматологические услуги лицам в возрасте до 19 лет включительно оказываются бесплатно.
Большинство ландстингов работают по схеме «заказчик-поставщик»: эти органы самоуправления заключают договор с медицинским учреждением о компенсации расходов, однако отдельные услуги они могут покупать в частных медицинских учреждениях на конкурсной основе.
В государственных медицинских учреждениях врачи получают ежемесячную заработную плату по договору с ландстингами; предусмотрены различные компенсации за сверхурочную работу и увеличенное количество обслуживаемых больных.
В основу закона о здравоохранении положен принцип всеобщей доступности медицинской помощи всем гражданам Швеции на равных условиях. Принятый в 1982 г. закон о здравоохранении расширил полномочия ландстингов по организации и финансированию здравоохранения и обязал их планировать медицинское обслуживание на основе потребностей населения.2
Первичную медицинскую помощь можно получить в поликлиниках (центрах здоровья), 25% из которых являются частными, но работают в сотрудничестве с ландстингами. Кроме того, оказание этого вида помощи обеспечивают частные специалисты, окружные сестринские клиники, центры материнства и детства.1
В Швеции насчитывается 60 больниц с отделениями неотложной помощи, работающими круглосуточно, 8 из них - региональные клиники с узкоспециализированными видами лечения, в которых проводится значительная часть научных исследований.
В отличие от большинства стран в Швеции пациенты могут сами обращаться за медицинской помощью к специалистам узкого профиля, минуя врача первичного звена, что позволяет значительно сократить время на лечение. Все пациенты могут свободно выбирать лечащего врача и клинику в пределах своего ландстинга. В случаях, когда необходима медицинская помощь в другом регионе страны, требуется получить направление.
Долгое время одним из слабых звеньев шведской системы здравоохранения являлись большие очереди на проведение определенного лечения, пишет шведский экономист Литторин С.2 Так, лечения катаракты или замены тазобедренного сустава пациент мог ждать до 3 мес. Чтобы решить эту проблему, в 1997 г. было установлено определенное время ожидания тех или иных видов медицинской помощи - как первичной, так и специализированной; по истечении этого срока медицинская помощь должна быть предоставлена на территории другого ландстинга, при этом компенсируются расходы на дорогу.
Социальное обеспечение, уход за престарелыми, инвалидами и больными с психическими расстройствами входят в обязанности муниципалитетов, в ведение которых с 1992 г. перешли дома для престарелых и инвалидов. Примерно половина муниципалитетов получает дотации от ландстингов на развитие системы домашнего ухода. Благодаря дотациям больной оплачивает только часть стоимости услуг, которая обычно зависит от уровня его дохода.1
Помимо общих пособий по болезни система медицинского страхования предусматривает также пособие родителям по нетрудоспособности в связи с болезнью детей, которое выплачивается в случае, если при болезни ребенка до 12 лет в семье с несколькими детьми мать находится в ожидании еще одного ребенка, а отец остается дома. В этом случае пособие по болезни выплачивается отцу, осуществляющему уход за ребенком. Срок выплаты пособия ограничен не нормами социального законодательства, а длительностью болезни ребенка. Каждый из родителей имеет право на пособие по болезни ребенка в возрасте до 12 лет сроком до 60 дней в году, а от 12 до 16 лет -- по заключению врача. Предусматривается вариант неполной занятости на рабочем месте (с 8 до 6 часов в день) с соответствующим снижением заработной платы. В среднем этой услугой в рамках системы медстрахования пользуются как отцы, так и матери от 6 до 7 дней в году. 1
До недавнего времени основным направлением шведской медицины был именно лечебный процесс. Однако в последние годы с учетом общемировых тенденций все большую популярность приобретает профилактическая медицина. Частное здравоохранение еще недостаточно популярно в Швеции, тем не менее имеет определенные перспективы, поскольку обеспеченность населения специалистами государственной медицинской службы все еще не на должном уровне.
Традиционно Швеция внедряет в сферу здравоохраненения инновационные средства и технологии. Так, она стала одной из стран-основательниц телемедицины, а в настоящее время совершенствует систему компьютерной базы данных для врачей и пациентов.
Научными
приоритетами в стране являются организация
службы здравоохранения, оценка медицинских
технологий, эпидемиология, наркология,
первичная медицинская помощь, защита
окружающей среды, неврология, микробиология,
инфекционные заболевания (в том числе
СПИД), клеточная биология, кардиология
и гематология, молекулярная биология,
гастроэнтерология, эндокринология, фармакология
и токсикология, заболевания репродуктивных
органов.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С момента распада СССР в странах постсоветского пространства не угасает интерес к так называемой "шведской модели социализма", где экономические и социальные проблемы демократично разрешаются в условиях рыночной экономики. Успехи этой скандинавской страны в решении экономических и социальных проблем поражают. Кстати, скандинавы часто говорят не "шведская модель" и не "шведский социализм", а "страна благосостояния", что вполне отвечает реальности. Швеция является единственной капиталистической страной, которая на протяжении многих десятилетий не меняет курс экономической политики, не поощряет развитие крупного капитала за счет урезания социальных служб, в которой отказались от метода борьбы с инфляцией с помощью роста безработицы.
Проанализировав особенности экономической модели Швеции, можно сказать, что отличительный признак этой модели - ключевая роль государства, которое работает в первую очередь для развития общества, а потом уже - экономического роста (здесь не популярен лозунг "чем меньше государство вмешивается в экономику, тем лучше"). Другой важной чертой шведской модели является то, что контрольный пакет акций крупных частных предприятий принадлежит не финансовым олигархам, не промышленным магнатам и даже не государству, а трудовым коллективам этих предприятий. Также можно отметить, что регулирование трудовых отношений на национальном уровне вместе с организованной борьбой трудящихся за свои права привели к тому, что шведские профсоюзы реально влияют на экономическую политику не отдельных предприятий, а государства в целом.
Суть шведской экономической модели очень точно определил Ингвар Карлссон - известный политик и один из основателей социал-демократического движения: "Не изменяя форму собственности, мы стремимся ограничить право владельцев капитала на контроль и управление экономикой. С одной стороны, прямым законодательством, с другой -- мерами, усиливающими влияние наемных работников". 1
При помощи социальной политики государство перераспределяет значительную часть результатов производства с целью сокращения разрыва в доходах различных групп населения. Анализ этой политики показал две доминирующие цели: полную занятость и выравнивание доходов.
Социальная политика Швеции пронизана идеей равенства. Основной лозунг здесь -- “равная зарплата за равный труд" -- означает, что для установления зарплаты нормой выступают тип и природа труда, а не различная прибыльность фирм и отраслей. Шведская модель отличается очень высокой степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции.
В соответствии со шведской моделью занятость населения является важнейшим приоритетом в экономической политике. Фактический уровень зарегистрированной открытой безработицы в Швеции по мировым стандартам чрезвычайно низок - около 2%.
Один из важнейших элементов шведской социальной политики всеобщего благосостояния - социальное страхование, цель которого - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и профессиональными болезнями.
Рассмотрев политику Швеции в области образования и здравоохранения, можно сделать вывод, что страна преуспела в этих отраслях. Уровень образования в стране весьма высок - 25% населения имеют высшее или среднее специальное образование, что заметно выше, чем в Германии или Франции. Швеция не скупится на науку, выделяя на нее 3-4% ВВП, а это почти вдвое больше, чем в среднем по ЕС. Около 30% населения считают, что государственное (бесплатное) здравоохранение работает хорошо.
Вместе с тем, назвать Швецию государством благосостояния в полном виде пока еще нельзя, т.к. благосостояние не сводится только к высоким стандартам потребления, но также предполагает участие широких масс во всех процессах управления, в т.ч. и в экономике, чего пока нет в шведской действительности. Также отдельно следует отметить рост иждивенческих настроений в Швеции, когда можно постоянно не работать, периодически на бирже труда не соглашаться с предлагаемыми вакансиями и получать не меньше 70% от средней зарплаты по стране. Для таких людей должны быть введены определенные временные ограничения. Несмотря на отмеченные издержки, которые являются устранимыми, описанная модель представляет особый интерес.