Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа содержит 1 файл

ответы по истории 79 страниц..doc

— 607.50 Кб (Скачать)

1. История как предмет изучения.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Древнерусская  цивилизация и её особенности.

Древнерусская цивилизация сформировалась в VII – IX веках на основе древневосточной  цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы.

Возникшая на стыке  Азии и Европы, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую  цивилизацию. История крупнейшего в Европе Российского государства развивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, с другой – имеет ряд особенностей. В первую очередь на складывание и развитие государства и его населения влияют природно-климатические и географические условия.Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями: Белым, Балтийским, Черным и Каспийским, и тремя горными хребтами: Карпатами, Кавказом, Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их притоками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Важнейшими в  древности были торговые пути, проходившие  по рекам Восточной Европы. Речные пути со временем приобрели международное  значение. С VI века известен великий водный путь, получивший в историографии название «Путь из варягов в греки». Он проходил с севера на юг; из Скандинавии в Византию. Начинался он из Балтики, шел по Неве и Ладожскому озеру, далее по реке Волхов в озеро Ильмен, из него по реке Ловать, к верховьям Днепра, и уже через Днепр к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них – с Византией. Другой путь «Из варягов в персы» шел на юго-восток по притокам Волги, далее по самой волге до Каспийского моря, через земли волжских болгар, Хазарского каганата в Персию. Так восточные славяне имели тесные связи с Востоком и Западом, а следовательно впитывали культурные традиции Европы и Азии.

Не менее важную роль в формировании лица цивилизации восточных славян сыграл религиозный фактор. Принятие христианства по византийскому образцу способствовало укреплению власти княжеского рода Святославичей, развитию письменности, вступлению древневосточного славянского государства – Киевская Русь в семью европейских государств и укреплению его международного авторитета. Кроме того, приглашение на княжеский престол легендарного Рюрика новгородцами также явилось политическим фактором формирования своеобразности восточнославянской цивилизации.

Если говорить об особенностях древнеславянской цивилизации, то здесь необходимо упомянуть такую особенность как менталитет. На формирование славянского менталитета большую роль сыграли с одной стороны византийская христианская духовная и материальная культурные традиции, с другой – языческая религиозная система, долгое время господствовавшая на Руси. Даже после принятия христианства, традиции язычества продолжали существовать в народе одновременно с христианской повседневной практикой. Многие праздники, например «Солнцеворот», который празднуется и в настоящее время во многих местах современной России своими корнями уходит в глубокую древность. Не менее древними являются коляда и масленица – чисто языческие славянские праздники, дожившие до наших дней. Таковы были факторы повлиявшие на формирование восточно-славянской цивилизации.

 

 

 

 

3. Восточные  славяне в древности. Складывание  Древнерусского государства.

Восточные славяне в древности:

Первые свидетельства о славянах: обособились из индоевропейской общности в сер 2 тыс до н. э. Прародина – территория от Одера до Карпат. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к 1 тыс н.э., о них сообщают греческие, римские, арабские источники. В эпоху Великого переселения народов (4-6 в.в.) славяне освоили Европу. Они жили в лесной и лесостепной зоне, вели оседлый образ жизни, земледельческое хозяйство. Славянский мир взаимодействовал с готами, с кочевыми народами степи.

Восточные славяне в 6-9 веках.    

Расселение:

занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими  и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи,  древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи. 

Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие(подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесносвязано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади.  Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел). 

Жили славяне общинами, сначала  родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имелинатуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары). 

  Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром  …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собиралиполюдье (сбор дани с подвластных племен).

Верования – древние славяне были язычниками.Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня.Велес – покровитель скота. Мокошь –оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы. 

Складывание Древнерусского государства:

- На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII — середина IX в.) происходило вызревание предпосылок, в том числе — складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. В некоторых племенных союзах, скорее всего у полян, дреговичей, кривичей и ильменских словен, формировались свои предгосударственные образования — княжения. Между ними разворачивается борьба за торговые пути, промысловые угодья и земли. К IX в. восходит появление системы.

Полюдье, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани (налога), которая в ту эпоху носила еще добровольный характер, нерегламентированный объем и воспринималась как возмещение за защиту, военные и управленческие услуги.

 
- На втором этапе (вторая половина IX — середина X в.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Легенда из «Повести временных лет» о возникновении  государства у восточных славян. Летописец отмечает (под 862 г.), что в результате борьбы славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и угро-финны со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, да поидете княжить и володети нами», — решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их князю Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям, в Старой Ладоге), Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично.

• Возникновение ядра восточнославянского государства. По данным ПВЛ в 882 г. преемник Рюрика князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира — норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование Русского государства.

• Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее критика. Летописные данные легли в основу так называемой норманнской теории, разработанной в XVIII в. немецкими учеными (Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером) на русской службе. Они приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя «Русы». Крайние норманнисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Антинорманнизм. Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию. Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (существовавшее якобы с VI в., что не подтверждается археологическими источниками) уже возникло, и норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варя-

20

гов» он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, — производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманнизма и антинорманнизма, пришли к следующим выводам:

— Норманны сами в то время еще не имели государственности.

— Процесс складывания  государства начался до прихода  Рюрика, сам факт его приглашения  на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам (в то время как у самих скандинавов еще не было государственности).

— Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования Древнерусского государства. В любом случае варяжский князь, приглашенный в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев), или насильственно захвативший княжеский стол, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего, местного племенного князя), завладел властью в той форме, в какой она существовала у ильменских словен.

— Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использовала методы насилия  для сбора дани и объединения  славянских племенных союзов. Это  в определенной степени ускорило процесс укрепления местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграцию с варяжскими дружинами.

— Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив  единый контроль над двумя важнейшими отрезками пути «из варяг в  греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.

— Этноним «русь» имеет северное происхождение. Хотя летопись относит его к одному из норманнских племен, скорее всего, это собирательное имя (от финского «руотси» — гребцы), под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоявшая из представителей различных народов, занимавшихся морским разбоем и торговлей и представлявших собой ядро дружины князя. Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с каким-либо неславянским этносом, среди восточных славян. Их племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а сами варяги быстро ассимилировались и, отказавшись от своих богов, приняли восточнославянские языческие культы.

• Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879—912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входивших в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норман-

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"