Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, дипломная работа
Цель данной работы - анализ "шведской модели" социально-экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования "шведской модели";
- определить основные черты шведской социально-экономической модели.
- рассмотреть политику Швеции в области образования и здравоохранения.
Введение 3
1. Становление шведской модели 10
2. Система образования и здравоохранения
в Швеции на современном этапе. 27
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Срок обучения на старшей ступени полной общеобразовательной школы -- три года. Учащимся предоставляется выбор из 17 различных образовательных программ, каждая из которых дает право на продолжение образования в высших учебных заведениях и университетах. Все программы обязательно включают восемь базовых предметов: шведский язык (либо шведский как неродной), английский, математику, естествознание, обществоведение, религиоведение, декоративно-прикладное искусство, а также физкультуру и гигиену.
Учащиеся, не удовлетворяющие требованиям для поступления на старшую ступень полной общеобразовательной школы, могут продолжить обучение по индивидуальным программам, учитывающим их нужды. Их цель -- обеспечить учащемуся в дальнейшем возможность поступления на одну из государственных программ старшей ступени полной общеобразовательной школы.
Учащиеся, которые нуждаются в специальной помощи, как правило, учатся в обычном классе обязательной девятилетней школы и на старшей ступени полной общеобразовательной школы. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью предусмотрены специальные программы. Такие учащиеся могут входить в состав обычной школьной группы или же в специальную группу, зачастую при обычной школе.
Для поступления в шведский университет или другое высшее учебное заведение нужно удовлетворять определенным квалификационным требованиям. Если число абитуриентов превышает число мест, то среди лиц, имеющих право на поступление, производится отбор.
Общими правилами приема устанавливается, что поступающий в университет или другое высшее учебное заведение должен иметь аттестат об окончании гимназии или муниципальной школы для взрослых в Швеции, либо аттестат о получении полного среднего образования за рубежом. Окончание народного училища (т.н. folkhögskola, продолжающееся образование взрослых) также может дать право на обучение в высшем учебном заведении.1
Стратегические вопросы высшего образования и науки в Швеции решают риксдаг (парламент) и правительство, определяя их цели, устанавливая директивы и выделяя ассигнования. Сферы образования и науки находятся в компетенции Министерства образования и науки Швеции.
Центральным ведомством, занимающимся вопросами высшего образования, является Государственное управление высшего образования (Högskoleverket), однако университеты и другие высшие учебные заведения имеют статус автономных органов публичной администрации, самостоятельно определяющих содержание своих образовательных программ, порядок приема, оценки знаний студентов и другие релевантные вопросы. Развитие сферы фундаментальной науки в основном финансируется и поддерживается Шведским советом по научным исследованиям (Vetenskapsrådet).1
Задачи системы высшего образования Швеции определяются главным образом Законом о высшем образовании (Högskolelagen) и Положением о высших учебных заведениях (Högskoleförordningen). Этими актами устанавливается, что обучение в университетах и других высших учебных заведениях Швеции должно осуществляться в соответствии с научными принципами. Обучение должно обеспечивать студентам:
- знания и навыки в избранной сфере;
- способность самостоятельного критического суждения;
- способность к постановке, формулированию и решению научных задач;
- способность адаптации к переменам в трудовой жизни.1
Студентам с функциональными ограничениями университеты и другие высшие учебные заведения должны обеспечивать возможности для получения образования наравне со всеми.
Система образования на 70% финансируется за счет муниципальных налогов, как и деятельность муниципалитетов в целом. Дополнительными источниками финансирования являются различные сборы, арендная плата и государственные субсидии. Финансирование шведских университетов и других высших учебных заведений на восемьдесят процентов осуществляется из государственного бюджета, причем 65% этих средств направляется им в виде прямых государственных дотаций. Еще 7% поступает из других общественных фондов. Тем самым почти 88% бюджета высшей школы составляют государственные средства. Остальное покрывается за счет частных источников финансирования и собственных доходов высших учебных заведений. По данным за 2009 г. суммарные затраты в системе высшего образования Швеции составили 54,1 млрд крон.2
В 2009 г. доходы университетов и других высших учебных заведений от научных исследований и подготовки научных работников составили почти 30 млрд крон - на 7% больше, чем в предшествующем году.
Большой частью этого роста они обязаны значительному увеличению государственного финансирования научно-исследовательских работ на период 2009-2012 гг., но в равной мере рост доходов приходится и на поступления от негосударственных организаций.
Увеличился и вклад Евросоюза. В 2009 г. высшие учебные заведения Швеции получили от ЕС финансирование в объеме около 1.3 млрд крон.
Швеция стремится быть в числе ведущих стран в области НИОКР и одной из самых наукоемких экономик в мире, в которой научноисследовательские работы характеризуются как широтой, так и специализацией.
Швеция направляет около 4% своего ВВП, то есть около 8 000 крон на душу населения (около 1100 долларов США, или 850 евро) на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, благодаря чему ей удалось занять ведущее положение в ряде отраслей. Одна из них -- экотехнологии, и в особенности ограничение выбросов и обработка вредных веществ в промышленности. Другой областью, в которой Швеция обладает высокой компетенцией, являются исследования и разработки в сфере нанотехнологий. Ряд шведских компаний, такие как ABB, Sandvik, Höganäs, вышли в число лидеров рынка на этом направлении.
Стремясь повысить конкурентный статус Швеции, правительство ассигновало на период 2009-2012 гг. около 110 млрд крон на научно-исследовательскую и инновационную работу.
Шведские научно-исследовательские и конструкторские разработки преимущественно -- на 75% -- финансируются промышленностью. Главным источником финансирования научной работы в университетах и других высших учебных заведениях является государство. Средства на эти цели выделяются как в форме прямых государственных дотаций, так и по линии различных советов по науке и других государственных агентств и ведомств.1
Обучение аспирантов финансируется из средств на исследовательскую работу, которые получает каждый университетский факультет. Совет факультета может принять решение о выплате денег либо по должности ассистента для аспирантского обучения, либо в качестве стипендии, и в тех и в других случаях - в течение четырех лет. Стипендия может быть разделена между двумя аспирантами. Аспирант, которому удалось получить должность, обязан сконцентрироваться на своей исследовательской работе, но он может в некоторой степени сочетать ее с преподаванием или другими видами работ. Получающий стипендию может сочетать занятия с работой над исследовательским проектом или с почасовой работой в учебной или административной области.
Другой, сравнительно обычный путь финансирования аспирантского обучения - сочетание занятий с работой над исследовательским проектом, финансируемый каким-либо национальным исследовательским советом или другой внешней организацией.
Шведская система высшего образования финансируется преимущественно из налоговых средств. До последнего времени это распространялось на всех студентов, независимо от их гражданства. Однако с 2011 г. для иностранных студентов, кроме граждан ЕС и Швейцарии, установлена плата за обучение. Правительство считает, что шведские высшие учебные заведения должны конкурировать с вузами других стран за счет качества обучения, а не его бесплатности.1
Чтобы сделать возможным обучение в Швеции и для тех студентов, которые не могут платить за него самостоятельно, правительство предусматривает ассигнования для финансирования двух стипендиальных программ. Одну из них, в объеме 30 млн крон в год, будет администрировать Шведский институт. Стипендии в рамках этой программы, покрывающие стоимость жизни и плату за обучение, будут предоставляться перспективным студентам из стран, с которыми у Швеции существует долгосрочное сотрудничество в области развития. Другая программа ориентирована на перспективных студентов из стран, не входящих в ЕС.
Стипендии в рамках второй из упомянутых программ предназначены для покрытия платы за обучение. Соответствующие средства выделяются университетам и другим высшим учебным заведениям, предоставляющим стипендии студентам, при посредстве государственного Международного центра образовательных программ (Internationella programkontoret).
Все шведские студенты, обучающиеся в университетах и других высших учебных заведениях, пользуются правом получения пособий на учебу. Пособие состоит из двух частей - стипендии и льготной ссуды, которая, как правило, погашается получателем до достижения им 60-летнего возраста, причем размер выплат зависит от его доходов.
Основной принцип шведского высшего образования - все студенты, нуждающиеся в финансировании своих занятий, должны получить помощь от центрального правительства. 1 та помощь принимает форму студенческих субсидий и кредитов. Для получения подобной помощи студент должен выполнить определенные требования. Например, субсидии и кредиты могут быть уменьшены, если собственный доход студента становится слишком большим. Но при определении суммы помощи на обучение экономическое положение родителей или супруга/супруги студента не принимаются в расчет. Как правило, лицо в возрасте 45 лет и старше не может получать помощь на обучение. Обычно можно получать помощь на обучение на срок до двенадцати семестров (шести лет); исключения могут быть сделаны, например, для аспирантов. Для продолжения получения помощи на обучение нужно успешно учиться. Иностранные студенты, не проживающие постоянно в Швеции, не могут получать помощь на обучение.
Помощь на обучение состоит из безвозмездной субсидии и большего, чем субсидия, кредита, который должен быть погашен. Безвозмездная субсидия составляет около 30% общей суммы и, как и кредитная часть, ее размер увеличивается с учетом инфляции. В настоящее время объем субсидии составляет 17100 шведских крон за девятимесячный академический год, а выплачиваемого кредита - 44600 шведских крон. Кредитная часть облагается процентами в размере 70% государственной ставки по депозитам. Существует не менее чем шестимесячный разрыв между окончанием получения помощи на обучение и началом выплат по кредиту. Очередные взносы зависят от размера доходов. Как правило, эти выплаты составляют 4% ежегодного дохода. Процентная ставка единовременно устанавливается правительством сроком на один год. Платежи по процентам не вычитаются из доходов, подлежащих обложению налогами. Кредиты студентам списываются в случае смерти и при достижении 65 лет.1