Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, реферат
В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.
I.Ненцы 3
II.Тувинцы 7
III.Цыгане 11
IV.Таблица 19
V.Приложения 20
Список используемых источников 26
Самая большая численность среди выбранных мной народов у тувинцев, на втором месте цыгане, на третьем ненцы. Рождаемость у ненце выше чем у тувинцев на 8,8 ‰, а коэффициент смертности превышает тувинцев на 1,5 ‰. Следовательно и естественный прирост у ненцев, который у обеих национальностей положительный, выше на 7,3 ‰. Младенческая смертность у тувинцев выше чем у ненцев на 5,8 ‰. Большее количество женщин у тувинцев. Процент трудоспособного населения почти одинаков, разница в пользу ненцев составляет 2,9 %. Но процент детей утувинцев больше чем у ненцев на 6,7, следовательно и стариков меньше на 3,8 %. Это значит, что нация тувинцев более молодая. Жизнь ненцев длиннее почти на 2,5 года. Коэффициент брачности отличается всего на 0,3 ‰ в пользу тувинцев, но разводимость у ненцев значительно выше( на 3,2‰).
Вывод: обе национальности,
которые сравниваются, растут, и население
их становится моложе. И там, и там женщин
больше чем мужчин. Продолжительность
жизни средняя.
V.Приложения
Приложение №1.(Ненецкя сказка)
Ягодка
голубика
Жила однажды
девушка. Была она такая маленькая, что
могла легко спрятаться за кочку, за карликовую
березку. Потому прозвали ее Лынзермя.
Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме
и шила. Вдруг в чуме стало темно.
"Кто это уселся около дымового отверстия
и мешает свету проникать в чум?" - подумала
Лынзермя.
Подняла она голову и увидела белку.
- Уйди, белочка, ты загораживаешь мне свет,
шить темно,-сказала Лынзермя.
Но белка, вместо того чтобы послушаться,
стала бросать в девушку шишками.
Рассердилась Лынзермя и сказала:
- Белочка, если не перестанешь бросаться
шишками, я ударю тебя шестом.
Не слушает белка, продолжает бросаться
шишками. Взяла Лынзермя шест и ударила
им белку. Белка упала на землю. Стала Лынзермя
снимать с белки шкурку, сама приговаривает:
- Из этой части шкурки. я сошью рукавички.
Из этой части шкурки сошью палицу. Из
этой части шкурки сошью себе шапку.
Мясо белки она разложила по нартам.
Через некоторое время пришли в чум два
незнакомых человека. Лынзермя встала
со своего места, вышла на улицу и принесла
большой кусок беличьего мяса. Часть мяса
она сварила, часть приготовила для еды
в сыром виде.
- Видно, ты хорошая хозяйка,-говорят мужчины.-
Будь женой одного из нас.
Испугалась Лынзермя. Не знает она этих
мужчин. Как за чужого человека замуж идти,
в чужие места перекочевывать?
- Как же вы меня понесете? Во что посадите?
- Посадим тебя в рукавицу,-говорят мужчины.
- Пальцами меня там раздавите.
- Посадим тебя за пазуху.
- Шерсть от шубы ко мне там пристанет.
- В пимы тебя посадим.
- Растопчете меня в пимах.
- В шапку тебя посадим.
- Я задохнусь в шапке.
- Куда же тебя посадить?-спрашивают мужчины.
- Посадите меня в этот железный ящичек.
Посадили мужчины Лынзермя в железный
ящичек и понесли куда-то. Долго шли. По
дороге Лынзермя выскользнула тихонько
из ящика через отверстие в замке. Падая
зацепилась она за веточку и спряталась
под листиками. Сидит на веточке и плачет.
Как домой вернуться, не знает.
Пришли мужчины к себе домой, открыли ящичек.
Смотрят, нет там Лынзермя. Искали они
ее, искали,- нигде найти не могли.
А Лынзермя так плакала на веточке, что
вся посинела, совсем маленькая, круглая
стала. В ягодку превратилась девушка,
в ягодку голубику.
Не сразу найдешь ты ягодку голубику. Прячется
она за листочками. Боится, как бы не нашли
ее чужие люди.
Приложение № 2.
Ненецкий чум.
Приложение № 3.(Тувинская сказка)
Берёзовая девушка
Жили-были четыре брата. Младший на охоту ходил, два средних за скотом и добром присматривали, а старший брат из тайги дрова приносил.
Однажды зашел старший брат далеко в тайгу, смотрит – большая береза стоит. Срубил ее парень, хотел расколоть на дрова, да залюбовался белизной дерева. Вытесал он из березы куклу.
Связал вязанку дров, нагрузил на свои могучие плечи и отправился домой, прихватив с собой березовую куклу.
Увидел куклу второй брат и нарядил ее в свой праздничный халат. Третий брат поставил рядом с куклой еду и смочил ей губы парным молоком.
Сидит около юрты кукла-красавица, совсем как живая девушка. Пришел вечером с охоты младший брат Биче-оол и залюбовался березовой девушкой. Смотрел, смотрел на нее – не вытерпел и поцеловал ее в губы. И вдруг видит: ожила кукла, открыла глаза, засмеялась серебряным смехом и нежно обняла Биче-оола.
Увидели это братья и стали спорить.
Старший говорит:
– Это я ее вытесал из березы. Она моя. Второй брат говорит:
– Нет, моя. Я ее одел. Третий брат говорит:
– А я ее накормил.
Один только Биче-оол молчит, сидит рядом с девушкой и глаз с нее не сводит.
Долго спорили братья. Наконец старший брат предложил:
– Пусть девушка сама решит, кто для нее больше сделал. Кого она выберет, тот и будет ей мужем.
Подумала березовая девушка и говорит:
– Старший брат вытесал меня из березы. Он отец мне. Второй брат одел меня. Он мать мне. Третий брат накормил меня. Он брат мне. А Биче-оол оживил – приласкал меня, как жених невесту. Он должен быть мне мужем.
Подивились
братья мудрому ответу девушки и
согласились. Счастливо зажил Биче-оол
со своей женой. Говорят, они до сих
пор живут и не старятся.
Приложение №4.
Тувинцы в народных
костюмах.
Приложение №5.(Цыганская сказка)
Как цыган нужду-горе искал
Жили цыгане, и был у них единственный сын. Были эти цыгане богатыми и ни в чем нужды не знали.
Вырос сын и задумался над жизнью.
– Отец, мать, – спрашивает он у своих родителей, – живем мы богато, нужды и горя не знаем. А скажите мне, что такое нужда и горе?
– Да не нужно тебе этого знать, сынок! – сказал отец и ушел по своим цыганским делам. Видит сын, что от родителей ему ничего не добиться, и к бабушке пошел:
– Скажи, бабушка, что такое нужда и горе? А то столько лет живу я на свете и не знаю, что это такое.
– Нужда и горе, – отвечает ему бабушка, – это дело такое, цыганское. Вот, к примеру, пошел ты воровать, а тебя поймали, или заболел ты во время кочевья, или есть тебе нечего...
Вот это и есть нужда и горе.
Выслушал ее парень и говорит:
– Вот и хорошо. Пока отца с матерью нет, пойду-ка я по свету, на себе испытаю, что такое нужда и горе, а то живу я отцовской головой и ничего не ведаю. Пойду-ка я воровать.
Сказал и отправился. А у одного купца была хорошая лошадь. И решил парень эту лошадь украсть. Идет, а сам думает: «Если я украду эту лошадь, значит, счастливая у меня рука, а не повезет – узнаю, что такое горе!» Только он сломал замки в конюшне купца, как появился хозяин с ружьем и застрелил цыгана. Взял купец убитого цыгана, отнес его в лес и распял на цепях.
Как-то раз по этому лесу проезжал бедный цыган. Остановился он неподалеку от того места, где был распятый цыган, сделал палатку, костер разжег, сидит. Настала полночь.
Видит бедный цыган: идет по лесу человек, на цыгана похожий, и песню поет:
Как у батюшки я жил, Нужды-горюшка но знал, А сюда я попал – Нужду-горюшко узнал!
Пригляделся бедный цыган получше, прислушался к голосу и узнал в парне сына богатого цыгана. Стал бедный цыган звать парня, а тот к огню не подходит. Известное дело, что мертвецы огня боятся, да только не знал бедный цыган, что того парня убили.
«Может быть, обознался я», – подумал бедный цыган.
Наутро отправился бедный цыган дальше. Заехал он к родителям убитого парня и спрашивает:
– Где ваш сын?
– Не знаем, – отвечают те, – вот уже месяц прошел, как его нет. Мы уезжали, а он без нас пошел горе-нужду искать и с той поры пропал.
– Видел я в лесу одного цыгана, очень уж он на вашего сына похож, да только, сколько я ни звал его, он не откликался.
– Где ты его видал? – спрашивают родители.
– В лесу, там-то и там-то...
Не поверили родители бедному цыгану, а тот говорит; – Не верите мне – поехали вместе, сами увидите. Согласились родители. Поехали втроем: отец, дядя и бедный цыган. Подъехали к тому месту, где накануне бедный цыган парня видел, развели костер, сидят. В двенадцать часов раздается песня в лесу:
Как у батюшки я жил, Нужды-горюшка не знал, А сюда я попал – Нужду-горюшко узнал!
Узнал отец своего сына сразу, да сколько ни кричал, сколько ни пытались его поймать – бесполезно. Понял отец, что мертв его сын и что чудится он, неотпетый.
– Надо утра ждать, – сказал отец остальным цыганам, – до утра мы его все равно не возьмем, а как третьи петухи пропоют, он исчезнет. Мы тогда пойдем и постараемся найти его тело.
Настало утро. Отправились цыгане на поиски. Долго бродили они по лесу, пока не наткнулись на распятого на цепях парня. Положили цыгане его на телегу и привезли домой. Пролили отец и мать горькие слезы над убитым сыном и решили хоть память о нем людям оставить. Выстроили они часовню из чистого золота, а гроб с телом сына повесили в ней на золотых цепях. Жалко было отцу с матерью расставаться с сыном, поэтому не стали они отпевать его душу.
С той поры, как только ночь наступала, приходил сын домой и разговаривал с родителями, а с третьими петухами обратно в часовню возвращался.
Узнал отец, что у одних цыган есть очень красивая девушка, и ему захотелось женить сына на ней.
Да только как мертвого женить? Днем-то он в гробу лежит, а ночью те цыгане спят. Думали, думали и решили родители пойти ночью сватать. Обрядились они, как сваты, вплели в конские гривы ленты, дрэвца взяли, прикрепили сотенные билеты к ним, золотые ожерелья навесили – все по обряду. Отправились.
Пришлось разбудить тех цыган. Удивились цыгане, что сваты ночью приехали.
– Что за жених у вас такой, что не мог днем прийти? – спрашивают они.
– Наш сын – большой барин, у него, почитай, сотни лошадей, забот и хлопот хватает: и за лошадьми надо следить, и на ярмарку ездить менять – короче сказать, дел полно.
Так что, хотите или нет, коли рады жениху, то свадьбу ночью придется делать.
Понравился девушке парень, и согласилась она стать его женой. Нечего делать, пришлось родителям невесты ночью свадьбу играть.
Отгуляли свадьбу, и стали молодые жить. Только странная у них была жизнь: днем жена мужа не видала, перед рассветом прощался он с ней, говорил, что по делам уходит, а как полночь наступала – возвращался.
Проходит год. Как-то раз собрались родители парня по делам купеческим. Позвали они невестку. Мать ей и говорит:
– Вот тебе ключи от всех комнат, от всех амбаров, от всех кладовых и от всех сундуков. Мало ли что понадобится тебе. Бери, что хочешь, открывай любую дверь, любой замок. Но только видишь: вот маленький ключик. Этим ключиком ничего не открывай. Иначе беда будет.
Сказали так родители и уехали.
Одолело тут девушку любопытство.
«Как же так, – думает она. – Почему это все замки можно открывать, а этим ключом ничего нельзя?» Стала она искать, что это за дверь такая, которая открывается маленьким ключом. Обошла она все амбары, все замки перепробовала, и ни к одному не подходил этот маленький ключ.
Стала она тогда по округе бродить, зашла в лес и вдруг видит: золотая часовня стоит, а на часовне маленький замочек висит. Вставила девушка ключик в замок – часовня открылась. Вошла цыганка внутрь и видит: под потолком гроб висит на золотых цепях, а к нему лестница приставлена. Полезла цыганка по лестнице, заглянула в гроб и остолбенела: в гробу муж ее лежит мертвее мертвого. Поняла тогда все цыганка: почему ночью сваты приезжали, почему свадьбу ночью делали, почему муж только ночью к ней приходил, а днем она его не видела.
Спустилась цыганка с лестницы, заперла часовню и домой пришла. Возвращаются свекор со свекровью. Ничего не сказала им невестка.
Информация о работе Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)