Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:21, контрольная работа
• Цель данной работы - анализ понятия и правовых отношений брака и семьи в Древнем Риме.
• Задачи:
• 1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
• 2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
• ВВЕДЕНИЕ
• 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БРАКА. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
• 2. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак. Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.
Союз между лицами,
не имевшими ius conubii, являлся незаконным
браком.(О чём идёт речь?) Он не имел
указанных выше последствий, хотя и
дозволялся законом. Постоянный союз мужчины
и женщины без обоюдного
Сожительница (конкубина)
не разделяла социального
В Древнем Риме для того, чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям. Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2). Право заключения законного брака (ius conubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latini veteres.
В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака. Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными Современные исследования римского права / Составитель А.Л. Смышляев. М.: ИНИОН, 2007. - с. 132.
Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства. Кроме того, запрещались браки между следующими лицами:
- сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами;
- опекуном и подопечной;
- правителем провинции и жительницей этой провинции;
- лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.
Браки, заключенные
в нарушение установленных
В постклассическом праве термин ius conubii теряет свое значение и перестает употребляться. Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias.
Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias.
Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1). Помолвка совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2).
Помолвка заключалась между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб. В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка. По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.
В Древнем Риме брак имел несколько видов и мог заключаться разными способами.
Древнейшим браком,
характерным для
Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110). "Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111). Этот способ называется usus.
"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.
"Что касается "купли",
то на основании ее женщины
вступают во власть мужа путем
манципации, т.е. на основании
символической продажи, в
Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа (фактом давностного с нею сожительства), должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение (ею)" Омельченко О. А. Римское право. Учебник. - М.: Юрист, 2006. -с. 352. Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.
Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака. В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа. Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.(Неверно!!!Это как раз общее)
До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.
Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились:
- смерть одного из супругов;
- лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sine manu считался прекращенным;
- лишение гражданства одного из супругов;
- изменение семейного
положения одного из супругов,
при котором невозможно
К субъективным основаниям расторжения брака относился развод.
Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории. Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался:
confarreatio - в форме обряда diffareatio;
coеmptio - в форме remansipatio.
Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.
Как уже было сказано, свобода развода в Риме существовала всегда. Несмотря на увеличение числа разводов в конце республиканского периода, несмотря на противоречие развода учению христианства, свобода развода не только не была отменена, но и никогда не была сколь - нибудь ограниченной. Единственным сдерживающим бракоразводные процессы фактором стало некоторое ограничение по использованию мужем имущества жены. Данные ограничения распространялись на время брака, а после его расторжения в некоторых случаях имущество жены возвращалось ей полностью.
Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма. Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях Савельев В.А. Римское частное право: (Проблемы истории и теории). М.: Юристъ, 2007. - с. 165.
В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.
Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.
При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.
Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев. Речь идет о необходимости соблюдения так называемого траурного года, целью которого является соблюдение пиетета по отношению к умершему мужу. Однако более важной целью является предотвращение так называемой turbatio sanguinis, т.е. затруднений в определении отца ребенка, который родился бы в течение десяти месяцев со дня прекращения первого брака. Учитывая жесткую регламентацию правового режима имущества супругов, сложности наследования женой имущества супругов по древнеримскому праву, соблюдение траурного года представлялось не только моральной, но и юридической обязанностью вдовы. В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании Покровский И. А. История римского права. - СПб.: Летний сад, 2007. -с. 155.
Информация о работе Правовые отношения брака и семьи в Древнем Риме