Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:21, реферат
Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе.
Введение. 3
Индустриализация России и научно-техническая политика СССР 4
Первая государственная программа научно-технического развития 5
Академия наук в 20-30-е годы. Начало создания республиканских академий наук. 6
Академия наук и власть. 7
Состояние и развитие науки и культуры СССР в 20-30-х годах 9
Развитие транспорта в России в 20-30-е годы 14
Развитие образования в СССР 15
Развитие советской науки 15
Система управления наукой в советский период 16
Заключение 21
Список литературы 22
Таким
образом, большевистская партия полностью
поставила советскую литературу
и искусство на службу коммунистической
идеологии, превратив их в инструмент
пропаганды. Отныне они предназначались
для того, чтобы внедрить в сознание
людей марксистско-ленинские
Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства.
Участь
не подчинившихся
Пути
идейно-политического
Однако
многие остались в Советской России.
Это ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин,
И.М. Губкин, К.З. Циолковский, Н.И. Жуковский,
И.П. Павлов и др.; литераторы – А.А.
Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, А.М. Горький,
А.С. Серафимович, Д. Бедный. В 20-х годах
появилась среди писателей
Возникло
множество театральных
К
середине 20-х годов относится
появление советской
Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”).
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.
Как
и в других видах искусства
в живописи был утвержден метод
социалистического реализма. Высшим
достижением советских
Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа “Рабочий и колхозница”, изображающая двух стальных гигантов.
Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как “Новый мир”, “Красная новь”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и революция”. На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.
В начале 30-х годов начали проявляться признаки культа личности Сталина. Одной из первых “ласточек ” была статья К. Е. Ворошилова “Сталин и Красная Армия”, опубликованная в 1929 г. к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой, вопреки исторической правде, преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становится единственным и непогрешимым теоретиком марксизма-ленинизма. В этот период подверглись репрессиям ученые-обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так, были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А. В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев.
К
середине 30-х годов появились
новые произведения. Публикуется
роман М. Горького “Жизнь Клима Самгина”
(1925-1936). В романе Шолохова “Тихий Дон”
(1928-1940) повествуется проблема человека
в революции, его судьба. Символом
героизма и нравственной чистоты
стал образ Павла Корчагина –
героя романа Н. Островского “Как
закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации
отражена в произведения Л. Леонова
“Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”,
В. Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга
“Не переводя дыхание”. Многие произведения
были посвящены отечественной
Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.
Росту популярности кино способствовало появление отечественных звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь” (режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые горы” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова.
Развивались
культурные связи с заграницей. В
странах Западной Европы и Америки
выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова,
Н.С. Голованов, труппы МХАТа, Камерного
театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет
старинных русских
Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования: В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский журнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.
Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы. Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан. Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу.
Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.
26
декабря 1919 г СНК принял декрет
“О ликвидации безграмотности
среди населения РСФСР”, по которому
все население от 8 до 50 лет обязано
было обучаться грамоте на
родном или русском языке. В
декрете предусматривалось
Школа
испытывала громадные материальные
трудности, особенно в первые годы НЭПа.
90% школ были переведены с государственного
бюджета на местный. В качестве временной
меры в 1922 году в городах и поселках
городского типа была введена плата
за обучение, которая устанавливалась
в зависимости от обеспеченности
семьи. По мере общего улучшения экономического
положения страны росли государственные
ассигнования на образование; получила
широкое распространение
Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года “О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). К 1930 г. выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) “О всеобщем обязательном начальном обучении”, которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.
Информация о работе Отечественная наука и техника в 20-30 годы