Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:37, реферат
Родительские отношения носят односторонний характер: у ребенка есть только права, но нет обязанностей, а у родителей по отношению к ребенку есть только обязанности.
1. Имущественные правоотношение родителей и детей 2-9
2. Лично неимущественные правоотношения родителей и детей 9-14
3. Сравнительная характеристика правоотношений родителей и детей в Республики Казахстан, Беларусии и Молдовии 15-17
4. Проблемы правоотношений родителей и детей 18
5. Рекомендации по совершенствованию законодательства в области правоотношений родителей и детей 19-20
6. Список использованной литературы
Правоотношение родителей и детей
1. Имущественные правоотношение родителей и детей 2-9
2. Лично неимущественные правоотношения родителей и детей 9-14
3. Сравнительная характеристика правоотношений родителей и детей в Республики Казахстан, Беларусии и Молдовии
4. Проблемы правоотношений родителей и детей
5. Рекомендации по совершенствованию законодательства в области правоотношений родителей и детей
6. Список использованной литературы
1. Личные неимущественные отношения родителей и детей
Родительские отношения носят односторонний характер: у ребенка есть только права, но нет обязанностей, а у родителей по отношению к ребенку есть только обязанности. Некоторые из родительских отношений носит относительный характер (например, по воспитанию и содержанию ребенка), другие — абсолютный характер, когда праву ребенка корреспондируют обязанности не только родителей, но и других лиц (например, по поводу присвоения и изменения имени и фамилии ребенка, выражения собственного мнения, защиты прав ребенка).
Личные неимущественные правоотношения родителей и детей — урегулированные нормами права отношения между родителем и ребенком по поводу нематериальных благ.
В рассматриваемом случае к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, личная и семейная тайна, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, свобода развития и творчества, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Поскольку нематериальные блага невозможно измерить никакими показателями, поэтому личные неимущественные отношения не носят материального характера.
Несмотря на то, что личные неимущественные отношения являются преобладающими в семье, большинство из них находятся за рамками правового регулирования. Как пишет М.В. Антокольская, «внутренне содержание плохо поддается регулированию правом, право может только устанавливать границы их осуществления». Эти общие границы очерчены в ст. 72 Кодекса « О браке и семье» РК. Закон не может предписывать родителям, как воспитывать ребенка, но он в общей форме запрещает злоупотребление этим правом и преследует за его неосуществление. Родители вправе применить меры принуждения к своим детям для того, чтобы добиться от них желаемого поведения. Однако эта сторона воспитательного процесса находится за рамками права. Например, родители могут запретить детям возращение домой позднее определенного времени.[6]
Личные права и обязанности детей и родителей неразрывно связаны с их личностью, а поэтому они неотчуждаемы и непередаваемы никаким способом: ни по соглашению, ни в порядке универсального правопреемства, ни другим способом.
Кодекс « О браке и семье» РК закрепляет следующие личные неимущественные отношения:
1. Право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно ( ст. 60 Кодекса « О браке и семье» РК). Этому праву ребенка соответствует обязанность родителей воспитывать своих детей, указанная в п. 2 ст. 70 Кодекса « О браке и семье». Согласно п. 1 ст. 69 Кодекса « О браке и семье» несовершеннолетние родители независимо от их возраста имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитание.[1] Поскольку несовершеннолетний гражданин не всегда является сформировавшейся личностью, обладающей достаточным интеллектуальным уровнем и волевой зрелостью, то он не может правильно воспитать ребенка. Поэтому несовершеннолетние родители имеют право лишь участвовать в воспитании ребенка. До достижения несовершеннолетним родителем 16 лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетним родителем ребенка. Как правило, в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки ребенка. Если между опекуном и родителями возникают разногласия, споры решаются органом опеки и попечительства. Рассматриваемое право включает в себя две составляющие: право на совместное проживание с родителями и право на воспитание ими.[1] Воспитание ребенка предполагает деятельность по формированию его личности и систематическому воздействию на его физическую, интеллектуальную и нравственную сферы с целью полноценного развития ребенка. Забота о ребенке проявляется в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей (в питании, одежде, жилище) и социальных потребностей (в проявлении внимания к нему, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов и конфликтов и др.). Как показала многолетняя практика, семейное воспитание является наилучшей его формой. Общественные формы воспитания не могут в полной мере обеспечить нормальное развитие ребенка и его социальную адаптацию. С рождения ребенка его воспитанием занимаются родители как наиболее близкие к нему люди. Именно поэтому право ребенка на воспитание включает право на заботу родителей, на всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства. На родителей, в свою очередь, возложена обязанность воспитывать своих детей, т.е. заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 70 Кодекса « О браке и семье»). При отсутствии родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном гл. 15 Кодекс «О браке и семье» РК. В ст. 115 перечислены формы устройства детей, среди которых приоритетной является усыновление (удочерение) ребенка, поскольку он получает статус члена семьи усыновителя. Иначе дело обстоит при опеке (попечительстве) и приемной семье, где ребенок является лишь воспитанником в семье, но не ее членом.[5] При осуществлении воспитания родители свободны в выборе средств и методов, но с соблюдением установленных законом ограничений: родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Споры, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения (п. 4 ст. 70 Кодекса « О браке и семье» РК). При наличии разногласий между родителями они вправе обратиться в орган опеки и попечительства или в суд. Для нормального воспитания ребенка и его безопасности необходимо, чтобы ребенок находился вместе с родителями.
2. Именно поэтому ребенку предоставлено право на совместное проживание с родителями, а на последних возложена соответствующая обязанность.
Местом жительства ребенка, не достигшего возраста 14 лет, является место жительства его родителей, а по достижении 14 лет — место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Как пишет Ю. Беспалов, под правом ребенка на место жительства следует понимать юридическую возможность ребенка в возрасте до 14 лет через законных представителей, в возрасте от 14 до 18 лет — лично, но с их согласия определять место жительства в пределах Республики Казахстан изменить место жительства, требовать от других лиц не нарушать это право, обратиться за защитой к правомочному органу государства в случае нарушения и т.д.
Ребенок в возрасте до 14 лет не участвует лично в определении места жительства, хотя при разрешении некоторых вопросов требуется согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет.[1] Обычно это право реализуют родители.
Несовершеннолетний гражданин РК, как правило, выезжает из Республики Казахстан совместно хотя бы с одним из родителей. В случае, если он выезжает из Республики Казахстан без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей на выезд, а в случае выезда на срок свыше 3 месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства.
Если один из родителей заявит о своем несогласии на его выезд из Республики Казахстан, вопрос о возможности о выезда из РК разрешается в судебном порядке.
Совместное проживание ребенка с одним из родителей или обоими из них может оказать невозможным в тех случаях, когда родители прекратили супружеские отношения и проживают раздельно, либо лишены родительских прав или ограничены в них.
В первой ситуации, как уже отмечалось выше, родители заключают соглашение о месте жительства ребенка. При возникновении спора он разрешается судом исходя их интересов ребенка и с учетом его мнения. В любом случае местом жительства ребенка будет:
•место жительство того из родителей, с кем ребенок остался проживать, если он не достиг возраста 14 лет;
•место, где ребенок, достигший возраста 14 лет, постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, в котором он проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РК). При этом данное место может не совпадать с местом жительства его родителей.
В двух других ситуациях место жительства ребенка определяет орган опеки и попечительства в рамках деятельности по его устройству в семью. В силу п. 2 ст. 70 Кодекса « О браке и семье» РК родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей. В связи с этим они могут требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда.[5]
В случае возникновения спора по данному вопросу он разрешается в судебном порядке. При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний. Поэтому суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителю в иске, если придет к выводу, что передача ребенка родителю противоречит интересам несовершеннолетнего.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы.
Если родители хотят возвратить ребенка от лиц, у которых он находится на основании закона или решения суда (опекунов, попечителей, приемных родителей и др.), то они должны обратиться в орган опеки и попечительства для решения вопроса об отмене опеки (попечительства) или о досрочном расторжении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Если данный орган отказывает родителям, то вопрос разрешается в судебном порядке.
При этом суд выясняет, изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием передачи ребенка указанным лицам и учреждениям, и отвечает ли интересам детей их возвращение родителям.
3. Право ребенка знать своих родителей и обязанность родителей и лиц, их замещающих, раскрыть сведения о родителях ребенка, если при этом не нарушается охраняемая законом тайна.[1]
Это право является одним из самых тяжело реализуемых на практике прав, поскольку вступает в противоречие с конституционным правом родителя на личную и семейную тайну. Как справедливо отмечает М. В. Антокольская.
До сих пор остается спорным вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка.
4. Право ребенка на образование и обязанность родителей обучить его и обеспечить получение ребенком основного общего образования (п. 3 ст. 70 Кодекса « О браке и семье» РК).[5]
Образование предполагает деятельность по передаче ребенку и получению им систематизированных знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности человека. Оно осуществляется родителями в процессе воспитания ребенка, и тогда на них возлагается обязанность обучить ребенка. Но родители не могут обладать знаниями во всех областях, поэтому для получения ребенком специальных знаний и навыков на них возлагается обязанность уже по обеспечению ребенку условий для получения соответствующего уровня образования, включая обязанность не препятствовать посещению ребенком образовательного учреждения. Само обучение проводят педагоги и специалисты в соответствующей области.
При этом родителям предоставлено право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка исходя из его интересов и мнения. По мере взросления ребенка они должны все более учитывать мнение ребенка.
5. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (дедушкой и бабушкой как со стороны отца, так и матери, братьями, сестрами) вне зависимости от того, проживают ли родитель или родственник ребенка совместно с ним или нет (ст. 61 Кодекса « О браке и семье» РК). Лишь через общение с разными людьми возможно полноценное воспитание и образование ребенка, что приводит к его всестороннему развитию и становлению его личности.[6]
На родителей возлагается обязанность не препятствовать такому общению ст 73 Кодекса « О браке и семье» РК. В противном случае суд может удовлетворить требование родителя, которому чинят препятствия, о передаче ему несовершеннолетнего ребенка. При нарушении родителем прав близких родственников на общение с ребенком орган опеки и попечительства может обязать его не препятствовать этому общению. Если родитель не подчиняется этому решению, то суд может вынести решение об устранении препятствий к общению с ребенком.
Право на общение может быть ограничено в целях защиты интересов ребенка в тех случаях, когда такое общение причиняет вред физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Например, при лишении гражданина родительских прав или их ограничения, при отобрании ребенка у родителей из-за непосредственной угрозы его жизни или здоровью.
При возникновении экстремальных ситуаций (например, задержании, аресте, заключении под стражу, нахождении в лечебном учреждении и иных чрезвычайных обстоятельствах, связанных с изоляцией ребенка) ребенок также имеет право на общение со своими родителями и родственниками.
6. Право ребенка на обеспечение его интересов и на защиту его прав и законных интересов (п. 1 ст 67 Кодекса « О браке и семье») связано с обязанностью родителей защищать права и интересы своих детей (ст. 71 Кодекса « О браке и семье» РК).[1]
В связи с этим законодательно установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий как на территории Казахстана, так и за ее пределами. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства назначает представителя для защиты прав и интересов детей (например, при подготовке дела о лишении родителя прав).
Как верно отмечает М.В. Антокольская, ...в отношении родителей традиционно применялись не все ограничения, касающиеся деятельности законных представителей. Они не должны иметь права заключать или давать согласие на заключение сделок от имени представляемых с самим собой и своими близкими родственниками и супругами. Такой запрет существует в отношении опекунов и попечителей, но его нет в отношении родителей. Предполагается, что лично-доверительная основа их отношений с детьми делает его излишним. Но родительские права существуют и там, где никакого доверия нет.