Первобытнообщинное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:10, доклад

Описание работы

первобытнообщинное общество как предыстория цивилизации

Работа содержит 1 файл

ксрс.docx

— 44.12 Кб (Скачать)

У истоков рода человеческого

История человечества в целом характеризуется нарастающей  динамикой перемен, происходящих как  в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным  для материалистических традиций европейской  науки было рассмотрение истории  под углом зрения покорения человеком  природы. Она действительно выступает  источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится  в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является её порождением  и неотъемлемой частью.

Периодизация истории первобытного общества

Большую часть  истории человечества составляет период первобытного общества. В это период развитие шло очень медленно.

Наиболее ярко этот процесс можно проследить на примере совершенствования орудий труда первобытного человека. Они изготовлялись из камня и поэтому хорошо сохранились.

Именно изменения  в орудиях труда легли в  основу существующей периодизации истории  первобытности. Весь период, когда орудия труда изготовлялись из камня, получил  название каменного века. По уровню совершенствования обработки камня  выделяют палеолит, что в переводе с греческого означает древний камень, - 2,5 млн. назад – 12 тыс. лет до н.э., мезолит(средний камень) – 12 – 8  тыс. лет до н.э. и неолит( новый камень) – 8 – 4 тыс. лет до н.э.

  • Палеолит

Выделяются  ранняя, средняя и поздняя стадии палеолита. В раннем палеолите, в  свою очередь, выделяют первичную, шелльскую  и ашельскую эпохи.

Древнейшие  памятники культуры обнаружены в  пещерах Ле Лазаре (относящиеся ко времени около 150 тыс. лет назад), Лялко, Нио, Фонде-де-Гом (Франция), Альтамира (Испания). Большое количество предметов  шелльской культуры (орудий) найдено  в Африке, особенно в долине Верхнего Нила, в Тернифине (Алжире) и др. К  рубежу шелльской и ашельской  эпох относятся самые древние  остатки человеческой культуры на территории СССР (Кавказ, Украина). К ашельской эпохе человек расселился шире, проникая в Среднюю Азию, Поволжье.

Накануне  великого оледенения человек уже  умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В  ашельскую эпоху появляется уже  оседлость охотников, подолгу живущих  на одном месте. Сложная охота  очень давно стала дополнением  к простому собирательству.

В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение  огнем около 300-200 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды  о герое, похитившем небесный огонь. Миф о Прометее, принесшем людям  огонь – молнию, отражает самую  крупную техническую победу наших  очень отдаленных предков.

Одни  исследователи относят к раннему  палеолиту также мустьерскую  эпоху, а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские  неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных  из мамонтовых костей жилищах –  чумах.

В это  время человек уже научился сам  добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства составляла охота  на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами. К этой эпохе  относятся первые искусственные  захоронения покойников, что свидетельствует  о возникновении очень сложных  идеологических представлений.

Полагают, что к этому же времени можно  отнести и зарождение родовой  организации общества. Только упорядочением  отношений полов, появлением экзогамии  можно объяснить то, что физический облик неандертальца стал совершенствоваться и спустя тысячи лет, к концу ледникового  периода, он превратился в неоантропа, или кроманьонца – людей современного нам типа.

Верхний (поздний) палеолит известен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа  по-прежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был  уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становится комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились  зачатки рыболовства, серьезным  подспорьем было собирательство съедобных  плодов, зерен, кореньев.

Каменные  изделия человека делились на две  группы: оружие и орудия труда (наконечники  копий, ножи, скребки для выделки  шкур, кремневые инструменты для  обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные средства (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии.

По мнению археологов, основной ячейкой социального  строя верхнего палеолита была небольшая  родовая община, насчитывающая около  сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками, ведшими  хозяйство рода. Небольшие круглые  жилища, остатки которых обнаружены, возможно были приспособлены для  парной семьи.

Находки погребений с прекрасным оружием  из мамонтовых бивней и большим количеством  украшений свидетельствуют о  появлении культа вождей, родовых  или племенных старейшин.

В верхнем  палеолите человек широко расселился не только в Европе, на Кавказе и  Средней Азии, но и в Сибири. По мнению ученых, из Сибири в конце  палеолита была заселена и Америка.

Искусство верхнего палеолита свидетельствует  о высоком развитии интеллекта человека этой эпохи. В пещерах Франции  и Испании сохранились красочные  изображения, относящиеся к этому  времени. Открыта такая пещера и  российскими учеными на Урале (Калова пещера) с изображениями мамонта, носорога, лошади.

Изображения, сделанные художниками ледникового  периода красками на стенах пещер  и резьбой на кости, дают представления  о тех животных, на которых они  охотились. Это было связано, вероятно, с различными магическими обрядами, заклинаниями и плясками охотников  перед нарисованными животными, что должно было обеспечить успешную охоту.

Элементы  подобных магических действий сохранились  даже в современном христианстве: молебен о дожде с окроплением  полей водою есть древний магический акт, восходящий к первобытности.

Особо следует отметить культ медведя, восходящий еще к мустьерской  эпохе и позволяющий говорить о зарождении тотемизма. На палеолитических  стоянках у очагов или у жилищ  часто находят костяные фигурки  женщин. Женщины представлены очень  дородными, зрелыми. Очевидно, главная  идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого  рода, олицетворенные в женщине –  хозяйке дома и очага.

Обилие  женских изображений, найденных  в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили ученым сделать  вывод, что культ женщины-прародительницы  порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов  дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов.

Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения  могли вести счет родства и  следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность  чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои положительные  результаты – потомки прежних  неандертальцев стали более здоровыми  и постепенно превратились в людей  современного типа.

  • Мезолит

Примерно  за десять тысячелетий до нашей эры  огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились  до наших дней в Альпах и на горах  Скандинавии. Переходный период от ледника  к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, – промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около  трех-четырех тысячелетий.

Мезолит является ярким доказательством  сильного влияния географической среды  на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли  на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли  мамонты и носороги.

В связи  со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических  охотников на мамонтов, пришлось создавать  иные формы хозяйства. Пользуясь  древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило  объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные  общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы  временных стоянок.

Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось  собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.

Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах  и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев.

Началось  приручение животных: охотник-лучник шел  за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки  поросят.

Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через  лесные массивы вдоль рек, человек  мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел  до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться  на морского зверя.

Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников  мужчин с луками и женщин, ожидающих  их возвращения.

  • Неолит

Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного  единообразия: в XI в. н.э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С. Крашенинников  описал типично неолитический быт  местных жителей Камчатки.

Все же к неолиту относят период VII-V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных  зонах человечество пошло разными  путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых  условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в  южных зонах эволюция была более  быстрой.

Человек уже использовал шлифованные  и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить  лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко  повысил производительность труда  и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки.

Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях) в районах  Севера, раскрывающими во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в  больших ладьях на кита.

С эпохой неолита связан один из важнейших  технических переворотов древности  – переход к производящему  хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло  первое общественное разделение труда  на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в  развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда –  выделение ремесла из сельского  хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие  было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В  Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось  уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V-IV тыс. до н.э.

Эволюция  человека

На проблему происхождения человека существуют две традиционные и противоположные  точки зрения. Одни люди, основываясь на Библии, считают, что человек произошёл от Адама и Евы. Другие, опираясь на учение Дарвина, предполагают, что человек произошёл от вымершего вида высокоразвитых обезьян. Ступени эволюции человека, прежде всего, связывают с изготовлением орудий труда и хозяйственной деятельностью.

Информация о работе Первобытнообщинное общество