Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:52, доклад
История тайных обществ таких как Тамплиеры, Францисканы, Манихейство и так далее.
Тайные
общества.
Манихейство. Рассмотрение различных ересей целесообразней начать именно с него, так как почти все «секретные» общества того времени переняли от М. часть учения. М. - древнеперсидское дуалистическое учение. Его основатель – пророк Мани (216-274(277)гг.), родился в г. Ктесифон, где на то время существовала атмосфера терпимости, и по соседству прекрасно уживались ислам, христианство, иудаизм и даже зороастризм. Его отец, Патицций, принадлежал к секте мугатасилахов («крестящие сами себя»), смеси иудаизма и христианства, проповедовавшей одни ограничения, которым уделялось больше времени, чем самой вере. Мани «вступил» в неё в возрасте 4х лет, а в 12 лет его стали посещать первые видения. В его учении тесно переплелись иудаизм, христианство, буддизм, индуизм и зороастризм, от которых он брал что то для своего учения. Из индуизма, например, – цикличность всего происходящего (сначала Золотой Век, затем Серебряный и итд.) и идею о перевоплощениях душ, но основу всё же составило христианство (хотя Мани и отрицал Евангелие). Очень много времени проповедник отдал миссионерской деятельности. Особо это учение прижилось в Китае, где его местами принимали за буддизм. К концу III века, его общины были уже во всех крупных городах Римской Империи. В Европе это учение достаточно быстро завоевало популярность, особенно на юге Франции, в области Лангедок.
Постепенно, иногда
под влиянием местных факторов, это
течение претерпевало значительные
изменения. Некоторым стало казаться,
что целесообразнее поощрять в себе
тёмную половину, что привело к
шабашам и банальному сатанизму
(банальному – потому что, на мой
взгляд, тут особого ума не надо
– читай Библию задом наперёд,
плюй на Распятие, предавайся оргиям…
что тут сложного?), при всём при этом, их
продолжали относить к манихеям, за что
последние в итоге подверглись жестоким
гонениям. Сюда почему то относили орфитов
(которые поклонялись библейскому змею-искусителю),
каинитов (секта, приверженцы которой,
считали братоубийцу Каина своим «идейным
вдохновителем» и основателем), карпократов
(которые считали совершение уголовных
преступлений своим долгом). Иногда их
называли болгарами или буграми, за то,
что последователи Мани долгое время жили
на территории Болгарии. Правда, та секта
уже почти ничем не напоминала «классиков»
манихеизма, кроме, быть может, дуалистичности
учения – разврат, шабаши стали почти
повсеместным атрибутом их жизни. Кстати,
на мой взгляд, именно оттуда пришёл к
нам в русский язык термин «бугрство»
(некий намёк на гомосексуализм), который
был в ходу в XVIII – XIX веках.
Патарины. От слова
«патарино» - подлый человек. Кровавая
секта, проповедовавшая анархию и террор.
При этом имела неплохую организацию –
была своя разведка, была разработана
система явок и паролей, незаметных для
окружающих. Эта система в дальнейшем
была доведена до такого совершенства,
что человек, не посвящённый в эту тайну,
мог попросту ничего не заметить. Внутри
этого течения наблюдался большой разброс
в идеологии. Так, к примеру, одни считали,
что дьявол – старший брат Бога, другие
думали, что Люцифер и есть Бог, третьи
вообще отрицали существование души. Такой
же разброс в идеологии, кроме одного –
«террор – средство достижении цели!»
И не столь уж важно, что патарины боролись
против Церкви, а их современники – против
правительства, ведь Церковь, по сути,
им и являлась в те времена.
Катары. Движение, имевшее огромное значение для всех тайных обществ того времени. Катары (от гр. бедные) – дуалистическое учение, берущее истоки из манихейства. У них существовало множество названий, с главной идеей – недовольство духовенством и католической церковью, которая у них именовалась «Синагога сатаны», и которая, на их взгляд, погрязла в распутстве, мошенничестве и вероотступничестве. Катары считали себя единственно верными последователями христианства. Отрицая при том, многие таинства (например, таинство причастия или таинство исповеди, которое заменило публичное покаяние), догматы о смерти и Воскрешении Христа, крест, иконы и храмы, при том, признавали почти всю Библию.…Среди них бытовало мнение, что душа настолько отлична от тела, что можно, фактически, совершать что угодно, оставаясь при этом чистым в душе. При том, многие среди катаров жили как святые, чем вызывали уважение со стороны мирян. Катарами отрицалась всякая половая жизнь (из-за первородного греха) после рождения первого ребёнка.
Катарам было запрещено
всякое убийство, кроме насекомых и рыб,
так как, по их учению, туда душа переселиться
не могла. Кстати, это «новшество» позже
стало работать против них. Подозреваемых
в ереси, инквизиторы заставляли убить
цыплёнка или собаку и, в случае отказа,
считали обвинение в ереси доказанным.
Здесь и далее – под ересью я буду подразумевать
вероучение, которое не признаётся Церковью
по каким либо причинам. Кроме этого, отличительной
чертой катаров была тяга к самоистязанию
и голодовкам, вследствие чего, у них были
бледные лица, что в некоторых местах служило
достаточным поводом для возбуждения
дела. Из других сект их выделяло отличное
знание Библии и вообще, высокий уровень
образованности. Кроме того, наряду с «честными»
способами проповедования, применялись
и «нечестные» - имитация чудес исцеления,
прощение грехов за вступление к ним и
распространение листовок итд. Вообще,
это были какие-то немного повёрнутые
на муках люди – они не считали самоубийство
грехом, даже наоборот – мученическая
кончина «тут», освобождает от мук за свои
грехи «там», что приводило иногда к тому,
что некоторые катары специально упорствовали
в застенках Инквизиции, чтобы уйти «очищенными».
Апогея они достигли
во второй половине XII века, «захватив»
провинцию Лангедок (с центром
в городе Альбы). К концу того же
века, ими уже была «оккупирована»
почти вся Европа, выместив полностью
кое-где католичество, на что последовала
реакция Церкви – в 1184 году Веронский
собор официально отлучил их от церкви,
а в 1208 году папа Иннокентий III подписал
буллу о начале крестового похода
против еретиков. Церковь поставила
«под ружьё» более 20.000 конных и 200.000 пеших.
Эта «зачистка» длилась по разным
оценкам от 20 до 40 лет. «Освободители»
действовали неторопливо, выжигая
всё под корень. Начали, естественно,
с юга Франции, с «рассадника»
иноверия. Очень показателен, на мой
взгляд, случай, произошедший при штурме
г. Безье – когда один из рыцарей подошёл
к епископу и спросил «Отче! Как отличить
католиков от неверных?», на что ему был
дан ответ – «Убивайте всех, Господь Сам
разберётся, кто – друг Ему, а кто враг!»
Кстати, этот город был сожжён почти дотла.…
И, как итог – движение катаров пошло на
убыль, а к XV веку они уже были истреблены
почти полностью. Катары были действительно
реальной угрозой благополучию Церкви,
что подтверждается хотя бы тем фактом,
что на языке Инквизиции слово «катар»
означает то же, что и «еретик», тогда как
любая ересь другая называлась своим именем.
Доминиканцы.
Нищенствующий орден, основанный св. Домиником.
Долгое время назывались якобитами,
так как первая штаб-квартира находилась
в Париже, при церкви св. Якоба (Иакова).
Утверждён в 1216 году папой Гонорием III.
Поставив перед собой цель углубленное
изучение теологии и проповедование среди
простых людей, в 1220 году на Первом Генеральном
Капитуле Орден был признан нищенствующим
(это значит, что у Ордена не должно быть
никакой собственности ни частной, ни
общей). Во главе Ордена стоял Великий
Магистр, избираемый сначала пожизненно,
а потом на 6 лет. Вскоре после создания,
папа передал им Цензуру, а в 1233 году Григорий
IX передал им Инквизицию. Их одежда – белая
ряса с чёрным капюшоном, а гербом был
избран пёс с факелом в зубах (то есть,
«просвещать и карать»), за что получили
прозвище «псы Господни». Основатель Ордена
– Доминик – был очень яркой личностью.
Он ввёл много нового в миссионерскую
деятельность, так например, он считал,
что монахи должны отказаться от излишней
помпезности и саморекламы во время проповедей.
Должны скитаться среди простолюдинов
и побеждать истиной, словом, примером
и молитвой. Вскоре Д. стали реальной силой
в противопоставлении альбигойцам (общее
название всяческих ересей). Доминик, как
обычный фанатик своего времени, хотел
«нести культуру в массы», причём не гнушаясь
и инквизиторских методов в случае неудачи.
Надо сказать, что Орден был достаточно
уважаемый, в нём состояли известные в
наше время люди, как например, Фома Аквинский.
Доминиканцы пытались совместить бедноту,
кочевой образ жизни и глубокие теологические
исследования. Так, к 1221 году, орден уже
имел в своём распоряжении порядка 60 монастырей,
часть из которых была женскими, где женщины
занимались рукоделием. Орден развивался
на протяжении всех средних веков, а к
XIX веку уже имел свои «филиалы» в Италии,
Испании, Австрии, Америки и Ост-Индии.
Кстати, существует и поныне.
Францисканцы. Нищенствующий
орден, основанный в 1207-09 гг. Франциском
Ассизским. У Ордена был первоначально
принят очень строгий устав, за что их
иногда путали с катарами и передавали
следствию. Видя такое положение вещей,
Ф. пришлось пересмотреть устав и заменить
его на более мягкий. Как и доминиканцы,
ф. заведовали судом инквизиции. По внешнему
виду, их можно было легко отличить от
остальных – коричневая шерстяная туника,
перепоясанная верёвкой и сандалии на
босу ногу. Главными принципами этого
ордена были провозглашены – нищенство
и любовь к ближним. Именно им принадлежит
фраза «Не может человек владеть, ибо владеет
только Бог!», что позже привело к расколу
в их рядах, а в 1322 году папа Иннокентий
XXII объявил учение о бедности ересью, так
как в такой позиции существовала прямая
угроза благополучию Церкви, имевшей к
тому времени обширные имения и обладавшей
большими богатствами. Под действиями
этих противоречий, ф. раскололись на
Конвентуалов (сторонников монастырской
жизни, отвергавших строгий устав Ордена)
и Спиритуалов (сторонников нищеты
и ригоризма).
Тамплиеры. В 1096 году начался Первый Крестовый Поход, закончившийся штурмом и разграблением Иерусалима 15 июля 1099 года. После этого актуальным вопросом стала защита паломников к Святым Местам, так как сарацины не дремали и, пользуясь беспомощностью и незащищённостью паломников, нападали и вырезали их. Это привело к тому, что уже в 1118 году два рыцаря Хуго фон Пайен и Готтриф фон Сен-Омер основали новый Орден, который был призван защищать странников, идущих к Храму Господню. Первоначально, у них не было никакого имущества, что нашло отражение даже на гербе – там был изображены два всадника на одной лошади, что символизировало их бедность. Папа нашёл эту цель очень благородной и обещал рыцарям всякое содействие. Постепенно орден набирал влияние. А в силу того, что они подчинялись папе напрямую, и были освобождены от епископального надзора, состоять в нём стало почётно. Вскоре встала необходимость о принятии свода правил для Ордена, так как народа там уде состояло немало, чем и занялся Бернхард фон Клерво. Традиционная одежда была незамысловата – белая мантия с восьмизубым крестом тамплиеров (напоминает Железный Крест, которым награждали офицеров Вермахта). К XIII веку, Орден уже располагал примерно 9.000 домов или Темплов, как их называли сами Тамплиеры. Таким образом, из поборника бедных, орден сам стал феодалом, освобождаясь при этом от службы Королю, обязательным было лишь участие в крестовых походах. Понятно, у т. появилось много завистников – ведь Орден, по сути, стал «колониальной властью» (со штаб-квартирой в Иерусалиме), обладал правом начинать войны, заключать перемирия…. и держал ответ только перед братством. В 1291 году крепость Аккон была захвачена сарацинами, и Орден был вынужден перенести свою резиденцию в Ципперн (современный Кипр). Всё громче стали раздаваться упрёки в ереси, в Ордене, по сути, перестали нуждаться. Что повлекло за собой, «беспристрастное расследование». По некоторым источникам, инициатором этой проверки стал Филипп IV Красивый, который до хвостовой дрожи завидовал власти и богатству Братства. Процесс над ними шёл около 7 лет. Папа Клемент V помогал в уничтожении Ордена, так как боялся за свою жизнь, помня судьбу предшественников Бонифация VIII и Бенедикта XI, убитых по приказу «христианнейшего из монархов». Но не все проявили малодушие – в октябре 1311 года, Вселенский Собор отказался распускать Орден. Тогда явился Филипп во главе войска и заставил папу единолично распустить Тамплиеров. В мае 1312 года была подписана булла «К проведению Христова наместника», официально распустившая Орден. Так Святой Престол предал Братство.
В судебном процессе
было задействовано колоссальное для
того времени количество лжесвидетелей.
Правда, весьма вероятно не все обвинения
в ереси были уж столь беспочвенны
и дики. Так, например, многие «братья»
даже без пыток свидетельствовали,
что при вступлении в Орден, нужно
было плюнуть в сторону Распятия
– таким образом проверялась вера
и способность беспрекословность подчиняться
старшим, хотя такой «обряд» требовался
далеко не всегда. Есть ещё одна любопытная
версия на эту тему – этот жест как бы
символизировал величину падения Человечества,
которую Ордену нужно было устранить.
Не менее вероятна версия о том, что этот
ритуал пришёл из других сект, с которыми
т. контактировали (в том числе, и неевропейскими).
И практически все версии так или иначе
связаны с катарами. Давайте вспомним
начало упадка катаров – они жили в богатейшем
краю, который не находился под юрисдикцией
короля Франции, что не мог не заметить
жадный монарх Филипп. Возможно, это именно
он является фактическим инициатором
альбигойских войн. Но тамплиеры отказались
участвовать в этой «карательной операции»,
помогая иногда «обречённым на веру».
Дело в том, что ещё в 1139 году Иннокентий
II даровал братству право принимать в
свои ряды тех, от кого отказалась Церковь.
Кстати, интересное наблюдение – пик «спасания»
катаров приходится на середину XIII века,
а где то в конце того же века появляется
ритуал отречения.
Зачем поклоняться орудию убийства? Христос был не Богом, а Боговдохновлённым пророком. Это всё катарские догматы, подозрительно схожие с теми, за которые спустя немного времени, будут сажать в камеры самих тамплиеров. Многие «братья» в застенках сознавались в страшных грехах, в частности поклонению мёртвой голове (иногда человеческой), символизирующей божество Бафомет. Кстати, любопытный факт – у Ла Вея, автора «Библии сатаны», Бафомет – это средневековое имя дьявола. Интересно….Когда все эти факты были предъявлены магистру тамплиеров Жаку де Молье, он произнёс «Пытка спрашивает, а боль отвечает», имея в виду то, что в пыточной камере можно согласиться на что угодно. Так или иначе, Орден прекратил своё существование. Правда, далеко не всех постигла такая печальная участь, как тамплиеров Франции, где гонения на последних, сравнимы лишь с пресловутой охотой на ведьм. Так например, в Голландии, Германии, Шотландии и Испании тамплиеры были полностью оправданы, а во многих других местах, тамплиеры успели исчезнуть «под шумок» - кто покинул страну, кто «перековался», перейдя в другие Ордены (например, Ионитов), а кто то «ушёл в подполье»….
Были или нет
те ритуалы, за которые Орден был так жестоко
наказан, в действительности, на мой взгляд,
разобрать будет очень сложно (если не
сказать - невозможно), но то, что в Ордене
существовала очень строгая иерархия
и беспрекословное подчинение низами
верхам – это факт. Вполне вероятно тогда
и то, что если верхи и занимались чем то
богопротивным, то рядовые члены об этом
могли и не догадываться. Конечно же, в
любом случае, это не могло быть основной
причиной падения, ибо кто был небезгрешен
в то время? – алчность и жадность короля
Филиппа, трусость и подлость папы Клемента
V – вот основные факторы. Вместе с т. ушли
в прошлое дух рыцарства и турниры, всё
то, что рисуется в воображении обывателя
при упоминании «Средних Веков».