Политические
и правовые учения в Древнем риме
- царский (754—510 гг. до н.э.);
- республиканский (509—28 гг. до н.э.);
- императорский (27 г. до н.э.— 476 г. н.э.).
Периодизация
политико-правовой мысли
- Политико-правовые взгляды в Древнем Риме берут свое начало во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих Полисов.
- Политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей.
- Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды.
- В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно становится государственной религией Римской империи. С появлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.
Истоки
политико-правовой мысли в Древнем
Риме
- Марк Туллий Цицерон – римский государственный деятель, знаменитый оратор.
- Цицерон родился в Риме, изучал риторику. греческий язык, ораторское искусство, познакомился с философией эпикурейцев и стоиков; преуспел как государственный деятель.
- Благодаря своим незаурядным способностям уже в весьма молодом возрасте занимал государственные должности: был квестором, членом сената, эдилом, претором, консулом.
- Известен как блестящий оратор, нередко выступал перед огромной аудиторией, в судах.
- Цицерон всегда был сторонником республики, за что был подвергнут казни.
Марк Туллий Цицерон
(106-43)
- Эпоха деятельности – последний период существования республиканского Рима.
- Логическое основание политико-правового учения - Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.
- Основные работы: «О государстве», «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.
- Содержание политико-правового учения: предложил юридическое понимание государства, обосновал принцип формального равенства граждан; считал, что государство возникло вследствие необходимости защиты частной собственности, предложил собственную квалификацию форм правления; разделял право и законы на естественное и диспозитивное
Политико-правовое
учение Цицерона
Классификация
форм правления государства (Цицерон)
царская
власть
власть
оптиматов
народная
власть
смешанная
власть
В период с III в. до н.э. - III
в. н. э. юристы игра в этот период огромную
роль в жизни общества.
Они занимались практической
деятельностью по разрешению правовых
споров по трем направлениям:
- отвечали на юридические вопросы частных лиц;
- сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок;
- сообщали формулы для ведения дела в суде.
Римские юристы
пользовались огромным уважением в
обществе, что гарантировало им в
республиканский период выборные должности,
в императорский — придворные
должности.
Римские
юристы о праве и его видах
Практическая деятельность
римских юристов обусловила необходимость
толкования права, источниками которого
были:
• обычное право;
• законы 12 таблиц;
• законодательство
народных собраний;
• эдикты магистратов;
• сенатусконсульты;
• конституции императоров.
К числу наиболее известных
римских юристов относят Цельса,
Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана,
Гая.
Практическая
деятельность римских юристов
- Логическое обоснование правовых взглядов – огромное влияние на становление политико-правовых взглядов оказали идеи стоицизма, космополитизма и идеализма.
- Содержание правовых взглядов – определяли понятие права через понятие справедливость, произвели классификацию права на общее и частное, многие труды римских юристов легли в основу Кодификации Юстиниана.
- Значение деятельности: создание высокоразвитой правовой культуры, которая была перенята многими странами.
Взгляды
и учения римских юристов
- Эпоха - с IV в. н.э. христианство в Римской империи становится государственной религией. Распад и кризиса Римской империи.
- Биография - выходец из Африки: родился на территории нынешнего Алжира. Мать - христианка, отец - язычник. До 33 лет тоже был язычником, в 33 года крестился. Вернулся в Африку, был рукоположен в епископы и с 396 г. - епископ города Гиппона (Северная Африка).
Августин
Блаженный (354-430)
- Логическое основание политического учения – теоцентризм, в главе всего мирозданья Бог.
- Сущность взглядов и учений – человеческая история – божий промысел, государство создал Бог; в основе создания государства лежит греховная природа; государство должно помогать церкви бороться с ересью, обосновал рабство – как наказание за грех.
- Основные работы: «О граде Божии», «Исповедь», «Трактат о ересях».
Политическое
учение А. Блаженного
Спасибо за внимание!