Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:18, контрольная работа
В контрольной работе рассматривается влияние церкви на различные стороны жизни общества Древней Руси.
Введение
1. Русь языческая
2. Крещение Руси князем Владимиром
3. Историческое значение принятия Русью христианства
Заключение
Список использованной литературы
душам усопших, родовым домашним гениям.
Образование межплеменных
серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни
духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских
народов стало их приобщение к христианству.
К концу IX века область России вследствие природного влияния
разделилась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке,
находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону
и Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчиняться
знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с
берегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец, племена,
платившие дань варягам, изгнали последних за море.
Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских
элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. стала
превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т. е.
религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и
славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали
немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с
христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто
совпадали).
Перемена веры дружинников
времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии,
где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с
христианской верой.
В Х-ом веке продолжалось постепенное формирование русской
государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы,
связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к
покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны
перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего
складываться молодого феодального государства.
В этой связи вся
(отца
Владимира) по отношению к
или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в
некоторых местах летописи). Наоборот - все было рассчитано на решение
больших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении
безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он
перестал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача -
создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского
(Черного) моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена не была, т. к. здесь
Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги.
Борьба с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Вся
плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была
обращена к степям, была открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся
по русской равнине на "месяц конного пути" от Дуная до Жигулей.
Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону
населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только
государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям
общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен
был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким
князем оказался побочный сын Святослава - Владимир.
В г. Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в
середине Х в. некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини
Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. Во всяком
случае, в былинах сохранилась память о том, что он был при княжеском дворе
"конюхом да приворотчиком", а позже стал придворным - " стольничал-чашничал
девять лет".
Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился
сын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили его
происхождением, называя "робичичем" и "холопищем". Воспитателем при нем и
стал родной дядя Добрыня.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед
очередным и как потом окажется трагическим походом 970 г., Святослав решил
посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а
Олегу - Древлянская земля. В то же время Новгородцы, недовольные, может
быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он
дал им сына своего в правители.
Ни Ярополк, ни Олег не
предложил Новгородцам просить в князья Владимира. Так юный "робичич" стал
князем-наместником в Новгороде.
В первые годы своего
воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить
Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир
княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебренной головой и золотыми усами,
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,
называя их богами. . . И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под
980 г.).
В благодарность богам за
решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из
христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и
разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь
мучеников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн,
а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.
Понять превосходство
князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона,
обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с
христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы
и совершались
богослужения на славянском языке.
ПРЕДПОСЫЛКИ
ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.
Славяне в VII и VIII в.в. находились в состоянии все усиливающегося общественного разложения. Образовавшийся между ними в Карпатах военный союз распался на составлявшие его части (племена), племена разложились на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы или семейные хозяйства. Но под действием новых условий среди них завязался обратный процесс постепенного взаимного соединения, только связующим элементом в новых общественных построениях служило уже не чувство кровного родства, а экономический интерес, вызванный особенностями страны. С одной стороны, южные реки и равнины, с другой стороны, иго втянули восточных славян в оживленную внешнюю торговлю. Эта торговля соединила разбросанные одинокие дворы в сельские торговые поселения, погосты, потом в большие торговые города с их областями. Новые внешние опасности с начала IX в. вызвали ряд переворотов. Торговые города вооружились, тогда они из главных складочных пунктов торговли превратились в политические центры, а их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями, некоторые их этих областей сделались варяжскими княжествами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество Киевское, древнейшая форма русского государства. Такова связь экономических и политических фактов в нашей истории: "экономические интересы последовательно превращались в общественные связи, из которых вырастали политические союзы".(2)
Итак, первой династией «русских» князей на Руси были Рюриковичи.
До нас дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Это был старший из братьев Рюриковичей и власть его простиралась уже на многие народы:на кривичей, т.е. полочан на юге, на мерю и мурому. Судя по тем мерам, которые проводил Рюрик, можно судить о том, что именно с него началась важная деятельность русских князей —построение народов, сосредоточение народонаселения. Сохранилось предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу пришел к Ильменю, срубил город над Волхвом, назвал его Новгородом и сел тут княжить. Это место летописи прямо показывает, что сам Новгород был основан Рюриком; и так как он остался жить и после него здесь же жили посадники княжеские и князья, то из этого легко объясняется, почему Новгород затмил собой старый город, как бы тот ни назывался.(6)
Середина IX века. Убив Аскольда и Дира, Олег утвердился в Киеве, сделал его своим стольным городом, как свидетельствует летописец. Первым делом Олега в Украине было построение городов, острожков, для утверждения своей власти в новых областях и для защиты от набегов со стороны степей. Построив города и установив дани у северных племен, Олег, по преданию, начинает подчинять себе другие славянские племена, жившие к востоку и западу от Днепра. Олег правил государством еще в то время, когда его приемник Игорь уже был достаточно взрослым. В 903 году Олег выбрал супругу для Игоря, Ольгу. Ее привезли в Киев из Плескова или нынешнего Пскова, —так пишет Нестор. В других исторических книгах было сказано, что она варяжского простого рода жила в веси, именуемой Выбушской, около Пскова.(7)
Вероятно,
что отношения между
Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости, хотя в Новгород он пришел с Рюриком.
Игорь в зрелом возрасте принял власть. Он спешил доказать, что в его руке меч Олегов, смирил древлян и прибавил им дани. Но скоро появился сильный враг—печенеги. О них упоминается в русских, византийский и венгерских летописцах от Х до XII веков. Игорь заключил с печенегами союз и, по свидетельству Нестора, пять лет они не приходили на Русь.
Информация о работе Принятие христианства на Руси и его историческое значение