Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, дипломная работа
Цель данной работы - анализ "шведской модели" социально-экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования "шведской модели";
- определить основные черты шведской социально-экономической модели.
- рассмотреть политику Швеции в области образования и здравоохранения.
Введение 3
1. Становление шведской модели 10
2. Система образования и здравоохранения
в Швеции на современном этапе. 27
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Исторический факультет
Кафедра
новой, новейшей истории и международных
отношений
УДК
ДОПУСТИТЬ
К ЗАЩИТЕ В ГАК
Зав.
каф. новой, новейшей истории
к-т истор. наук, доцент
________________ иванов и.и .
«____»
_____________ 2011
г.
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ
Иванов
иван иванович
Руководитель канд. истор. наук,
доцент
_________________иванова
и.и
Автор работы
_________________иванов
и.и.
Томск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Становление шведской
модели
2. Система образования и здравоохранения
в Швеции на современном этапе.
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной дипломной работы - «Шведская модель». В работе использован термин «шведская модель», который возник в конце 60х годов в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом плане государств. С того времени и по сегодняшний день шведская модель отождествляется с наиболее развитой формой государства благосостояния. Однако этот термин не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле это комплекс социальных и экономических мер, направленных на поддержание высокого уровня жизни в стране.
Актуальность данного исследования определяется высоким уровнем социально-экономического развития, достигнутым Швецией за последнее двадцатилетие. Особый интерес шведская модель представляет для Российской Федерации, так как в качестве главных приоритетов социально-экономического развития в Швеции выбраны показатели полной занятости и выравнивания уровня доходов населения, а идея равенства очень близка россиянам. Кроме того, практический интерес представляет пенсионная реформа, проведенная в Швеции в 1999 году, а также система образования. Конечно, универсальной модели трансформации не существует и вряд ли она возможна, но теоретические аспекты и практический опыт этих процессов имеют значение для развития России как социального государства.
Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально-ориентированной рыночной экономики, присущие и другим странам постиндустриального общества, проявились наиболее ярко.
Изучение закономерностей и особенностей становления социальной работы и социальной политики Швеции, при их умелой адаптации к российским условиям, могут способствовать созданию сбалансированной социальной политики в Российской Федерации.
Цель данной работы - анализ "шведской модели" социально-экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования "шведской модели";
- определить основные черты шведской социально-экономической модели.
- рассмотреть политику Швеции в области образования и здравоохранения.
Хронологические рамки работы охватывают период с 90х годов XX в. по 2010 год. Особое внимание уделяется социальной политике Швеции в 1990е годы, так как именно в это время произошли важные реформы в социальной сфере. Однако данный период не изучается изолированно, он вписан в хронологический контекст, в связи с чем возникла необходимость написания отдельной главы, посвященной развитию социальной политики и заложению основ государства всеобщего благосостояния в XX веке.
Способом достижения цели являются следующие методы исследования:
- хронологический метод, позволивший выявить процесс становления "шведской модели";
- метод статистического анализа, заключавшийся в исследовании статистических данных за разные периоды.
Главным источником для написания данной работы является Конституция Швеции, помещенная в сборнике «Конституция государств ЕС»1. Также были полезны отдельные законы, принятые в Швеции. К сожалению, отдельного сборника законов, изданных в Швеции и переведенных на русский язык нет, поэтому использовались данные англоязычных интернет - ресурсов, например, сайта http://www.nyalagar.se, посвященного законодательству Швеции. Самыми необходимыми для написания работы можно назвать Закон о высшем образовании, в котором определяются задачи системы высшего образования; принятый риксдагом в 1985 г. Закон об образовании, регулирующий всю систему школьного и гимназического образования, в котором сформулированы основные общенациональные цели школы; принятый в 1982 г. Закон о здравоохранении, в основу которого положен принцип всеобщей доступности медицинской помощи всем гражданам Швеции на равных условиях.
Полезным также оказался статистический сборник 2, в котором приводится самые разнообразные статистические данные большинства областей жизни Швеции.
Изучаемому периоду уделено очень мало внимания в отечественной историографии, специальных работ, посвященных данной теме, крайне мало не только в России, но и в самой Швеции, что подчеркивает актуальность исследования.
Ю.В. Васильев делает вывод, что эксперимент по внедрению шведской модели закончился в начале 1990-х, когда власть экономическая и политическая сконцентрировалась в руках буржуазии. Положительные черты модели, которые следовало бы перенять России - политическая культура взаимопонимания, практика образования государственных публичных исследовательских комиссий, принцип равенства как цели социальной политики.
Особый интерес к шведской модели государства всеобщего благосостояния возникает в нашей стране в начале 1990-х годов, когда перед Россией встает проблема выбора пути. Первый справочник по шведской модели, автором которого был отечественный исследователь A.M. Волков, вышел в свет в 1991 году.2 Несмотря на то, что целью работы было дать общее представление о "шведской модели", эта работа содержит ряд ценных статистических данных и выводов автора.
Тема «шведская модель» затронута и в работах зарубежных исследователей. А.С. Кан, известный историк-скандинавист, изучающий историю Швеции нового и новейшего времени, написал ряд общих работ по истории XX века. Одной из таких работ является книга "Новейшая история Швеции".1 С одной стороны, это учебное пособие, которое не претендует на полноту охвата материала. С другой стороны, нельзя не отметить широту использования различных источников и историографии, как отечественных, так и зарубежных. В книге рассматриваются все аспекты истории Швеции: экономика, внутренняя и внешняя политика, история рабочего движения.
Молодой шведский либерал, экономист Отто Свен Литторин в книге "Крушение социалистического мифа. Расцвет и упадок государства благосостояния в Швеции",2 дал свое определение шведской модели: "шведский вариант социализма предполагал, что вмешательство государства будет ограничиваться сферой распределения - без национализации средств производства. Результат труда должен социализироваться посредством налогов и других выплат в бюджет, а уже на эти средства можно создать мощный общественный сектор - основу социалистического "государства всеобщего благоденствия".3 Анализируя шведскую модель, Литторин находит следующие причины ее возникновения: быстрая индустриализация, отсутствие конфликтов на рынке труда, традиционное искусство разрешать социальные конфликты, а также то, что войны и разрушения обходили Швецию стороной. Автор отмечает и отрицательные черты модели всеобщего благоденствия - механизмы общества всеобщего благосостояния сформировались слишком быстро и абсолютно независимо от темпов роста экономики, непропорционально разросся общественный сектор, повысились налоги. Это привело к тому, что с начала 1970-х гг. Швеция сталкивается с рядом проблем: снижается экономический прирост, для поддержания конкурентоспособности на мировом рынке приходится провести несколько девальваций шведской кроны.
Одна из последних книг, посвященных социал-демократии в Швеции - «Создавая социальную демократию. Сто лет социал-демократической партии Швеции.»1 - вышла в нашей стране в 2001 году. Несмотря на то, что работа представляет собой перевод книги, вышедшей в Швеции в 1989 году к 100-летнему юбилею СДРПШ, она не потеряла своей актуальности. Книга посвящена истории Социал-демократической рабочей партии Швеции и ее политике в течение столетия. Здесь же дается и определение шведской модели, как "результат осознанного выбора, а не следствие социально-экономического развития, то есть она является своего рода неформальным соглашением между различными интересами и слоями шведского общества. Она основывается на компромиссе между наиболее сильным и организованным реформистским рабочим движением в мире и столь же сильным и организованным капиталом" .1
Экономика Швеции описывается в монографии скандинавского экономиста Эклунда К. «Эффективная экономика»2, который знакомит в целом с предметом макроэкономики и комментирует дискуссии по экономической политике в Швеции. Целую главу он посвятил современным проблемам шведской экономики. Также большое внимание он уделил механизмам функционирования смешанной экономики Швеции.