Первобытнообщинное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:10, доклад

Описание работы

первобытнообщинное общество как предыстория цивилизации

Работа содержит 1 файл

ксрс.docx

— 44.12 Кб (Скачать)

Наскальные рисунки  и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты  и бизоны) обычно не соблюдались  — огромный тур мог быть изображен  рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот  головы. Неподвижных фигур почти  нет.

В 1895 году были найдены  рисунки первобытного человека в  пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель  в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя  в пещере Фон де Гом археологи  открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал  естественные красители и окиси  металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой  или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками  волосков диких зверей на конце, а  порой выдувал через трубчатую  кость цветной порошок на влажную  стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все  изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого  прореза художнику приходилось  пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось  собрание наскального искусства  доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет  назад. Художники высекали их с помощью  острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них  пока только ожидают научной экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения  в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню  и кости); рельефы и барельефы.

Религиозные верования

Первые религиозные  представления появились у неандертальцев. Об этом свидетельствуют обряды при  захоронении умерших. В эпоху  позднего палеолита( 40 – 12 тыс. лет назад) появились более развитые религиозные  представления. Постепенно возникли их первые исторические формы: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, колдовство. Люди считали, что боги оказывали  покровительство определённой сфере  их жизни или деятельности и имели  в своём подчинении другие божества. .так сложились полидемонизм ( множество  духов) и политеизм ( многобожие). Обряды в честь богов совершали жрецы, составившие особое сословие. Религии  по – своему отражали мир окружающей человека природы, отношения между  людьми и внутренний духовный мир  самого человека.

От  первобытности –  к цивилизации

Цивилизация –  это культурно- историческая общность, характеризующаяся относительным  единством духовной, общественно- политической и хозяйственной жизни. Время  начала формирования цивилизации относится  к эпохе неолита.

Приблизительно  в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла  от первобытности к цивилизации. Их окончательное формирование связывают с возникновением письменности. Этот процесс связан с появлением производящего хозяйства и переходом от родоплеменной организации общества к государству. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И тем не менее грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны. Отличительные признаки цивилизации разнообразны, но всё же их можно свести к следующим элементам: среда обитания, производство материальных благ и производительные силы, разделение труда и производственные отношения, социальная структура общества, политические и государственные формы организации общества, мировоззрение и религия.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичнымиЭто название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традицияплодами которой можно было воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни общества. В этом заключается одна из важнейших особенностей цивилизаций древнего мира.  
Географическая зона, в пределах которой возникли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется островком среди бескрайнего моря народов, стоявших на ступени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.  
Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана — могущественная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.  

На  пути к государству

Предпосылкой  для создания государства послужил переход к земледелию и оседлому образу жизни. Непосредственными  причинами  стали социальное неравенство и  разделение людей на группы по социальному  признаку. В XVII – XVIII вв. возникновение государства объяснялось теорией «общественного договора». В соответствии с ней суть внутренней государственной связи состоит в отношениях повиновения и защиты. Люди обязуются повиноваться государству, а оно обязуется защищать их от внешних врагов и поддерживать внутри общества порядок. К функциям государства также относят регулирование экономической жизни: взимание дани, налогов, учёт и распределение средств жизнеобеспечения. Время возникновения государств относится к IV – III тыс. до н.э., а местом их появления стали современные территории Ирана, Египта, Индии. Первые государства возникли в очагах цивилизации, где первобытный строй уже исчезал.

Информация о работе Первобытнообщинное общество