Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, дипломная работа
Цель данной работы - анализ "шведской модели" социально-экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования "шведской модели";
- определить основные черты шведской социально-экономической модели.
- рассмотреть политику Швеции в области образования и здравоохранения.
Введение 3
1. Становление шведской модели 10
2. Система образования и здравоохранения
в Швеции на современном этапе. 27
Заключение 55
Список использованной литературы 58
В течение первых 21 дня болезни, работодатель выплачивает своему работнику компенсацию за потерю дохода, согласно закону «Об оплате по болезни». 1Размер компенсации по болезни, а также денежного пособия по болезни составляет 80 процентов от утраченного дохода, в пределах установленного максимума.
Есть ряд выплат и денежных пособий на реабилитацию, которые заменяют денежные пособия по болезни при том же уровне компенсации. Помимо них есть и другие пособия для покрытия других видов затрат и мер по реабилитации.
Обстоятельства на рынке труда в начале XXI века значительно отличались от тех условий, которые существовали на этом рынке, на протяжении большей части 90-х годов. В 1999 году произошел резкий количественный скачок в части занятости, и ожидается, что этот рост сохранится.2 Шведская политика на рынке труда нацелена на поддержание стратегии «работа для всех», т.е. предоставление работы до оказания финансовой поддержки. Следовательно, денежная помощь безработным предоставляется лишь тогда, когда невозможно предложить работу или когда активные меры на рынке труда оказываются безуспешными.
Членство в фондах страхования от безработицы обычно является обязательным для членов профсоюза, но все фонды должны быть открыты для добровольного вступления в них любого работника соответствующей сферы деятельности. Членство в добровольном компоненте страхования от безработицы свободно для всех работников и самозанятого населения без каких-либо ограничений. Около 80 процентов всех служащих/работающих по найму являются членами фондов страхования от безработицы.
Первая реформа пенсионного обеспечения была проведена в Швеции еще в 1913 году. Она называлась "универсальной", но на деле ей были охвачены не все группы населения. Первая действительно универсальная программа была принята уже после Второй мировой войны, в 1946 году, о чем пишет в своей статье Якушев Л. 1 Следующим шагом стало введение в 1960 году общей дополнительной пенсии, основанной на принципе "солидарности поколений". Иными словами, работающее население обеспечивало старость пожилым людям. По новой формуле (так называемой "30/15") после тридцати лет работы каждый швед получал право на полноценную пенсию. Она рассчитывалась с учетом пятнадцати лет работы с самым высоким доходом, а ее максимальный размер составлял шестьдесят процентов от прежней заработной платы. Результаты преобразований впечатляли: в 1980-х годах пенсионные накопления шведов увеличились в три раза по сравнению с 1960 - ми.2
И, тем не менее, вскоре на повестку дня снова встал вопрос о реорганизации системы. Основной причиной послужило увеличение значимости демографического фактора. В Швеции возникла проблема, знакомая практически всем странам: из-за роста продолжительности жизни и падения рождаемости накоплений пенсионных фондов больше не хватало на обеспечение выплат в прежнем объеме. Необходимо было либо увеличивать отчисления работающего населения, либо уменьшать выплаты, либо радикально реформировать всю систему. Правительство и парламент выбрали третий вариант. Необходимо подчеркнуть, что преобразования не были только лишь реакцией на экономические проблемы. Они носили инновационный характер и отражали прогрессивное развитие шведского общества. Реформе предшествовали дискуссии, начавшиеся еще в середине 1980-х годов, о чем пишет Гришин И.1
В конце столетия, в 1999 году, Швеция ввела новую национальную пенсионную систему. Новая система разделена на три части: пенсия по потере дохода, страховая пенсия, пенсия для лиц с низким уровнем дохода или без дохода - гарантированная пенсия. Для лиц 1938 и 1953 годов рождения будет осуществляться постепенный переход от старой к новой системе. В то же время люди, родившиеся в 1937 году или раньше, будут полностью обслуживаться старой системой.
Новая пенсионная система, во-первых, учитывает доходы, полученные в течение всей жизни, во-вторых, обеспечивает гарантированную пенсию для тех, кто получал очень низкие доходы или их вообще не получал, а в-третьих, включает систему обязательных взносов в негосударственные пенсионные фонды на индивидуальные счета (взносы в пенсионную систему составляют 18,5% от полученных доходов, в том числе 2,5% на индивидуальные счета). В отличие от прежней системы в пенсионный стаж включается время, проведенное дома по уходу за ребенком или потраченное на образование и воинскую службу. Изменены сроки выхода на пенсию, хотя пенсионный возраст сохранился прежним -- 65 лет. До реформы можно было выходить на пенсию в возрасте от 60 до 70 лет (если до 65 -- размер пенсии меньше, если позже -- больше). Согласно новой системе досрочный выход на пенсию возможен при достижении 61 года, а крайний срок -- 67 лет.
Пенсионная система предусматривает также выплату пенсий инвалидам и вдовам.1
Система образования играет большую роль в развитии Швеции. Обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. В ее настоящем виде школа существует с 1962 года. В том же году был введен и первый современный учебный план. С 1950-х годов в системе образования Швеции произошла целая серия преобразований. Были созданы обязательная начальная общеобразовательная девятилетняя школа и средняя школа, включающая теоретические и профессиональные программы обучения. Было расширено образование взрослых. Практически все высшее образование, то есть все образование университетского типа, а также неакадемические колледжи, занимающиеся различными видами профессионального обучения и подготовки, было включено в единую систему в 1977 году. Высшее образование в Швеции содержало значительный элемент национального планирования и регулирования; цель и продолжительность, а также размещение и финансирование большинства учебных программ подлежали утверждению парламентом. До 1989 года центральное правительство утверждало также учебные планы всех общих учебных программ.1
Согласно Конституции страны (глава 2, параграф 21), «Все дети, которые охвачены всеобщим школьным образованием, имеют право получать это образование в общей школе. Родители призваны обеспечивать получение образования более высокой ступени(включен Законом 1994:1468)». 2
Принятый риксдагом в 1985 г. Закон об образовании, регулирует всю систему школьного и гимназического образования. В первой главе закона сформулированы основные общенациональные цели школы:
1. Равные возможности, предоставляемые системой общественного школьного образования. Все дети и подростки, независимо от пола, места жительства, социального и материального положения имеют одинаковые возможности обучения в системе общественного школьного образования.
2. Равноценное образование. Образование должно быть равноценным независимо от типа школы и его местонахождения.
3. Знания и навыки. Образование направлено на предоставление знаний учащимся и формирование у них навыков, а также на совместное с семьей содействие их гармоничному развитию и формированию ответственных индивидов и членов общества. Образование должно быть построено с учетом индивидуальных особенностей отдельных учащихся.
4. Демократические принципы. Работа школы должна строиться в
соответствии с основными демократическими принципами. 1
В Закон об образовании включен также перечень обязательных для
изучения предметов и количество часов, отведенных на их преподавание.
Прохождение школьного обучения обязательно для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет. Сегодня почти все дети начинают обучение в дошкольном классе средней школы, хотя оно и не является обязательным, в возрасте шести лет. На практике это означает, что обучение в школе продолжается десять лет.
В систему обязательного обучения входят также саамские школы, спецшколы (specialskola), а также программы для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (särskola). Спецшколы предназначены для детей, страдающих глухотой или расстройствами слуха, серьезными расстройствами речи, нарушениями зрения в сочетании другими функциональными ограничениями. Посещение дошкольных учреждений, обучение детей с интеллектуальной недостаточностью на старшей ступени полной общеобразовательной школы, а также обучение в муниципальных школах для взрослых и школах для обучения взрослых с интеллектуальной недостаточностью не является обязательным.2
Детские сады и дошкольные учреждения посещаются детьми в возрасте от одного года до пяти лет. Муниципалитеты обязаны предоставлять места в дошкольных учреждениях всем детям, чьи родители работают или учатся. По сложившейся традиции в шведских дошкольных учреждениях большое значение в развитии и обучении детей придается игре. Главное в учебных планах -- это интересы и нужды детей. При этом уже в детском саду закладываются основы гендерного равенства с целью обеспечить всем детям в дальнейшем равные возможности.
В 2006 г. в Швеции вступил в силу закон, запрещающий дискриминацию и другие формы унижающего достоинство обращения с детьми и учащимися. Школы и дошкольные учреждения отныне обязаны активно проводить его в жизнь. В частности, у каждого учебного заведения должен быть план конкретных мероприятий, обеспечивающих равноправное отношение ко всем учащимся независимо от их пола, этнической или национальной принадлежности, религиозных убеждений и прочих верований, сексуальной ориентации и каких-либо функциональных ограничений.1
Руководящие принципы составления таких планов формулирует Омбудсмен по борьбе с дискриминацией (Diskrimineringsombudsmannen, DO), но каждое учебное заведение составляет свой собственный план, привлекая к работе над ним учителей, учащихся и родителей. Эти планы -- один из способов обеспечить соблюдение положений Детской конвенции ООН.
Всем детям должны предоставляться места в подготовительных классах, начиная с осеннего полугодия того года, когда им исполняется шесть лет, и до поступления в обязательную общеобразовательную школу. Задача подготовительного класса -- стимулировать развитие и обучение каждого ребенка, заложить основу для дальнейшего обучения в школе. Из подготовительных классов дети поступают в начальную школу (lаgstadiet, с 1 по 3 класс), откуда переходят на среднюю ступень (mellanstadiet, с 4 по 6 класс), а затем в старшие классы неполной средней школы (högstadiet, с 7 по 9 класс).1
Обучение на старшей ступени полной общеобразовательной школы (gymnasium) бесплатно, но не является обязательным. Учащиеся, окончившие неполную среднюю школу с удовлетворительными оценками по шведскому языку, математике и английскому, имеют право продолжить учебу на старшей ступени полной общеобразовательной школы. Это делают практически все учащиеся, закончившие обязательную неполную среднюю школу.2