Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, дипломная работа
Цель данной работы - анализ "шведской модели" социально-экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть процесс формирования "шведской модели";
- определить основные черты шведской социально-экономической модели.
- рассмотреть политику Швеции в области образования и здравоохранения.
Введение 3
1. Становление шведской модели 10
2. Система образования и здравоохранения
в Швеции на современном этапе. 27
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Шведское правительство уделяет большое внимание распространению информации о шведском образе жизни и истории государства. С этой целью Шведский институт выпускает на разных языках брошюры и информационные листки, так называемые fact sheets, касающиеся различных аспектов жизни шведского общества, в том числе образования, медицины и социального страхования.. В этих информационных бюллетенях, состоящих, как правило, из трех - четырех страниц, приводятся основные данные по теме. Вначале очерчивается проблема, почти всегда с экскурсом в историческое прошлое, затем кратко описывается все то, что сделано для ее решения. Информационные материалы представлены в сети Интернет на Официальном портале Швеции в Интернете.3 Именно с сайта были взяты информационные листы, которые также легли в источниковую базу дипломной работы.
Основной
недостаток этих информационных листков
заключается в том, что здесь не приводятся
ссылки на источники, которые дают информацию
по тому или иному вопросу, следовательно,
затрудняется проверка данных с целью
выявить достоверность источника.
Становление шведской модели экономической и социальной политики
Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире, о чем пишет в своей статье «Шведская модель экономической реформы» Антюшина Н.1 Термин «шведская модель» имеет различное значение в зависимости от того, что в него вкладывается. Два главных направления, в которых ученые исследуют эту модель - это экономика и социальная политика.
Экономисты могут определить шведскую модель как модель, сочетающую полную занятость и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. Эта модель была представлена некоторыми профсоюзными экономистами в начале 50-х годов и в определенной степени была использована социал-демократическими правительствами.1
Если говорить о социальной модели Швеции, то можно выделить две цели этой политики: полная занятость и выравнивание доходов, что объясняется отечественным исследователем Волковым А.М. уникальной силой рабочего движения в Швеции.2
Основы шведской модели были сформулированы в начале 50-х годов в шведском профсоюзном движении, а затем стали основой социальной и экономической политики социал-демократов.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонд. Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней, о чем пишет экономист К. Эклунд в своей книге «Эффективная экономика: Шведская модель».3
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы, и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов. В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире. Он определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.
Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов.
Шведская налоговая нагрузка является одной из самых высоких в мире. Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными органами власти. Виды налогов определяет Риксдаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти. Налоги на личные налоги граждан и взносы по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне. В 1989 году они составляли 56,5% ВВП, в том числе 25,3% - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% 1- на социальное страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире, однако большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде трансфертных платежей и государственных услуг. Однако от такого жесткого налогового бремени стали падать темпы экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, сокращение инвестиций и перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому власти в 90-е годы были вынуждены принять серьезные меры по снижению налоговых ставок. 2
Руководящими принципами шведской политики в послевоенный период стали принципы политики «уравнивания» и полной занятости.
Политика «уравнивания» всегда занимала важное место в общей социальной политике Швеции, возглавлявшейся правительствами СДРПШ. Истоки этой политики восходят к концепции «Швеция - дом народа», выдвинутой лидером СДРПШ Ханссеном еще в начале 30х годов. Он раскрыл ее следующим образом: «в хорошем доме царят равенство, забота, сотрудничество, взаимопомощь. Применительно к большому дому для народа и граждан это должно означать ломку всех социальных и экономических рамок, которые сейчас делят граждан на привилегированных и униженных, богатых и бедных, имущих и обездоленных, разбойников и разоренных».3 По его мнению, именно единство народа, сотрудничество и взаимопомощь должны содействовать воплощению в жизнь лозунга «Швеция - дом народа».
Эти идеи были развиты и дополнены его преемником П. Эрландером, пропагандировавшим концепцию создания т.н. «сильного общества», которое, базируясь на идее «солидарности», в то же время явилось гарантом свободы индивида. 1 П. Эрландер определил эту концепцию так: "Человек должен иметь возможность применять свои способности для иного, чем для борьбы за сносное существование. Единство устремлений, уважение к ближнему, чувство причастности к общим целям и задачам, влияние на жизнь общества так же важны для человеческого существования, как и рост материального благополучия"2 .С этого времени идеи социального и экономического равенства стали основополагающими для шведского «государства благосостояния». Идея «уравнения» завоевала широкое признание в шведском обществе и стала общенациональным феноменом.
Но шведская социальная политика была направлена на оказание помощи не только беднейшим слоям населения, но и всем гражданам. В парламентском исследовании «Демократия и власть в Швеции» дается ее характеристика: «Принципом было то, что социальные льготы должны были предоставляться в доступной форме всем гражданам или целым категориям граждан, таким как пенсионеры, дети, матери, безработные и т.д.»3
Достижению равенства в обществе способствует предоставление государством бесплатных или дешевых качественных услуг в наиболее важных сферах жизни. К ним относятся система семейных пособий для детей, бесплатное школьное образование и питание, обеспечение в старости жильем, развитие сферы досуга.
В Швеции государством провозглашено равное право всех на высокий уровень жизни. В стране существует единая для всех система здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения. Каждый шведский работник, выплачивая налоги в соответствии со своими доходами, может рассчитывать на одинаковые по количеству и качеству услуги и льготы.
Государство в Швеции обеспечивает равные стартовые возможности всем гражданам, поскольку в стране хорошо развиты системы дошкольных детских учреждений и школьного обучения. Правительство проводит политику не "подтягивания" уровня жизни широких слоев к уровню жизни элиты, а реализации прав каждого шведа на государственные услуги самого высокого качества, постоянного улучшения социального обеспечения всего населения.
Большое внимание в Швеции уделяется реализации так называемой политики солидарных требований в области оплаты труда. Она проводится с конца 50-х годов и вместе с налоговой и социальной политикой рассчитана на достижение более оптимальной структуры доходов. Концепция этой политики разработана членами руководства Центрального объединения профсоюзов Швеции, учеными с мировым именем -- экономистами Р. Мейдернером и Е. Реном.1
Важным составным компонентом социальной политики «уравнивания» в Швеции является жилищная политика, целью которой официально провозглашается право всех людей, независимо от возраста и трудоспособности, «иметь современное, оборудованное, хорошо спланированное, здоровое и просторное жилище по приемлемой цене».1 Главное, что отличает Швецию от других европейских стран, проводивших активную жилищную политику, - это упор на финансовую поддержку, а в дальнейшем на прямое строительство муниципального (а не частного и даже не кооперативного) жилья, сдаваемого в аренду. Это предполагает, прежде всего, высокую активность местного самоуправления. “Местные власти должны быть посредниками при выделении ссуд, служить гарантами их возвращения и предоставлять участки под строительство”2. Еще одним проявлением жилищной политики является оказание жилищных пособий для семей, имеющих детей и инвалидов.
Говоря о политике «уравнивания», следует отметить, что важным ее аспектом являлась проблема эмансипации женшин. В Швеции в 1988 году парламентом был принят правительственный законопроект о политике равноправия между мужчинами и женщинами, содержавший в себе пятилетний план действий. Подобный законопроект еще раз был принят в 1991 году. Результаты этих мероприятий были весьма благоприятными, так как в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества шведских женщин в органах управления, на что в своей статье указывает Школьников И. А.1
Ст. 2. Закона о гендерной политике гласит: «Для достижения равенства в трудовой жизни работодатели и работники должны предпринимать совместные активные усилия. Такие усилия должны быть в первую очередь направлены на выравнивание и недопущение различий в сфере оплаты труда и иных условий трудовых соглашений в отношении женщин и мужчин, выполняющих одинаковую или сходную/равноценную работу. Такие меры должны также обеспечить равные условия повышения заработной платы для всех работников - как мужчин, так и женщин».2