Семейное право в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:05, реферат

Описание работы

Уже законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки (pater familias). Тогда условия быта, состояние сознания людей определяли широкий коллективизм в общественных отношениях и преобладание сильной единоличной власти как в семье, так и в государстве. В раннем Риме семья была не только семейной общностью, но и хозяйствующим субъектом и социальным организмом - четко выраженной ячейкой общества. Правовая самостоятельность личности была ограничена и определялась сословным положением, семейным статусом, состоянием семейной общности.

Содержание

1. Введение
2. Понятие агнатского и когнатского родства
3. Брак в древнем Риме
4. Отношения между родителями и детьми
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

римское право реферат.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

РИМСКОЕ ПРАВО

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

ТЕМА : «Семейное право в Древнем Риме»

 

 

 

 

 

 

 

16 мая 2012г.

 

 

План

  1. Введение
  2. Понятие агнатского и когнатского родства
  3. Брак в древнем Риме
  4. Отношения между родителями и детьми
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства.

ПОНЯТИЕ АГНАТСКОГО И  КОГНАТСКОГО РОДСТВА

Юристы классического  периода относили правовой строй  римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в семейном праве с исключительной законченностью и последовательностью.

В древнейший период в  состав римской семьи (familia) кроме ее главы (pater familias) входили жена, дети, жены сыновей, внуки, правнуки. Семья - это не только совокупность свободных лиц, но и рабов, зависимых, имущества, принадлежащих ее главе. Об этом Ульпиан писал: "Мы видели, как понимается термин "familia", а именно - как совокупность вещей и как совокупность людей"

Глава семьи - домовладыка - обладал широкой личной и имущественной  властью в отношении жены и  детей: правом жизни и смерти, продажи в рабство и телесных наказаний, изгнания из дома. Он распоряжался семейным имуществом. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Только признание отцом новорожденного своим ребенком превращало последнего в члена семьи. Домовладыка был вправе даже выбросить родившегося уродца (в классическом и постклассическом периодах сохранилось право выбрасывать детей, родившихся с деформированными органами и нежизнеспособных  Первоначально власть главы семьи над всеми ее членами обозначалась термином manus - буквально "рука". Затем стали говорить о власти над женой - manus mariti - и власти над детьми, рожденными в законном браке - patria potestas. Только домовладыка являлся лицом своего права (persona sui juris). Другие же члены семьи были лицами чужого права (persona alieni juris), т.е. лицами, подчиненными pater familias. Все они, будучи подчинены власти одного и того же домовладыки, именовались агнатами (agnati), то есть родичами по власти. Это означало, что за гражданские правонарушения подвластных отвечал отец. Родство определялось подчинением власти одного и того же домовладыки.

Родственники по крови, не входившие в состав семьи, в  том числе свободные от власти домовладыки дети, составляли когнатическое  родство (cognati). Так, сын, получивший самостоятельность, терял прежнее агнатическое родство и становился когнатом семьи своего отца. Также и дочь, вышедшая замуж, становилась когнаткой своей бывшей семьи, но она, ее дети, приобретали агнатическое родство новой семьи - семьи мужа. По мере ослабления патриархальных устоев семьи все большее фактическое и юридическое значение приобретало когнатическое родство.

Домовладыка был вправе манципировать своих подвластных  третьим лицам. За гражданские правонарушения сородичей глава семьи мог  продать подвластного ему сына и других лиц чужого права. Единственное ограничение, установленное, по преданию, Ромулом и затем подтвержденное XII таблицами, заключалось в том, что отец под страхом лишения отцовской власти не мог продавать подвластного сына более трех раз. Домовладыка имел право наказывать детей, в отношении которых он обладал правом жизни и смерти. Но в период империи право отца убить подвластного сына уже ограничивается. Государственная власть в лице императора стояла на той позиции, что целью наказания, применяемого домовладыкой, должно быть надлежащее воспитание, принуждение к дисциплине, а не что-либо иное.

БРАК В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Формы римского брака

Cum manu

Sine manu

В седой древности  все браки заключались Cum manu. Это  означало, что вследствие брака жена вступала в агнатскую семью мужа и оказывалась, поскольку попала in manu мужа, в состоянии alieni iuris. В этом браке жена занимает положение дочери по отношению к мужу и положение агнатской сестры по отношению к собственным детям. В браке  Sine manu  жена остается вне агнатской семьи мужа и сохраняет свое прежнее добрачное положение. Она либо остается под властью отца, или продолжает быть sui iuris, если до брака была таковой. В отношениях мужа и жены действует принцип равенства. Жена- хозяйка дома, мать своих детей. Безусловно, это не равенство в современном понимании этого слова. Муж выбирает место жительства.

Sponsio ( Помолвка)

Заключению брака предшествует помолвка. Это название произошло  от древнего обычая обмениваться от собственного имени или от лица своих детей alieni iuris  торжественными обещаниями заключить брак в будущем, произведенного в архаической форме stipulatio. Во времена ранней республики сторона, нарушившая обещание вступить в брак, была обязана возместить ущерб другой стороне, о чем ей давался иск actio de sponsio. В классический период помолвка заключалась обычным соглашением, с женихом и невестой, получившими согласие родителей, но все-таки помолвку заключали сами родители. Эта помолвка не влекла обязанности вступить в брак. В постклассический период помолвка является уже весьма обязывающим актом и ее расторжение без достаточных оснований влечет:

-  если слово не  сдержал жених, то ему не  возвращался arrha sponsalia  (задаток  жениха);

-  если виновата  невеста, то она возвращала полученную сумму в 4-х кратном, позже в 2-хкратном размере

-  возвращались donationes ante nuptias – добрачные подарки

-  за заключение  второй помолвки без расторжения  первой на уровне преторского  эдикта была установлена infamia – объявление лица бесчестным.

Способы заключения брака.

Cum manu заключался путем:

1) Confarreatio –  торжественный  обряд религиозного характера,  который осуществлялся в присутствии  10 свидетелей с различными сакральными  обрядами. Многие ученые считают  эту форму патрицианской.

2) Coemptio – покупка жены у ее paterfamilias посредством манципации. Считают, что исторически она возникла у плебеев.

3) Usus – фактическое  брачное сожительство в течение  одного года, по прошествии 1 года  брак считался заключенным. По  сути  в данном случае к семейным отношениям применялся вещно-правовой институт приобретательной давности – usucapio. Manus над женой посредством usus не возникал, если она использовала право usurpatio trinoctii ( каждый год женщина на три ночи подряд покидала семейный кров, прерывая таким образом сожительство). Затем жена возвращалась к мужу и возникал брак sine manu без власти мужа.

Sine manu.

Полагают, что этот брак возникает между плебеями, а потом  распространяется и на браки между  патрициями. Постепенно прежние формы  заключения брака выходят из распространения. К классическому периоду брак   Sine manu вытесняет cum manu.

Со временем брак заключается  путем простого соглашения между  женихом и невестой и отведением невесты в дом жениха.

Часто в Риме заключение брака сопровождалось составлением письменных документов, которые содержали положения о приданном, права и обязанности супругов. Такие письменные документы имели доказательственное значение ( прообраз брачного договора)

 Главнейший убор  невесты составляло обязательно  четырехугольное головное покрывало огненно-красного цвета, спадавшее по бокам и на спину и оставлявшее лицо открытым. С самого рассвета жилище обрученных наполнялось друзьями, родственниками, которые служили также свидетелями при заключении брачного контракта.В древние времена невесту вводили в дом супруга не иначе как при восходе вечерней звезды. Позже этот обычай не соблюдался, но тем не менее  новобрачную всегда сопровождали с зажженными факелами. Невесту приподнимали, когда она переходила порог своего нового дома.

Император Август ограничил  законом роскошь свадебных пиров. На свадебные и послесвадебные пиршества  не дозволялось использовать более  тысячи сестерциев. Но сама ничтожность  этой суммы заставляет сомневаться, чтобы когда-либо соблюдалось это  правило. Издержки на такие пиршества еще более увеличивались от существовавшего обычая наделять каждого гостя денежным подарком в благодарность за честь, которую он оказал дому своим посещением.

Вообще, женщины Рима были весьма честолюбивы. Известно, что  судьба римского мира нередко зависела от женщины и что не одна императрица господствовала именем своего супруга. Император Август, величайший из государственных мужей всех времен, нередко слушался совета своей благоразумной супруги. В Риме рассказывали, что Август не иначе заводил с Ливией разговоры о важных предметах, как приготовившись к этому письменно».

Необходимо отметить, что появление брака sine manu, полностью  не уничтожило брак cum manu. Новая форма  только стоит рядом со старой и  лишь постепенно выступает на первый план, побеждая старую своей новой силой.

В эпоху классического  периода брак cum manu  многими оценивается  как исторический пережиток, но он не запрещен.

Значение создания брака sine manu в рабовладельческом государстве.

В регулировании брачно-семейных отношений Рим занимает особое место. Право господства мужа над личностью жены сменяется опекой над женой. По сути, это то же, что и господство. Римское же право созданием брака без manus совершило исторический скачок и намного опередило другие народы в регулировании семейных отношений.

Основания прекращения  брака

Выделяют объективные  и субъективные основания прекращения  брака. Первые не зависят от воли лиц, а вторые – зависят.

Объективные основания.

1. смерть любого из  супругов

2. утрата любым из  супругов статуса свободы

3. утрата гражданства  одним из супругов. Это упраздняло connubium  в абсолютном смысле, и  брак продолжал считаться действительным  лишь согласно ius gentium.

4. назначение мужа  вольноотпущенницы сенатором. Это  основание было отменено Юстинианом.

5. если лицо попадало  в плен во время войны. В  этом случае, в отличие от других  отношений, необходимо было возобновлять  брак заново  (ex novo)

6. incestum superveniens (наступающее  кровосмешение). Например, тесть усыновляет  зятя, который делается в результате, с точки зрения гражданского права, братом (приемным) собственной жены.

Субъективные основания.

Развод (divortium)

Брак cum manu мог  быть расторгнут по одностороннему заявлению мужа. Единственным ограничением при этом являлось соблюдение правила contrarius actus. Это значит, что брак расторгается в форме, противоположной заключению, то есть по отношению к confarreatio – diffarreatio к coemptio и usus – manumissio.

Брак sine manu  мог быть расторгнут при наличии взаимного  согласия супругов, а также путем одностороннего заявления как мужа, так и жены  (repudium).

Pater familias жены сохранял  над ней свою власть и мог  потребовать ее к себе, сделав  невозможным брачное сожительство  и тем самым прекращал брак.

В Риме в конце республики наблюдался упадок нравов, кризис семьи, не просто рост, а даже мода на разводы. Для преодоления этих негативных тенденций в сфере семьи император Август принимает ряд законов:

1. Lex Iulia de adulteriis  - Закон  Юлия о прелюбодеянии (18 г. до  н.э.). Этот закон касался и развода, в частности не устраняя свободы развода этот закон предписывал, чтобы развод происходил в присутствии 7 свидетелей, причем расторжение оформлялось путем вручения одной стороной другой так называемого разводного письма. Если развод производился без причин, то он влек имущественные штрафы.

Юстиниан стал карать развод большим  количеством штрафов, такими как:

если виновен муж:

1.Виновный муж должен был  вернуть жене donatio propter nuptias (послебрачный  дар).

2.Если муж ложно обвинил жену  в adulterium или сам содержал наложницу, то из оставшегося семейного имущества он терял сумму равную 1/3 послебрачного дара.

3.Если дара не было, он терял  ¼ своего собственного имущества,  но не более 1000 футов золотом. 

если виновна жена:

1. не получала от мужа возврата приданного – dos

2. не получала donatio propter nuptias

3. если ее вина выражалась  в совершении adulterium , то она теряла  из собственного имущества 1/3 суммы приданного, а также теряла 1 и 2

В современном законодательстве зарубежных стран также виновная сторона несет убытки, если был адюльтер. Например, в Болгарии, штраф за адюльтер равен 600 лео.

В  российском  же законодательстве  имущественная ответственность  за  адюльтер  не  регулируется).

 Личные и имущественные отношения  между супругами

Личные отношения связаны с реализацией личных, лишенных материального содержания прав и неотъемлемых от личности их носителей.

В браке cum manu жена подчинена власти мужа, поэтому и в личных отношениях  муж имел практически неограниченные юридические права:

1. он мог требовать ее посредством vindicatio  от любого третьего лица, даже от родителей.

2. он мог продать ее в рабство

3. он решал вопросы жизни и  смерти, мог ее убить, причем  и право, и мораль оправдывали  это. Он был ограничен только  общественным мнением.

В браке sine manu отношения принципиально иные, у мужа нет никакой власти над женой. Вместе с тем, в литературе называются черты господства мужа над женой в личных отношениях в этом виде брака:

1. муж имел интердикт о возврате  жены. Он предъявлялся лишь против третьих лиц, даже к отцу и матери, которые удерживали  ее, против ее воли. Иска же принуждении к сожительству к жене муж не имел, иначе был бы перечеркнут принцип безусловной свободы развода, который действовал в браке sine manu.

2. Жена получала имя  и сословие мужа

3.  Жена разделяла  с мужем его место проживания.

4.  Жена должна была  относиться к мужу с почтением  и оказывать ему услуги

В отличие от современного российского права римское право  весьма детально регулировало личные отношения между супругами, в частности, адюльтер влек не только моральные, но и правовые последствия. Например, адюльтер – основание для развода. В пользу обманутого супруга решался вопрос о возврате приданного.

Информация о работе Семейное право в Древнем Риме