Отечественная наука и техника в 20-30 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:21, реферат

Описание работы

Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе.

Содержание

Введение. 3
Индустриализация России и научно-техническая политика СССР 4
Первая государственная программа научно-технического развития 5
Академия наук в 20-30-е годы. Начало создания республиканских академий наук. 6
Академия наук и власть. 7
Состояние и развитие науки и культуры СССР в 20-30-х годах 9
Развитие транспорта в России в 20-30-е годы 14
Развитие образования в СССР 15
Развитие советской науки 15
Система управления наукой в советский период 16
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

отечественная наука и техника в 20-30 годы.docx

— 74.51 Кб (Скачать)

    К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность – было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между  мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения  – 94,9 %, сельского – 86,7 %. Однако, еще  много неграмотных было среди  населения старше 50 лет.

    Большой вклад в организацию народного  образования и просвещения, в  развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

    К концу 30-х годов в СССР насчитывалось  более 10 млн. специалистов, в том  числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их квалификации оставался значительно ниже.

    В 30-е годы советская наука перешла  на плановую систему. Множество научных  учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии наук в  Закавказских республиках, на Урале, Дальнем  Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического строительства, оказывала непосредственное воздействие  на производство, способствовала укреплению военной мощи страны.

    Яркой страницей в летописи советской  науки явилось освоение Арктики. Осенью 1933 года транспортный корабль  “Челюскин”, на котором находилась экспедиция во главе с известным  ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое  сжатие и после почти пятимесячного  полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами. 101 человек, из них 10 женщин и  двое детей высадились на льдину и  продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В апреле 1934 года советские летчики  сняли челюскинцев со льдины. За  это летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.

    С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался  дрейф на льдине в Северном Ледовитом  океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.

    В 1937 году экипаж летчиков во главе с  В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный перелет через  Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше 12 тыс. км за 63,5 часа.

    Продолжая разработку теории космических полетов  К.Э. Циолковский. Была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного  оружия, знаменитой в годы войны  “катюши”. Летом 1933 группа запустила  первую ракету на жидком топливе. К  этому же времени относится начало изучения стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат “СССР” поднялся на высоту 19 км, установив  тем самым мировой рекорд. 30 января 1934 года второй советский стратостат “Осоавиахим-1” поднялся на высоту 22 км. Полет закончился трагически –  гибелью экипажа.

    Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.

    Продолжалась  деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова и его  учеников. На основе научных изысканий  академика С.В. Лебедева в Советском  Союзе впервые в мире было организовано производство искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно развивалась новая наука – биохимия. Открытия в области астрономии сделал армянский ученый В.А. Амбарцумян.

    В 20-е гг. заметно укрепилась производственная база советского кинематографа. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны – “Мосфильм”, основанный в 1924 г., “Ленфильм” основанный в 1918 г. В 1928 г была создана Киевская киностудия ВУФКУ с 1958 г. Киевская киностудия им. А.П. Довженко. Одновременно в эти  года создаются национальные киностудии в республиках Советского Союза  и к началу 30-х гг. советская  кинематография представляла собой  многонациональное и самобытное искусство. К этому времени было поставлено около 1000 “немых” игровых  и более 100 мультипликационных фильмов.

    Введение  звука в кино потребовало коренной технической и творческой перестройки  кинематографии. В 1929 г. в Ленинграде открылся первый в стране кинотеатр, где демонстрировали экспериментальные  звуковые фильмы. Для подготовки кадров в Ленинграде в 1930 г. был создан институт киноинженеров звукового кино –  ЛИКИ, в этом же году государственный  техникум кинематографии преобразован в институт (ГИК, с 1938 г. – ВГИК).

    Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука (И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской  идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому  истреблению подвергалась русская  школа генетики.

    Развитие  науки и культура в СССР шло  по своему, особому пути, во многом определенному  Коммунистической партией.

    Развитие  транспорта в России в 20-30-е годы

    После Октябрьской революции в стране развернулись работы по подъёму промышленности, сельского хозяйства. В.И. Ленин, говоря о восстановлении земледелия и промышленности  в 1921 году писал: “Нам нужно восстанавливать  оборот земледелия и промышленности, а чтобы его восстановить, нужна  материальная опора. Что есть материальная опора для связи между промышленностью  и земледелием? Это есть транспорт  железнодорожных и водных путей”. Необходимо было срочно развивать внешнюю  торговлю страны и к тому же погасить спрос на возросшие потребности  внутренних перевозок.

    Морской транспорт с каждым годом увеличивал объёмы перевозимых грузов. Расширились  границы плаванья. В 1923 году первый рейс из Петропавловска на Дальний  Восток совершил пароход “Декабрист”, моряки дальневосточники сделали несколько  рейсов в Китай и Японию. С повышением товарного обмена между странами возникает актуальный вопрос о строительстве  советского торгового флота, и уже  летом 1927 года вступил в строй  первый советский лесовоз “Товарищ Красин”, и уже в 1931 году отечественная  судостроительная промышленность стала  удовлетворять нужды морского и  речного транспорта в самых различных  типах судов. Кроме того суда начали закупаться за границей.

    В этот же период проводились экспедиционные исследования арктических морей, результатом  которых явилось возобновление  плаванья в северных морях. В 1926 году на острове Врангеля был построен первый советский посёлок.

    За  годы первой и второй пятилеток увеличилась  провозная способность судов, осуществился переход к  дизельным судовым  установкам, было применено диспетчерское  управление перевозным процессом, в  портах появились новые причалы, склады, механизмы, началась специализация  судоремонтных предприятий, создана  система подготовки и переподготовки кадров. К концу второй пятилетки  грузооборот морского транспорта превысил уровень 1928 года.

    Широкая программа реконструкции хозяйства  речного транспорта была намечена в  плане ГОЭЛРО. Эта программа предусматривала  комплексное использование водных ресурсов, в том числе значительное улучшение условий судоходства  на внутренних водных путях. К 1926 году протяжённость путей с судоходной обстановкой превысила дореволюционную.

    Развитие  образования в СССР

 

 Сразу после  революции партия большевиков и  советское правительство берут  под контроль развитие системы образования. В конце 1917–начале 1918 г. были приняты  декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.

    Главным достижением молодого советского государства  явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!». Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.

    Массовыми стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в ВУЗ рабочих  и крестьян при институтах и университетах  с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов.

    Многие  из преподавателей в годы революции  были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был Институт красной  профессуры, созданный в 1921 г. в Москве. Тем не менее, качество преподавания упало.

    Школа стала могучим идеологическим оружием  в руках большевистского государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были исключены закон божий, философия, история. Вместо них были введены предметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение: исторический материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.

    Важным  мероприятием, была реформа правописания, проведенная в 1918 г. Из алфавита были исключены многие буквы употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов, оканчивавшихся на согласные.

    Доля  грамотного населения в России неуклонно  росла. К 1939 г. количество грамотных  в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, была восстановлена классно-урочная  система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы  как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная).  

    Развитие  советской науки

    Советское руководство понимало необходимость  сохранения и развития научного потенциала страны. Видным ученым, предоставлялись  условия для работы. Им прощалось  поначалу некоторое политическое вольнодумство, правда, до известных пределов. Они  продолжали исследования, начатые еще  до революции. Один из основоположников русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист  К. А. Тимирязев, автор трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом  Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла  деятельность академика И. В. Мичурина, селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный  аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Создателями его были Н. Е. Жуковский  и С. А. Чаплыгин.

    Значительных  достижений удалось достичь в  физике. Основоположником современной  полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и  др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую  деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской  премии (1978 г.).

    Продолжают  работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука  С. В. Лебедев; изобретатель реактивного  двигателя конструктор Ф. А. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.

    Неоценимый  вклад в развитие отечественной  науки был сделан братьями Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о биологических  основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов – физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН СССР.

    Лидирующую  роль в развитии отечественной науки  по-прежнему играла Петербургская академия наук, переименованная сначала в  Российскую, а затем в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-исследовательские  институты. По всей стране открываются  филиалы, а с начала 30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных  республиках.

    Сложно  складывались отношения с властью  большевиков ученых, работавших в  области гуманитарных и общественных наук, из-за их неразрывной связи  с идеологией и политикой. Многие из них оказались за границей (историк, организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве, социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н. А. Бердяев  и многие, многие другие). Видную роль в отечественной гуманитарной науке  стали играть те ученые, которые  еще до революции придерживались марксистских взглядов. Среди них  наиболее заметной является фигура М. И. Покровского, историка и политического  деятеля. Он один из первых применил теорию К. Маркса для исторического исследования, основателем целой исторической школы.  

Информация о работе Отечественная наука и техника в 20-30 годы