Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Работа содержит 1 файл

ответы по истории 79 страниц..doc

— 607.50 Кб (Скачать)

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  • Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.
  • Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
  • Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  • Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
  • Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

 

 

 

 

 

 

 

24. Либеральные реформы  Александра II.

К крестьянской реформе  Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как  тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 

1 января 1864 г. был утвержден закон  о земском самоуправлении. Оно  учреждалось для руководства  хозяйственными делами: строительством  и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. 

Распорядительными органами земства  были губернские и уездные земские  собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. 

Выборы земских органов проводились  раз в три года. В каждом уезде  для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включала себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.  
Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц. 

По закону земства были чисто  хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земские собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители “третьего элемента” испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли. 

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских  дум и управ подлежали вопросы  благоустройства, а также заведование  школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса. 

Одновременно с земской  реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для  публики. 

Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение  в суде поддерживал прокурор. Ему  возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт (“виновен”, “невиновен” или “виновен, но заслуживает снисхождения”). На основании вердикта суд выносил приговор. Русское общеуголовное законодательство в те времена не знало такой меры наказания, как смертная казнь. Только специальные судебные органы (военные суды. Особое присутствие Сената) могли приговорить к смерти. 

Реформы 60-70-х годов - крупное  явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Особенности  развития капитализма в России  а пореформенный период (70-90 гг. XIX в.)

После отмены крепостного  права в 1861 году и буржуазных реформ в России утверждается капитализм. Из аграрной, отсталой страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро создавалась сеть железных дорог, развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производств, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Крестьянскую реформу 1861 года Ленин назвал «переворотом», аналогичным западноевропейским революциям, открывшим путь капитализму. Но поскольку этот переворот был проведен «сверху», он сохранил пережитки крепостничества во всех областях общественной жизни и наложил отпечаток на капиталистическую эволюцию в России.

В России, в отличие  от западноевропейских стран, капиталистический способ производства сложился в сжатые сроки, произошло также и резкое смешение этапов формирования крупно-индустриального производства, стала иной последовательность аграрно-капиталистического и промышленного переворотов.

Что же касается последовательности аграрно-капиталистического и промышленного переворотов, то в странах первого эшелона аграрно-капиталистический переворот был следствием буржуазных революций и предшествовал промышленному перевороту. В России же, наоборот, примерно в 80-е годы закончился промышленный переворот, а аграрно-капиталистический не завершился вовсе.

Характеризуя  некоторые социальные процессы, необходимо отметить, что «насаждение капитализма  сверху» привело к задержке консолидации в классе российской буржуазии и опережающему буржуазию социальному и политическому развитию российского пролетариата.

Не выполнив до конца  своей исторической миссии — самостоятельного создания капиталистической системы  в России, участвуя в этом процессе наряду с царизмом и иностранным  капиталом, коренная российская буржуазия к началу XX века не смогла сложиться в класс, создать свои политические партии, политически осознать себя господствующим классом общества.

Что же касается пролетариата, то он раньше, чем буржуазия, появился на политической арене. Уже  в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века рабочие становятся не только активными участниками первых марксистских кружков и групп в России, но и инициаторами политических акций, в частности, первой маевки петербургских рабочих в 1891 году.

Таким образом, будучи отсталым с точки зрения общей буржуазной культуры, зрелости социальных и политических предпосылок капиталистической формации, российский капитализм одновременно успешнее, чем в других более развитых странах, готовил себе могильщика. В условиях наступающей новой эпохи в России пролетариат вел за собой трудящихся, прежде всего крестьянство. Демократические и коренные социальные преобразования уже не были так резко разделены во времени, как в странах первого эшелона капиталистического развития, и стали звеньями единого революционного процесса.

 

 

 

 

 

26. Внутренняя  политика Александра III: переход к контрреформам.

Ещё до коронации, после того, как  стало известно, что ему суждено  стать во главе государства, Александр III принимал участие в решении  важных государственных вопросов. Кое-что, несмотря на недостаток соответствующего образования, ему удавалось неплохо. Давал о себе знать и характер будущего императора, склонного к состраданию и заботе над малоимущими. Это была неплохая школа для будущего государя.

Реформы Александра III

Незадолго до своей смерти Александр II поддержал проект Лорис-Меликова об участии в Государственном  совете народных представителей. Проект предусматривал ограничение административного  и цензурного произвола, расширение земского и городского самоуправления. Это был серьёзный шаг к переходу к конституционной монархии. Однако террористы-радикалы, совершившие покушение на царя, испортили всё дело. Не дойдя буквально одного шага до серьёзных перемен, России пришлось отступить назад. Находясь под впечатлением гибели отца и уверенный в необходимости укрепления самодержавия и централизованной власти, Александр III отклонил проект. Следом за этим правительство покинули многие министры-либералы, включая Лорис-Меликова. Это стало первым знаком того, что продолжения либеральных реформ при новом самодержце не будет.

В стране хватало и  других проблем. Министр финансов Бунге  жаловался в 1885 году: “Все требуют  денег…и для государственных  нужд, и для промышленных предприятий, и для собственного благополучия …Если мы берём … с населения более, чем оно может дать, то понятно, что мы увеличиваем только число просящих милостыню … ”. 
Александр III пытался бороться с этим своими способами: как мог сокращал императорскую свиту и бесконечное число поводов для праздников и балов, безжалостно вычёркивал из списков фамилии представленных министрами к награде лиц. Чтобы сократить расходы на двор император решился пойти даже на изменение закона, утверждённого ещё при Павле I. К этому решению его подтолкнуло увеличение расходов на царскую семью и нежелание состоять в официальном родстве с некоторыми чинами императорской фамилии.

Проект нового закона готовился Александром III в обстановке строжайшей секретности в кругу  особо доверенных лиц. В результате через 3 года был разработан и принят закон, согласно которому титул великих князей сохранялся только за детьми и внуками императора, правнуки же становились “князьями императорской крови”, а их привилегии и, соответственно, доходы сокращались. Вполне понятно, что закон вызвал недовольство в великокняжеских кругах, которое, однако, не переходило в открытые стычки с императором.

К позитивным реформам можно  отнести: понижение выкупных платежей и переход к обязательному  выкупу, законы о переселениях крестьян, учреждение государственных банков, поэтапная отмена подушной подати. Эти меры, пожалуй, являются исключением из общего направления деятельности правительства Александра III. Большая часть их, так называемые контрреформы, противоречила внутренней политике его отца.

Некоторые реформы и контрреформы Александру III, к сожалению или к счастью, осуществить не удалось: неудачей кончилась его попытка преобразовать систему чинопроизводства, не решились ломать организацию армии, столь долго строившуюся и явно целесообразную.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"