Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:18, контрольная работа
В контрольной работе рассматривается влияние церкви на различные стороны жизни общества Древней Руси.
Введение
1. Русь языческая
2. Крещение Руси князем Владимиром
3. Историческое значение принятия Русью христианства
Заключение
Список использованной литературы
местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники
приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие.
Язычество сливалось с христианством.
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее
духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в
руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было
заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.
Русская церковь играла
Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской
государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль
в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии,
в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных
ценностей.
Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и
церковным летописцем и народом потому, что в главных своих событиях она
сливала воедино феодальное начало с народным, политика князя объективно
совпадала
с общенародными интересами.
Список использованной
1. Н. М. Карамзин «Предания
2. С. М. Соловьев Сочинения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние церкви на различные стороны жизни общества Древней Руси.
Утверждение
монотеистической религии способствовало
укреплению великокняжеской власти,
ликвидации «дофеодальной раздробленности»
Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. «С момента крещения на князя «взирает... всемилостивое око благого бога». Князя сажает на престол сам бог»(5).
Утверждение
христианства на Руси в качестве государственной
религии оказало большое
Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания —как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А словеньскый язык и рускый одно есть»(4).
В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.
С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.
Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.
Не менее
крупные последствия имело
Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальная наука Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль, толкала к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. Это собственную, туземную литературу создают представители самой образованной части населения —духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах. Священник княжеского села Берестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики словом «о благодати», заканчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь «блаженного»князя Владимира и его сына Ярослава.
В период, определяемый концом Х и XI веков, когда в Приднестровье складывались феодальные отношения, христианство явилось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами.
Крещение
оказало огромное влияние на культурную
жизнь страны, в частности на развитие
техники в Киевской Руси под влиянием
греческого христианства. В земледелии
оно выразилось в значительном повышении
техники огородничества. Этому, несомненно,
способствовало повышение потребления
овощей, которое стимулировалось
и многочисленными постами, установленными
христианскими аскетическими
Еще очевиднее
влияние византийского
Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофаков, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то «в некоторых видах художественной промышленности ученики-русские,- отмечает И. Грабарь, - сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов». Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань). Тем не менее русские работы показывают «хорошо усвоенный стиль византийских образцов,а их тематика в большинстве случаев церковная»(4).
Особенно
ярко влияние византийского крещения
выразилось в художественной области.
До нас сохранились поразительные
по своей художественной ценности образцы
архитектурного искусства Киевской
Руси первых времен христианства, навеянные
лучшими образцами
Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира, «яко же увидеша страны хрестьяньския»(4).
Список использованной литературы:
Платонов С. В. "Лекции по русской истории", С.- Петербург, сенатская типография, 1913.
Ключевский В. О. "Курс русской истории" ч.1, Москва, "Мысль", 1987.
Гордненко Н.С. "крещение Руси", Ленинград, 1984.
"Христианство и Русь", Москва, 1988.
Филист Г. М. "Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия", Минск, "Беларусь", 1988.
Соловьев С. М. Сочинения, кн.1, "Мысль", 1988.
Карамзин Н.М. "Предание веков".
Татищев В. Н. "История Российская", т.2, Москва, 1962.
Щапов
Я. Н. "Церковь в древней Руси",
политиздат, 1989.
Информация о работе Принятие христианства на Руси и его историческое значение