Шведская модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ "шведской модели" социально-экономического развития.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- рассмотреть процесс формирования "шведской модели";

- определить основные черты шведской социально-экономической модели.

- рассмотреть политику Швеции в области образования и здравоохранения.

Содержание

Введение 3

1. Становление шведской модели 10

2. Система образования и здравоохранения

в Швеции на современном этапе. 27

Заключение 55

Список использованной литературы 58

Работа содержит 1 файл

диплом окончательный.doc

— 815.22 Кб (Скачать)

     В результате такой целенаправленной социальной политики жизненный уровень шведов и их социальная защищенность оказались значительно более высокими, чем в большинстве стран мира.

     Исключительное место в социальной политике Швеции всегда занимала борьба с безработицей. Еще в мае 1944 года в принятой съездом СДРПШ «Послевоенной программе рабочего движения» был записан пункт о достижении в стране полной занятости.3 Борьба с безработицей осуществляется проведением активной политики на рынке труда, в которой акцент делался на активные меры - подготовку и переквалификацию рабочей силы, ее перемещение в другие регионы, общественные работы и т.д.

     В Швеции полная занятость достигается активной ролью государства при более пассивной роли профсоюзов, поскольку с безработицей нельзя справиться путем снижения заработной платы, а при повышении спроса на рабочую силу профсоюзы не могут обеспечить стабильность цен умеренными требованиями прибавки заработной платы. Следовательно, отмечает Петров В., центральным пунктом шведской модели "государства благосостояния" было то, что ответственность за полную занятость и экономическую стабильность несет правительство, а профсоюзы совместно с организациями предпринимателей отвечают за процесс формирования заработной платы.1

     По формулировке Е. Рена, главного творца шведской модели "государства благосостояния", решение проблемы "безработица -- инфляция" сводится к следующему: "... применять набор всеобщих налоговых и денежных ограничений, которые удерживают цены на таком низком уровне относительно заработной платы, что предприниматели сами эффективно противостоят инфляционным требованиям повышения заработной платы. Затем обеспечить полную занятость специальными мерами, называемыми политикой на рынке труда" .2

       Исходя из того, что непременным условием социального выравнивания является устойчивый экономический рост (как материальная основа подъема общего благосостояния и политики перераспределения), необходимо будет рассмотреть особенности экономики шведской модели.

    Шведская экономическая система обычно характеризуется как смешанная или многоукладная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Тут присутствует сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. 1

    Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится около ¾ занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу  фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 года, такие данные приводит в свое монографии отечественный скандинавист Волков А.2

           Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

    Самую значительную роль в производстве товаров и услуг в Швеции, как и почти во всех рыночных экономических системах  играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на две группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно  и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже.

    Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится  по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции. По словам посла Швеции в РФ С. Хирдмана, 95 %  предприятий в Швеции - частные, и именно они обеспечивают хороший рост производства.1

          В  последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 году среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят, но ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

      Один из приоритетов Швеции во внешнеэкономической сфере- эффективная работа в Европейском Союзе. Что касается шведско - российских связей, то в 90е годы XX века они окрепли и продолжают развиваться. По сути, такие фирмы, как “Нобель”, “Эрикссон”, “Альфа-Лаваль”, накопили капитал и создали свое имя в России. Сегодня шведские фирмы разместились в обеих российских столицах, также продолжается развитие экономических связей с российскими регионами. Заметен вклад Швеции и в российские инвестиции. Швеция как внешнеторговый партнер занимает 18-20 место в обороте России, а по объему инвестиций в начале XXI века вышли на 6-7 место, о чем пишет С. Хирдман в статье «Шведская социальная модель: управление и развитие».1

    Швеция и РФ заключили ряд соглашений о подготовке менеджеров для России. В частности, в соответствии с президентской программой обучения кадров за рубежом Швеция обязалась за пять лет подготовить 1 тыс. специалистов для российских предприятий. Кроме того, Швеция приглашает из российских регионов на стажировку группы по 15-20 специалистов социальной сферы. Эти программы уже освоили социальные работники из Новгорода, Пскова, Саратова, Самары, Казани и других городов.

          В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство  и шарикоподшипников, черная металлургия, электротехника деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

    Хотя государственный сектор и производит не столь много товаров, как частный, но у него есть очень важная роль - это аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. 1

    Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

           Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность). Государственный сектор можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь. По этому показателю Швеция занимает среди развитых стран первое место.2

    Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

          Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте.

          Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

    Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех железных дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).

    Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравоохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.1

          Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.

          Особенностью именно шведской модели рыночной экономики является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

          Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности.2 Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

          В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве “третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

Информация о работе Шведская модель