Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:37, реферат
Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства.
Семья — ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако я не буду сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, ибо меня интересует государственный и правовой аспекты семейной организации.
Введение…………………………………………………………………...3
1.1.История семейных отношений………………………………….……4
2.1. Отношения между матерью и детьми……………………….……...6
2.2. Отношения между отцом и детьми……………………………...….6
3.1. Прекращение patria potestas…………………………………………9
3.2 Положение законных и побочных детей………………….….……..9
3.3. Узаконение…………………………………………………………..10
Заключение…………………………………...………………….………11
Список использованной литературы…………………………………...12
3.1. Прекращение patria potestas
Как уже указано, patria potestas была пожизненной и нормально прекращалась смертью paterfamilias.
При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приобретением сыном звания flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), дочерью - звания весталки; в позднейшее императорское время ее прекращало приобретение сыном звания консула, praefectus urbi, magister militum или епископа. Но paterfamilias мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем emancipatio. Формой emancipatio служило использование правила законов XII таблиц о том, что троекратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть: paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался под власть paterfamilias, после третьего он становился persona sui iuris.
В VI веке необходимость в этих формальностях
отпала: были допущены emancipatio per rescriptum principis
(так называемая emancipatio Anastasiana), emancipatio
посредством заявления перед
судом (так называемая emancipatio lustinianea).
После emancipatio отец сохранял право на
пользование половиной
3.2. Положение законных и побочных детей
Законными (iusti) считались дети:
При соблюдении вышеуказанных условий дети считались агнатами своей семьи и попадали под patria potestas отца.
Незаконными (iniusti naturales) считались дети:
— внебрачные дети (vulgo quaesiti). Внебрачные дети рождались от союзов, не признаваемых правом или даже запрещенных.
Все побочные дети юридически не связаны со своим отцом и являются родственниками (когнатическими) своей матери и ее родственников. Если их мать была лицом sui iuris, они также рождались sui iuris. Если их мать была лицом alieni iuris, то вопрос о том, будут ли эти дети включены в семью, зависел от paterfamilias.
В классическом праве положение незаконных, внебрачных детей улучшается. Им положены алименты со стороны матери, ее родственников. Касательно liberi naturales алименты могли также истребоваться с отца (так как при конкубинате он был известен), также они могли претендовать на долю в наследстве отца, но только в том случае, если у него не было других законнорожденных детей.
3.3. Узаконение
Узаконение (legitimatio) получило свое развитие в эпоху Юстиниана. Посредством узаконения побочный ребенок мог получить статус законного. Однако узаконить можно было только liberi naturale, т. е. ребенка, рожденного от сожительства.
Существовало несколько
— legitimate per oblationem curiae («посредством пожертвования курии»). Этот способ подразумевал, что pater familias платит достаточную сумму, чтобы их сын (в случае дочери — ее муж) был включен в ordo decurionum (поступает на должность декуриона). Эта должность была не слишком популярна, так как декурионы отвечали за сбор налогов и их поступление в казну. Поступление фиксированной суммы должно было обеспечиваться вне зависимости от фактически собранной;
— legitimate per subsequens matrimonium — вступление родителей в брак после рождения ребенка;
— legitimate per rescriptum principis — путем издания специального указа императора. К этому можно было прибегнуть, если вступление в брак невозможно по уважительным причинам, например в случае смерти матери.
Заключение
Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация – во главе семьи становиться домовладыка. Отец семейства наделен властью над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была отцовская власть. Также можно сделать вывод, что на первый план выдвигалась не когнатическая (кровная) связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая (подчиненность главе семьи).
Дети в римской семье не только
были в чисто семейной власти родителя,
но и состояли под властью особого
рода, которой предполагались дополнительные
правовые возможности родителя по отношению
к детям. Взрослый сын мог занимать
высокие должности, руководить армиями,
но в семье он был всецело подчинен
отцовской власти. Дети не обладали
до своего освобождения из-под власти
отца-домовладыки никаким
Несмотря на некоторое ограничение прав женщин и детей, а также абсолютную власть домовладыки, в целом римское семейное право было развито, институт семьи был урегулирован законами, равно как и другие семейные отношения. Бесспорно существовали некоторые пробелы, как и в любых нормах права, но однако общая картина достаточно четко видна при изучении Римских нормативно-правовых актов.
Список использованной литературы
Информация о работе Правоотношения родителей и детей в Древнем Риме