Правовые отношения брака и семьи в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

• Цель данной работы - анализ понятия и правовых отношений брака и семьи в Древнем Риме.
• Задачи:
• 1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
• 2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;

Содержание

• ВВЕДЕНИЕ
• 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БРАКА. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
• 2. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ

Работа содержит 1 файл

Правовые отношения брака и семьи в Древнем Риме.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БРАКА. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
  • 2. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ
  •  
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность темы данной работы обусловлена следующим. Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права. Благодаря этому в современном праве, в том числе семейном, нашли отражение принципы и идеи, основа которых была заложена еще римским правом. Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами.
  • Определение семьи (familia) дал известный римский юрист Ульпиан (D. 50.16.195.1-2). Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле (proprio iure) и в широком - семью по общему праву (familia communi iure).
  • Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". "Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов... подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома и рода" Римское частное право. Учебник / Под ред. Новикова М.С. - М.: Юристъ, 2006. - с. 182.
  • По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи (paterfamilias) над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом.
  • Сначала это была одинаковая власть (manus) над всеми. Однако со временем эта власть стала делиться на: dominica potestas - над вещами, рабами; manus mariti - над женой; patria potestas - над детьми; mancipium - над кабальными. Власть домовладыки прекращалась только с его смертью или по его воле. После смерти домовладыки происходило изменение семейного состояния всех подвластных лиц.
  • Только домовладыка обладал полной правоспособностью. Он являлся лицом своего права (persona sui juris), все другие члены семьи были подвластными ему лицами - лицами чужого права (persona aliena juris). Постепенно, однако очень медленно, происходит ослабление власти домовладыки над подвластными лицами. Жена и дети получают признание своих прав, положение свободных подвластных значительно улучшается по сравнению с положением рабов.
  • Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством (Гай, 3.10). Агнатское родство возникало по мужской линии. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, путём заключения брака cum manu, становилась юридически чужой своей прежней семье,(необязательно)!!! так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.
  • Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение, в Юстиниановом данный вид родства полностью вытеснил агнатское.
  • Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец). Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.
  • Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).
  • Таким образом, семейные отношения, а также отношения родства в древнеримском праве обладают рядом особенностей, определившими своеобразие древнеримского семейного права, что обусловило актуальность темы данной работы.
  • Цель данной работы - анализ понятия и правовых отношений брака и семьи в Древнем Риме.
  • Задачи:
  • 1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
  • 2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
  • 3. рассмотреть личные и имущественные отношения родителей и детей в древнеримской семье;
  • 4. определить особенности опеки и попечительства в древнеримской семье.
  • Объект исследования - римское право.
  • Предмет исследования - брачно - семейные отношения в древнеримском праве.
  •  
  • 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БРАКА. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
  • Родовая община (familia gentilicia) являлась наиболее обширным родственным союзом. Члены одного рода (gens) имели общего предка, носили общее имя этого предка, у них был общий родовой культ, жертвенник. Имущественная дифференциация внутри рода с образованием государства способствует выделению из рода более мелких союзов - семей. В связи с появлением семейных отношений возник вопрос правового регулирования брака, с которым связаны не только личные, но имущественные отношения. древнеримский семейный право брак
  • "Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни" Санфилиппе Ч. Курс римского частного права. - М.: Норма, 2008. - с. 281. Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1). Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" (D. 23.2.1).

Из приведенных  определений видно, что римляне признавали моногамный брак. Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком.(О чём идёт речь?) Он не имел указанных выше последствий, хотя и  дозволялся законом. Постоянный союз мужчины  и женщины без обоюдного намерения (это неверно!!!! Как раз наоборот) вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определёнными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния  сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права. Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.(сожительство и конкубинат - разные вещи!!!)

В Древнем Риме для  того, чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям. Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2). Право заключения законного брака (ius conubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latini veteres.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака. Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными Современные исследования римского права / Составитель А.Л. Смышляев. М.: ИНИОН, 2007. - с. 132.

Препятствием к  заключению брака являлось родство  по прямой линии без ограничений  и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства. Кроме того, запрещались браки между следующими лицами:

- сенаторами и либертинами,  сенаторами и актрисами;

- опекуном и подопечной;

- правителем провинции  и жительницей этой провинции;

- лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные  в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию и не влекли каких - либо правовых последствий.

В постклассическом праве  термин ius conubii теряет свое значение и  перестает употребляться. Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias.

Позже в ряде случаев  детям было предоставлено право  вступать в брак и без согласия paterfamilias.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1). Помолвка совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2).

Помолвка заключалась  между paterfamilias невесты и женихом  или его paterfamilias. В случае нарушения  соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб. В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка. По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.

В Древнем Риме брак имел несколько видов и мог  заключаться разными способами.

Древнейшим браком, характерным для патриархального  строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, "переход  под власть мужа совершался тремя  способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110). "Посредством  давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая  в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111). Этот способ называется usus.

"Конфареационным  образом женщины вступают во  власть мужа через некоторого  рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины  вступают во власть мужа путем  манципации, т.е. на основании  символической продажи, в присутствии  на менее пяти свидетелей из  совершеннолетних римских граждан,  а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа (фактом давностного с нею сожительства), должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение (ею)" Омельченко О. А. Римское право. Учебник. - М.: Юрист, 2006. -с. 352. Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака. В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа. Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.(Неверно!!!Это как раз общее)

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

Основаниями прекращения  брака являлись как объективные  причины, так и субъективные. К  первым относились:

- смерть одного  из супругов;

- лишение свободы  одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sine manu считался прекращенным;

- лишение гражданства  одного из супругов;

- изменение семейного  положения одного из супругов, при котором невозможно вступление  в брак.

К субъективным основаниям расторжения брака относился  развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории. Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался:

confarreatio - в форме обряда diffareatio;

coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Как уже было сказано, свобода развода в Риме существовала всегда. Несмотря на увеличение числа  разводов в конце республиканского периода, несмотря на противоречие развода учению христианства, свобода развода не только не была отменена, но и никогда не была сколь - нибудь ограниченной. Единственным сдерживающим бракоразводные процессы фактором стало некоторое ограничение по использованию мужем имущества жены. Данные ограничения распространялись на время брака, а после его расторжения в некоторых случаях имущество жены возвращалось ей полностью.

Никакой особой формы  не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма. Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях Савельев В.А. Римское частное право: (Проблемы истории и теории). М.: Юристъ, 2007. - с. 165.

В постклассическом праве  вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и  расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе  утрачивал приданое, его могли  подвергнуть ссылке, заключению в  монастырь, ему могли запретить  вступать в новый брак.

При одностороннем  разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало  соблюдения некоторых правил: вдова  могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев. Речь идет о необходимости соблюдения так называемого траурного года, целью которого является соблюдение пиетета по отношению к умершему мужу. Однако более важной целью является предотвращение так называемой turbatio sanguinis, т.е. затруднений в определении отца ребенка, который родился бы в течение десяти месяцев со дня прекращения первого брака. Учитывая жесткую регламентацию правового режима имущества супругов, сложности наследования женой имущества супругов по древнеримскому праву, соблюдение траурного года представлялось не только моральной, но и юридической обязанностью вдовы. В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании Покровский И. А. История римского права. - СПб.: Летний сад, 2007. -с. 155.

Информация о работе Правовые отношения брака и семьи в Древнем Риме