Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:21, реферат
Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе.
Введение. 3
Индустриализация России и научно-техническая политика СССР 4
Первая государственная программа научно-технического развития 5
Академия наук в 20-30-е годы. Начало создания республиканских академий наук. 6
Академия наук и власть. 7
Состояние и развитие науки и культуры СССР в 20-30-х годах 9
Развитие транспорта в России в 20-30-е годы 14
Развитие образования в СССР 15
Развитие советской науки 15
Система управления наукой в советский период 16
Заключение 21
Список литературы 22
Но если для ВПК автаркия советской науки и техники в какой-то мере даже способствовала ускоренному прогрессу, для всех остальных отраслей она играла сугубо негативную роль. Перед современной наукой стоит столько проблем, фронт ее настолько широк, что даже усилия всего цивилизованного мира недостаточны для адекватного потребностям общества темпа прироста научного знания. Экологическая ситуация в мире - лучшее тому доказательство, хотя далеко не единственное. В подобных условиях информационный отрыв любой, пусть и крупной, части мирового научного сообщества от целого губителен для нее. Но советская наука именно в таком отрыве и находилась.
Специализация и централизованное планирование оборачивались монополизмом со всеми его неизбежными последствиями - низким качеством продукции (сбыт гарантирован разнарядкой Госснаба), нежеланием ее обновлять, модернизировать, низкой дисциплиной поставок, завышенными ценами. Система держалась не на заинтересованности производителя в том, чтобы найти покупателя, удовлетворить его запросы и продать свой товар, получить прибыль, а на внеэкономических механизмах плана и приказа. Производитель искал не потребителя, а возможность получить план поменьше и полегче, отчитаться за его выполнение (всеми правдами и неправдами), добиться от вышестоящих инстанций денег на премии, на закупки оборудования и т.д. Многократные попытки ввести сверху подобие экономических стимулов к развитию и совершенствованию, не меняя основ, сохраняя и госсобственность и госпланирование, реальных результатов не давали.
Ведомственные
барьеры крайне затрудняли и затягивали
разработку и внедрение новой
технологии, постоянно тормозили
российскую прикладную науку и нововведенческий
цикл в целом. Можно привести сотни
примеров, когда по этой причине
важнейшие технические
Научно-технический
потенциал страны был разобщен между
академиями, отраслевыми институтами,
вузами, гражданскими и военными исследованиями,
открытыми и секретными, разбит на
множество сегментов, плохо взаимодействовавших
между собой и постоянно
Мы
отметили некоторые качественные негативные
моменты, характерные для науки
России советского периода и определяющиеся
особенностями политической и экономической
системы, господствовавшей в стране.
Разумеется, они не могли не влиять
на общее состояние сферы наука-
Прежде
всего отметим высокие темпы
ликвидации неграмотности в СССР,
переход ко всеобщему сначала
неполному среднему, а затем и
среднему образованию, а также многократное
увеличение числа и расширение дисциплинарного
спектра высших учебных заведений.
Будучи бесплатным, образование стало
доступно самым широким слоям
населения. Тяга же к знаниям у
россиян всех сословий, особенно низших,
всегда была велика - с окончанием школы,
а особенно вуза связывались надежды
на более достойную и
Стремительная
индустриализация при всех ее издержках
обеспечила широкую и универсальную
по составу техническую базу. Расширение
сети академических научных
20-30-е
годы вошли в историю нашей
страны как период
Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон. Но, несомненно, существовали и плюсы: огромный рост количества грамотных людей, создание различных учебных заведений, более 40 народов обрели свою письменность, права женщин были уравнены с правами с мужчин.
К сожалению минусов, было гораздо больше и до сих пор русский народ не может восстановить тот утерянный потенциал.
Информация о работе Отечественная наука и техника в 20-30 годы