Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:21, реферат
Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе.
Введение. 3
Индустриализация России и научно-техническая политика СССР 4
Первая государственная программа научно-технического развития 5
Академия наук в 20-30-е годы. Начало создания республиканских академий наук. 6
Академия наук и власть. 7
Состояние и развитие науки и культуры СССР в 20-30-х годах 9
Развитие транспорта в России в 20-30-е годы 14
Развитие образования в СССР 15
Развитие советской науки 15
Система управления наукой в советский период 16
Заключение 21
Список литературы 22
В
целом интеллигенция, со временем примирилась
со сложившейся ситуацией и
В
СССР разворачиваются масштабные исследовательские
программы, создаются новые научно-
В
то же время тоталитаризм создавал
серьезные препятствия для
Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.
Наука не может обходиться без системы управления, она давно перестала быть делом талантливых одиночек с небольшой группой приверженцев и учеников. Во всех развитых странах общество тратит на науку заметную часть своих совокупных ресурсов, в науке заняты сотни тысяч, а то и миллионы работающих, она относится к приоритетным сферам государственного регулирования. И ни одна крупная система управления без тех или иных элементов бюрократизма не обходится. Вопрос в степени бюрократизации, то есть в соотношении сил между управленцами в науке и научным сообществом в целом. Кто определяет цели, распределяет ресурсы, создает правила игры, оценивает результаты, в чьих руках реальная власть, подбор кадров, есть ли надежные каналы и формы контроля за управленцами со стороны общественности - этими и многими другими аналогичными моментами определяется степень бюрократизации.
Если со всех перечисленных точек зрения оценивать положение в науке советского периода, то кроме как "хуже некуда" сказать нечего. Более высокий уровень бюрократизма и представить себе трудно. Не углубляясь в детали, выделим лишь несколько определявших ситуацию факторов.
Прежде всего, наука в СССР и в РСФСР как части Союза целиком и полностью была огосударствлена, все научные учреждения и организации принадлежали государству, им финансировались и управлялись, а все научные сотрудники были государственными служащими. Вся прикладная и вузовская наука находилась в непосредственном ведении министерств, а академии наук сами от министерств практически не отличались, разве что внешней атрибутикой. В большинстве развитых стран "западного" типа основная часть науки сосредоточена не в государственном секторе, а в частном и в обладающих большой степенью автономности университетах. Американское правительство даже многие свои лаборатории передает под управление университетов и частных фирм, дабы избавить ученых от государственной бюрократической рутины.
Помимо аппарата государственного, наука была охвачена еще и партийным аппаратом, которому было сначала фактически, а затем и юридически дано право контроля над администрацией. Членство в партии было обязательным условием продвижения по службе, партийная карьера - удобной ступенькой к занятию высокой административной должности. При решении кадровых вопросов всякого рода и на всех уровнях партийность была важнее профессиональных качеств и способностей.
Люди
с хорошим творческим потенциалом,
искренне увлеченные наукой, сторонились
выборных партийных должностей и
большой общественной работы. Кроме
всего прочего, на это требовалось
много сил и времени, которые
приходилось отнимать у научных
занятий. На партработу в основном шли
те, кто не очень ладил с наукой
и не надеялся продвинуться за счет
своих талантов. А через некоторое
время они же при поддержке
партийных органов, чье слово
в кадровых делах было решающим,
занимали посты руководителей научных
подразделений и организаций. Тут
уж и лавры ученого приходили
за счет многочисленного соавторства
с подчиненными, их "бескорыстной"
помощи в подготовке диссертаций, за
счет участия в составе творческих
коллективов при соискании
Академии наук были большие и малые, институты и конструкторские организации делились на категории, на головные и субординарные, вузы - по принадлежности к тому или иному министерству, союзного значения или республиканского, и за всем этим делением раз и навсегда заданным, за ступенями иерархической лестницы, стояли различия в схемах и размерах оплаты труда, уровня финансирования, распределения оборудования, приборов, капиталовложений и прочих благ.
Штатное
расписание каждого из учреждений должно
было составляться в соответствии с
инструкциями вышестоящих органов
и министерства финансов, регламентировавших
и набор должностей, и узкие "вилки"
должностных окладов, и соотношение
старших и младших, и численность
общую, и численность административно-
Наиболее
странным для научной среды советским
установлением были (и остаются)
выплаты и привилегии, связанные
с учеными степенями и
Отметим еще два момента, характерных в плане бюрократизации советской науки и заметно сказывавшихся на качественном уровне научно-технического потенциала: принципы подбора и расстановки кадров и фетишизация плана. О кадровой политике мы частично уже говорили в связи с идеологизацией и установкой на партийность, классовость науки. Ее наиболее четким воплощением стал принцип, получивший название "анкетного".
Заполнение подробных анкет требовалось сразу после школы, при поступлении в вуз или на первую работу и далее на каждом шагу - при поступлении в аспирантуру, смене работы, вступлении в партию, командировании за рубеж, оформлении допуска той или иной формы для участия в секретных работах или знакомства с секретными документами, архивами и пр. Пунктов, по которым анкета могла стать "грязной", было множество: национальность, социальное происхождение, наличие родственников за границей, репрессированных родственников, пребывание в плену или на оккупированной территории во время войны, членство в какой-либо партии, кроме большевистской (пока она существовала), наличие взысканий по комсомольской или партийной линии и т.п. Анкетный подход закрывал или сильно затруднял доступ в науку многим одаренным людям, крайне негативно сказываясь на качестве научных кадров.
Что
касается планирования, то благодаря
бюрократизму и малой компетентности
руководящих и, особенно, контролирующих
(партийных) органов, оно из необходимого
и полезного инструмента
В
советской системе план, пятилетка
или любой другой названный срок,
во всех областях - промышленности, строительстве,
сельском хозяйстве, науке - всегда считался
непреложным "законом", подлежащим
исполнению при любых обстоятельствах.
Руководящие инстанции как бы
заранее предполагали, что исполнители
нерадивы и их постоянно надо заставлять
выполнять намеченное. Корректировки
в сторону удлинения сроков расценивались
как нечто близкое к саботажу,
злонамеренное и заслуживающее
наказания, над ними постоянно витал
дух 30-х годов с кровавыми
Необходимо
отметить еще одну особенность, навязанную
советской науке особыми
Для советской науки международная изоляция означала выпадение из общего потока научно-технического прогресса цивилизованной части человечества, разрыв информационных связей, минимизацию общения с коллегами за рубежом, а для страны - резкое замедление научно-технического развития.
Когда
создавалась советская
Пока
шло освоение производства, налаживался
серийный выпуск, за рубежом появлялись
новые, более совершенные модели,
и "цикл" повторялся. Политическая
изоляция страны от остального мира, выключенность
из международной системы
Однако
была широкая область научно-
Информация о работе Отечественная наука и техника в 20-30 годы