Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:18, контрольная работа
В контрольной работе рассматривается влияние церкви на различные стороны жизни общества Древней Руси.
Введение
1. Русь языческая
2. Крещение Руси князем Владимиром
3. Историческое значение принятия Русью христианства
Заключение
Список использованной литературы
Княжение Игоря не оставило в летописях глубокого следа, каких-либо значительных происшествий до 941 года, когда Нестор описывает согласно с византийскими историками, войну Игоря с греками. Это был один из неудачных походов русского князя.
Второй поход Игоря на греков окончился более удачно, нежели первый. Правитель, неуверенный в победе и желающий спасти империю от бедствий войны отправил к Игорю послов. Встретив его у Дунайского устья, они предложили ему дань за то, чтобы Игорь ушел с миром. Игорь согласился на это и вернулся в Киев.
Игорь погиб от руки древлян, недовольных величиной той дани, которую он наложил на них. Так началось время правления княгини Ольги. Древляне должны были ждать мести родных Игоря.
Игорь оставил сына—младенца и жену Ольгу. Воспитателем Святослава был Асмуд, воеводою - Свинельд. Ольга стала дожидаться совершеннолетия сына и отомстила сама древлянам, как требовал закон. Месть Ольги очень подробно описана в летописях Нестора "о местях и хитростях Ольгиных". Это был важный шаг Ольги для утверждения своей власти и авторитета. Предание говорит, что немедленно после мести древлянам, Ольга вместе с сыном и дружиной пошла по их земле, установливая уставы и уроки.
Хотя
летописец упоминает о
По счету
летописца в 955 году Ольга отправилась
в Константинополь и крестилась
там при императорах
Есть версия, что Ольга еще в Киеве была расположена к христианству. Там она видела добродетельную жизнь исповедников этой религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерени, боясь язычников. По возвращении из Константинополя 0льга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать об этом не хотел. "Борьба началась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить мало положительного и поэтому должно было скоро преклониться перд ним, го христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление в характере Святослава, который не мог принять христианство по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии".(6)
После
смерти матери Святослав совершил несколько
походов на Восток и Юго-Восток, против
ослабевшего Хазарского каганата, на Юг
и Юго-Запад. Святослав был с походом на
Волге, а на обратном пути с Востока он,
как говорит летопись, победил вятичей
и наложил на них дань. Он пытался создать
державу силой оружия на землях придунайских
славян (болгар) и основал там свою военную
столицу - Переяславец. Территорию, которая
со времен Олега была подвластна русским
князьям, Святослав передал своим малолетним
сыновьям: Ярополку (ему достался киевский
престол) и Олегу (ставшему древлянским
князем). В дальний Новгород Святослав
отправил еще одного сына, Владимира, бывшего
в глазах современников не совсем ровней
Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира
была не варяжского, а славянского рода,
и занимала невысокое положение ключницы
и считалась не женой, а скорее наложницей
князя, т.к. многоженство тогда имело место).
Владимира, еще ребенка, сопровождал его
дядя и наставник Добрыня.
После смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица. Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска.
Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска, пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка, приведший к братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату был убит. Усобица завершилась победой Владимира.
Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался веротерпимостью и даже благоволил сторонникам «греческой веры», то Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в 980 г. Были поставленны истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.
Так в конце Х в. в Киеве была предпринята попытка оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты (по крайней мере в Киеве).
Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали: разрушение
созданного пантеона и официальная христианизация. Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между
Русью и Византией в конце 80-х годов X в. Для борьбы с очередным мятежником Вардой Фокой, пожелавшим сесть на императорский трон и обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за помощью, не скупясь при этом на обещания. Важным условием договора, по которому был послан в распоряжение императора шеститысячный русский отряд, были, по сведениям арабского историка XI века, женитьба «царя руссов» Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Это соглашение было заключено зимой 987/88 г. г.
Благодаря
русскому вмешательству, мятеж был
подавлен и Варда Фока погиб (988). Но
император после победы не исполнил своих
обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир
начал войну с греками, осадил и взял Корсунь
- главный греческий город в Крыму - и настоял
на исполнении греками договора. Он принял
христианство и получил в жены царевну
(989).
2. Крещение Руси князем
Относительно вопроса о
несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял
крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес " Крыму).
Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию христианства
на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные
легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем
Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов.
"Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих
Гурий
пленило воображение
ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино,
сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него». Послы
немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и
ничтожности идолов. Князь ответил им: «Идите обратно, отцы наши не
принимали веры от Папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? "В
Иерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил нас
по землям чужим". «И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других?», -
сказал Владимир: «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества».
Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другие
веры, рассказал Владимиру все содержание библии. . . и в заключение показал
ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и
грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал:
"Благо добродетельным и горе злым!" «Крестись, - ответствовал Философ - и
будешь в раю с первыми".
Далее князь Владимир послал
своих послов по разным
узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением
отозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали,
что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: ”Мы не
помнили, где мы находились на земле или на небе”.
Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение,
на что получил ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на
Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его,
Владимир послал послов к Василию и Константину с предложением отдать их
сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали
ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,
Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то
вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал
ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от
слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским
домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы
он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы
такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.
Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию
II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за
северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и,
захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной,
многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство.
Спустя два года после собственного крещения, Владимир (в крещении
Василий) решился приступить к крещению народа, "обратить всю Землю в
христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только
религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными
соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к
высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей
культурной и государственной жизни. Прежде чем делать это, он решился войти
в сношения с греками, так как для будущей русской церкви нужна была
иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он
поступил иначе: отправился войной на греческий город и только в качестве
победителя завязал с греками сношения. По возвращении в Киев Владимир
Информация о работе Принятие христианства на Руси и его историческое значение