Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:18, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе рассматривается влияние церкви на различные стороны жизни общества Древней Руси.

Содержание

Введение
1. Русь языческая
2. Крещение Руси князем Владимиром
3. Историческое значение принятия Русью христианства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История отеч. 1к.р.docx

— 73.02 Кб (Скачать)

рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли  иметь  собственного

имущества,  не  могли  быть  свидетелями  в  суде,  не  отвечали   за   свои

преступления  пред законом. За них ответствовал господин, который имел  право

жизни и смерти над своим холопом  и наказывал его сам, как  хотел.  Свободные

люди  находили себе защиту в своих родах  и сообществах; холоп мог найти  себе

защиту  только у своего господина; когда  же господин  его  отпускал  на  волю

или прогонял, раб становился изгоем и лишался  покровительства и  пристанища.

      Таким образом, в языческом  обществе княжеская власть не  имела той силы

и значения, какое имеет государственная  власть теперь. Общество делилось  на

самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли  и  защищали

своих членов. Вышедший из  своего  союза  человек  оказывался  бесправным  и

беззащитным  изгоем.  Семья,  при  обычае  многоженства,  умычки  и покупки

невест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень  распространено.

Грубая  сила господствовала в обществе и  человеческая личность сама  по  себе

в нем  не имела никакого значения.

      Под влиянием христианства языческие  порядки  на  Руси  начали  заметно

смягчаться.

      Христианская церковь, основанная  на Руси князем Владимиром,  не  могла

примириться с таким порядком. Вместе с Христовым  учением о любви  и  милости

церковь принесла на Русь  и  начала  византийской  культуры.  Уча  язычников

вере,  она  стремилась  улучшить  их   житейские   порядки.   Под   влиянием

христианства  отдельные лица из  языческой  среды  изменяли  к  лучшему  свои

взгляды и нравы. О самом князе Владимире  предание говорит, что он  смягчился

под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди  дружины  из  земских

людей появилось много благочестивых  христиан, почитавших  церковь,  любивших

книги и иногда уходивших от мирских  соблазнов  в  монастыри  и  в  пустынное

житье.  Через  свою  иерархию  и  примером  ревнителей  новой  веры  церковь

действовала на нравы и учреждения Руси.  Проповедью  и  церковною  практикой

она показывала, как надо жить и действовать в  делах личных и общественных.

      Церковь старалась поднять значение  княжеской власти. Князей она  учила,

как они  должны управлять:  "воспрещать  злым  и казнить разбойников".  "Ты

поставлен от Бога  на  казнь злым,  а добрым  на  милованье",  -  говорила

духовенство князю Владимиру, указывая  ему,  что  князь  не  может  остаться

безучастным к насилию и злу в своей земле,  что он  должен  блюсти  в ней

порядок. Такой взгляд духовенство основывало  на  убеждении,  что  княжеская

власть, как и всякая земная власть, учинена  от Бога и должна  творить  Божью

волю. Но так как "всяка власть от Бога" и так как князь "есть Божий слуга",

то ему  надлежит повиноваться и его  надлежит  чтить.  Церковь  требовала  от

подданных князя, чтобы они "имели приязнь" к князю, не мыслили на  него  зла

и смотрели на него, как на избранника Божия. Когда  князья сами  роняли  свое

достоинство в  грубых  ссорах  и  междоусобиях  ("которах"  и "коромолах"),

духовенство старалось мирить их и учить, чтобы  они "чтили старейших"  и  "не

переступали  чужого  предела".  Так  духовенство  проводило  в  жизнь   идеи

правильного государственного порядка, имея перед  собою пример Византии,  где

царская власть стояла очень высоко.

      Найдя на Руси ряд союзов, родовых  и племенных, дружинных и   городских,

церковь образовала собою особый союз -  церковное  общество;  в  состав  его

вошло  духовенство,  затем  люди,  которых  церковь  опекала  и  питала,  и,

наконец, люди, которые служили церкви и  от нее зависели. Церковь  опекала  и

питала  тех, кто не мог сам себя кормить:  нищих,  больных,  убогих.  Церковь

давала  приют  и  покровительство  всем  изгоям,  потерявшим  защиту  мирских

обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные  рабами.

И изгои, и рабы становились под защиту церкви  и  делались  ее  работниками.

Всех  своих людей одинаково церковь  судила и  рядила  по  своему  закону  (по

Кормчей книге) и по церковным обычаям; все  эти люди выходили  из  подчинения

князю и становились подданными церкви. И как бы ни  был  слаб  или  ничтожен

церковный  человек,  церковь  смотрела  на  него  по-христиански  -  как  на

свободного  человека. В церкви  не  существовало  рабство:  рабы,  подаренные

церкви, обращались в людей лично свободных; они были  только  прикреплены  к

церковной земле, жили на ней и работали на  пользу  церкви.  Таким  образом,

церковь давала  светскому  обществу  пример  нового,  более  совершенного  и

гуманного устройства, в  котором  могли  найти  себе  защиту  и  помощь  все

немощные  и беззащитные.

      Церковь  затем  влияла  на  улучшение  семейных  отношений   и   вообще

нравственности  в  русском  обществе.  На  основании  греческого  церковного

закона,  принятого  и  подтвержденного  первыми  русскими  князьями   в   их

"церковных   уставах",  все проступки   и   преступления   против   веры   и

нравственности  подлежали суду не княжескому, а  церковному. Церковные  судьи,

во-первых,  судили  за  святотатство,  еретичество,  волшебство,   языческие

моления. Церковные судьи, во-вторых, ведали все семейные  дела,  возникавшие

между мужьями и женами, родителями и  детьми.  Церковь  старалась  искоренить

языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание  и  покупку

жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и  детьми и т. п. Применяя  в

своих судах византийские законы,  более развитые,  чем грубые  юридические

обычаи  языческого общества, духовенство воспитывало  лучшие  нравы  на  Руси,

насаждало лучшие порядки.

      В особенности восставало духовенство  против  грубых  форм  рабства   на

Руси. В  поучениях  и  проповедях,  в  беседах  и  разговорах  представители

духовенства деятельно учили господ быть милосердными  с  рабами  и  помнить,

что раб - такой  же  человек  и  христианин,  как  и  сам  его  господин.  В

поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать  раба.  В некоторых

случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на  свободу.

Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их  на

своих  землях;  по  примеру   церкви   иногда   тоже   делали   и   светские

землевладельцы.  Хотя  такие   примеры   были   и   редки,   хотя   увещания

благочестивых  поучений  и  не  искореняли  рабства,  однако   изменялся   и

смягчался самый взгляд на раба, дурное обращение  с рабами  стало  почитаться

"грехом". Оно  еще  не  каралось  законом,  но  уже  осуждалось  церковью  и

становилось предосудительным.

      Так широко было влияние церкви  на гражданский быт языческого  общества.

Оно  охватывало  все  стороны  общественного  устройства  и подчиняла себе

одинаково как политическую деятельность князей, так и частную  жизнь  всякой

семьи. Это  влияние  было  особенно  деятельно  и  сильно  благодаря  одному

обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была  еще слаба и

киевские  князья, когда их становилось много, сами  стремились  к  разделению

государства,  -  церковь  была  едина  и  власть  митрополита   простиралась

одинаково на всю Русскую землю.  Настоящее  единовластие  на  Руси  явилось,

прежде  всего,  в  церкви,  и  это  сообщало  церковному  влиянию  внутреннее

единство  и силу.

      Рядом с воздействием  церкви  на  гражданский  быт  Руси  мы  видим  и

просветительную деятельность церкви. Она была  многообразна.  Прежде  всего,

просветительное значение имели те практические  примеры  новой  христианской

жизни, которые давали русским людям  отдельные  подвижники  и  целые  общины

подвижников   -   монастыри.   Затем   просветительное   влияние   оказывала

письменность,  как  переводная  греческая,  так  и   оригинальная   русская.

Наконец, просветительное значение имели  те предметы и  памятники  искусства,

которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

      Истинный  создатель  огромной  империи  Руси  -   князь   Владимир   I

Святославович в 980 году делает  первую  попытку  объединения  язычества  на

всей  территории от восточных склонов  Карпат до Оки и Волги,  от  Балтийского

моря  до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он  послал  своего

дядю  Добрыню  в  Новгород,  и  тот  "постави  кумира  над Волхвом".  Однако

интересы  страны звали Русь к религии  более  развитой  и  более  вселенской.

Последняя должна  была  служить  своеобразным  приобщением  Руси  к  мировой

культуре. И не случайно этот выход на мировую  арену  органически  соединялся

с появлением на Руси высокоорганизованного литературного  языка, который  это

приобщение  закрепил бы в  текстах,  прежде  всего  переводных.  Письменность

давала  возможность общения не только  с  современными  культурами,  но  и  с

культурами  прошлыми. Она делала  возможным  написание  собственной  истории,

Информация о работе Принятие христианства на Руси и его историческое значение