Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:37, реферат
Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства.
Семья — ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако я не буду сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, ибо меня интересует государственный и правовой аспекты семейной организации.
Введение…………………………………………………………………...3
1.1.История семейных отношений………………………………….……4
2.1. Отношения между матерью и детьми……………………….……...6
2.2. Отношения между отцом и детьми……………………………...….6
3.1. Прекращение patria potestas…………………………………………9
3.2 Положение законных и побочных детей………………….….……..9
3.3. Узаконение…………………………………………………………..10
Заключение…………………………………...………………….………11
Список использованной литературы…………………………………...12
Министерство науки и
образования Российской Федерации
Реферат
по дисциплине «Римское право»
на тему: Правоотношения родителей и детей в Древнем Риме
Выполнил: студент группы ПСО-22
Акбердин Р.А.
Проверил: преподаватель Римского права
Стуколова Л.С.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1.История семейных отношений………………………………….……4
2.1. Отношения между матерью и детьми……………………….……...6
2.2. Отношения между отцом и детьми……………………………...….6
3.1. Прекращение patria potestas…………………………………………9
3.2 Положение законных и побочных детей………………….….……..9
3.3. Узаконение……………………………………………………
Заключение…………………………………...…………
Список использованной литературы…………………………………...12
Введение.
Семья как элемент социальной организации
сообщества проявляется в правовом
регулировании в двух качествах:
это союз мужчины и женщины
и это наличие в семье детей.
Для государственного признания
семьи оба эти качества существенны
и самостоятельны. Но по своему правовому
содержанию это различные взаимосвязи,
из них следуют различные по своей
природе имущественные
Семья — ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако я не буду сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, ибо меня интересует государственный и правовой аспекты семейной организации.
Я не ошибусь, наверное, сделав утверждение, что от благополучия каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой- либо исторической ситуации.
Целью моей работы служит исследование вопросов, касающихся отношений между родителями и детьми, и семьи в целом, как способа ее создания в древнем Риме.
1.1. История семейных отношений
Отношения между родителями и детьми на всем протяжении римской истории определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней власти отца. Если в области отношений между супругами мы видели в римском праве полный разрыв с принципами старого патриархального строя, то в области отношений к детям эти патриархальные принципы сохранялись с гораздо большим упорством, чем даже в истории других народов. По собственному признанию римских юристов, такой власти над детьми, как римляне, не знал ни один доступный их наблюдению народ. Конечно, с течением времени эта власть значительно изменилась и ослабела, но многие патриархальные заветы сохранили свое значение до конца.
Так, прежде всего, римское право знает только patria potestas – только власть отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака никаких родительских прав не имеет – не только при жизни мужа, но и после его смерти. При старом браке cum manu мать, как известно, находилась в положении сестры своих детей, после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала; она сама делалась теперь persona sui juris, но попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще своего же собственного сына. При браке без manus, мать не была даже агнаткой своих детей: юридически она была для них чужой. Лишь с течением времени, с постепенным признанием родства когнатического, ее отношения к детям получают некоторую юридическую физиономию: мать и дети получают взаимные права наследования друг после друга. В период империи признается затем право на содержание (алименты), а также, – по крайней мере, в известных случаях, – и право матери быть опекуншей над своими детьми. Но этим все и исчерпывается: каких-либо прав, присущих patria potestas, например прав на пользование известными имуществами детей, она не имеет.
Юридические отношения между родителями
и детьми мыслятся, далее, только на
почве законного брака и
Таким образом, почти вся юридическая сторона отношений родителей к детям сводится к patria potestas. Но эта patria potestas в течение веков весьма существенно изменила свое содержание.
В древнейшее время это была, как уже неоднократно упоминалось, абсолютная власть патриархального домовладыки, самодержца в своей семье. Она охватывала как самую личность детей, так и все их имущественные приобретения. В личном отношении от воли paterfamilias зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство trans Tiberim, или внутри государства in mancipium (jus vendendi). Конечно, и здесь фактическое положение детей были иное, но юридически отец – неограниченный властелин самой личности дитяти. В имущественном отношении filius familias, как известно, есть persona alieni juris: он имеет гражданскую правоспособность, но только не для себя, а для своего отца. Все, что он приобретает, делается eo ipso собственностью отца; за обязательства же детей отец не отвечает; только за деликты отец несет ноксальную ответственность: он обязан или возместить причиненный детьми вред, или выдать их потерпевшему (noxae dedere).
В конце развития от patria potestas осталась
только его тень в виде права пожизненного
пользования отца некоторыми видами
имуществ.Правда, и эта тень имеет
большое практическое значение; тем
не менее имущественная
2.1. Отношения между матерью и детьми
Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его paterfamilias, если муж состоит in patria potestate), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. После связи paterfamilias со своими подвластными, связь матери с детьми была наиболее тесной.
В браке sine manu было все наоборот: мать юридически не связана с детьми. Она остается агнаткой своих старых агнатов, то есть является членом своей старой семьи, где она наследует и члены которой наследуют после нее. В таком браке мать не является членом семьи своих детей.
Однако подобно тому, как с
течением времени была значительно
смягчена юридическая отчужденность
мужа и жены в браке sine manu, она
была почти устранена в отношениях
между матерью и детьми, рожденными
от брака sine manu. Когнатическая, кровная
связь стала постепенно служить
основанием права матери на совместное
проживание с нею несовершеннолетних
детей, находившихся под опекой постороннего
лица или даже in patria potestate мужа, с
которым мать была в разводе, позднее
даже на осуществление матерью опеки.
Матери было предоставлено право
на алименты от детей, детям было воспрещено
предъявлять к матери инфамирующие
иски, привлекать ее к суду без разрешения
магистрата, beneficium competentiae стал ограничивать
пределы ее имущественной ответственности
перед детьми. Наконец, сенатусконсульты
II в., а затем императорские
2.2. Отношения между отцом и детьми
Отношения между отцами с детьми были построены иначе.
Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestate.
Первоначально эта власть была безграничной,
но в связи с развитием
Уже в древнейшее время власть paterfamilias
над личностью детей умерялась
воздействием семейного совета, суждения
которого не были юридически обязательны,
но и не могли, в соответствии с
общественными воззрениями, игнорироваться
при наложении на детей суровых
наказаний. В конце же республики
и в начале периода империи
был введен ряд прямых ограничений
прав paterfamilias на личность детей. Право
продавать детей было ограничено
случаями крайней нужды и
В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершавшихся ex persona domini) возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для paterfamilias не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales против paterfamilias о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.
Одновременно с
В то же время если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом paterfamilias, так называемый peculium profecticium, то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не paterfamilias, а подвластного сына. Таким имуществом была признана постановлением Августа, а может быть, Цезаря, под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой: paterfamilias был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользуется этим имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако в случае смерти сына без завещания это имущество переходит к отцу, и притом iure peculii, без обременения отца обязательствами умершего сына.
Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном на военной службе, были в период империи, в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных или церковных должностях. Так, с IV в. н.э. постепенно сложилось peculium quasi castrense.
После смерти матери, состоявшей в
браке sine manu, право на наследование
получали дети, однако притязания со стороны
paterfamilias сохранялись. Только в IV в. было
объявлено, что имущество принадлежит
детям, а paterfamilias получал право на
пожизненное пользование и
В дальнейшем в такое же положение были последовательно поставлены имущества, унаследованные от родственников с материнской стороны. Развитие завершилось постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено ex re patris, на средства отца, либо получено contemplatione patris, т.е. от третьего лица, желающего создать известную выгоду для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Это - bona profecticia. Все остальные имущества, bona adventicia, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать эти имущества, переходящие после смерти подвластного к отцу, но уже iure hereditario, обременяя отца входящими в состав этого имущества обязанностями.
Информация о работе Правоотношения родителей и детей в Древнем Риме