Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.

Содержание

I.Ненцы 3
II.Тувинцы 7
III.Цыгане 11
IV.Таблица 19
V.Приложения 20
Список используемых источников 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 535.50 Кб (Скачать)
 

Самая большая  численность среди выбранных мной народов у тувинцев, на втором месте цыгане, на третьем ненцы. Рождаемость у ненце выше чем у тувинцев на 8,8 ‰, а коэффициент смертности превышает тувинцев на 1,5 ‰. Следовательно и естественный прирост у ненцев, который у обеих национальностей положительный, выше на 7,3 ‰. Младенческая смертность у тувинцев выше чем у ненцев на 5,8 ‰. Большее количество женщин у тувинцев. Процент трудоспособного населения почти одинаков, разница в пользу ненцев составляет  2,9 %. Но процент детей утувинцев больше чем у ненцев на 6,7, следовательно и  стариков меньше на 3,8 %. Это значит, что нация тувинцев более молодая. Жизнь ненцев длиннее почти на 2,5 года. Коэффициент брачности отличается всего на 0,3 ‰  в  пользу тувинцев, но разводимость у ненцев значительно выше( на 3,2‰).

Вывод: обе национальности, которые сравниваются, растут, и население их становится моложе. И там, и там женщин больше чем мужчин. Продолжительность жизни средняя. 
 

V.Приложения 

Приложение  №1.(Ненецкя сказка)

Ягодка  голубика 

Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя. 
Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме и шила. Вдруг в чуме стало темно. 
"Кто это уселся около дымового отверстия и мешает свету проникать в чум?" - подумала Лынзермя. 
Подняла она голову и увидела белку. 
- Уйди, белочка, ты загораживаешь мне свет, шить темно,-сказала Лынзермя. 
Но белка, вместо того чтобы послушаться, стала бросать в девушку шишками. 
Рассердилась Лынзермя и сказала: 
- Белочка, если не перестанешь бросаться шишками, я ударю тебя шестом. 
Не слушает белка, продолжает бросаться шишками. Взяла Лынзермя шест и ударила им белку. Белка упала на землю. Стала Лынзермя снимать с белки шкурку, сама приговаривает: 
- Из этой части шкурки. я сошью рукавички. Из этой части шкурки сошью палицу. Из этой части шкурки сошью себе шапку. 
Мясо белки она разложила по нартам. 
Через некоторое время пришли в чум два незнакомых человека. Лынзермя встала со своего места, вышла на улицу и принесла большой кусок беличьего мяса. Часть мяса она сварила, часть приготовила для еды в сыром виде. 
- Видно, ты хорошая хозяйка,-говорят мужчины.- Будь женой одного из нас. 
Испугалась Лынзермя. Не знает она этих мужчин. Как за чужого человека замуж идти, в чужие места перекочевывать? 
- Как же вы меня понесете? Во что посадите? 
- Посадим тебя в рукавицу,-говорят мужчины. 
- Пальцами меня там раздавите. 
- Посадим тебя за пазуху. 
- Шерсть от шубы ко мне там пристанет. 
- В пимы тебя посадим. 
- Растопчете меня в пимах. 
- В шапку тебя посадим. 
- Я задохнусь в шапке. 
- Куда же тебя посадить?-спрашивают мужчины. 
- Посадите меня в этот железный ящичек. 
Посадили мужчины Лынзермя в железный ящичек и понесли куда-то. Долго шли. По дороге Лынзермя выскользнула тихонько из ящика через отверстие в замке. Падая зацепилась она за веточку и спряталась под листиками. Сидит на веточке и плачет. Как домой вернуться, не знает. 
Пришли мужчины к себе домой, открыли ящичек. Смотрят, нет там Лынзермя. Искали они ее, искали,- нигде найти не могли. 
А Лынзермя так плакала на веточке, что вся посинела, совсем маленькая, круглая стала. В ягодку превратилась девушка, в ягодку голубику. 
Не сразу найдешь ты ягодку голубику. Прячется она за листочками. Боится, как бы не нашли ее чужие люди.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 2.

Ненецкий чум. 

Приложение  № 3.(Тувинская сказка)

Берёзовая девушка

     Жили-были четыре брата. Младший на охоту ходил, два средних за скотом и добром присматривали, а старший брат из тайги дрова приносил.

     Однажды зашел старший брат далеко в тайгу, смотрит – большая береза стоит. Срубил ее парень, хотел расколоть на дрова, да залюбовался белизной дерева. Вытесал он из березы куклу.

     Связал  вязанку дров, нагрузил на свои могучие  плечи и отправился домой, прихватив  с собой березовую куклу.

     Увидел  куклу второй брат и нарядил ее в свой праздничный халат. Третий брат поставил рядом с куклой еду  и смочил ей губы парным молоком.

     Сидит около юрты кукла-красавица, совсем как живая девушка. Пришел вечером  с охоты младший брат Биче-оол  и залюбовался березовой девушкой. Смотрел, смотрел на нее – не вытерпел и поцеловал ее в губы. И вдруг видит: ожила кукла, открыла глаза, засмеялась серебряным смехом и нежно обняла Биче-оола.

     Увидели это братья и стали спорить.

     Старший говорит:

     – Это я ее вытесал из березы. Она моя. Второй брат говорит:

     – Нет, моя. Я ее одел. Третий брат говорит:

     – А я ее накормил.

     Один  только Биче-оол молчит, сидит рядом  с девушкой и глаз с нее не сводит.

     Долго спорили братья. Наконец старший  брат предложил:

     – Пусть девушка сама решит, кто для нее больше сделал. Кого она выберет, тот и будет ей мужем.

     Подумала  березовая девушка и говорит:

     – Старший брат вытесал меня из березы. Он отец мне. Второй брат одел меня. Он мать мне. Третий брат накормил меня. Он брат мне. А Биче-оол оживил – приласкал меня, как жених невесту. Он должен быть мне мужем.

     Подивились  братья мудрому ответу девушки и  согласились. Счастливо зажил Биче-оол  со своей женой. Говорят, они до сих  пор живут и не старятся. 
 

Приложение  №4.

Тувинцы в народных костюмах. 

Приложение  №5.(Цыганская сказка)

Как цыган нужду-горе искал

   Жили  цыгане, и был у них единственный сын. Были эти цыгане богатыми и ни в чем нужды не знали.

   Вырос сын и задумался над жизнью.

   – Отец, мать, – спрашивает он у своих  родителей, – живем мы богато, нужды и горя не знаем. А скажите мне, что такое нужда и горе?

   – Да не нужно тебе этого знать, сынок! – сказал отец и ушел по своим  цыганским делам. Видит сын, что  от родителей ему ничего не добиться, и к бабушке пошел:

   – Скажи, бабушка, что такое нужда  и горе? А то столько лет живу я на свете и не знаю, что это такое.

   – Нужда и горе, – отвечает ему  бабушка, – это дело такое, цыганское. Вот, к примеру, пошел ты воровать, а тебя поймали, или заболел ты во время кочевья, или есть тебе нечего...

   Вот это и есть нужда и горе.

   Выслушал  ее парень и говорит:

   – Вот и хорошо. Пока отца с матерью  нет, пойду-ка я по свету, на себе испытаю, что такое нужда и горе, а  то живу я отцовской головой и  ничего не ведаю. Пойду-ка я воровать.

   Сказал  и отправился. А у одного купца  была хорошая лошадь. И решил парень эту лошадь украсть. Идет, а сам думает: «Если я украду эту лошадь, значит, счастливая у меня рука, а не повезет – узнаю, что такое горе!» Только он сломал замки в конюшне купца, как появился хозяин с ружьем и застрелил цыгана. Взял купец убитого цыгана, отнес его в лес и распял на цепях.

   Как-то раз по этому лесу проезжал бедный цыган. Остановился он неподалеку от того места, где был распятый цыган, сделал палатку, костер разжег, сидит. Настала полночь.

   Видит бедный цыган: идет по лесу человек, на цыгана похожий, и песню поет:

   Как у батюшки я жил, Нужды-горюшка  но знал, А сюда я попал – Нужду-горюшко  узнал!

   Пригляделся бедный цыган получше, прислушался  к голосу и узнал в парне  сына богатого цыгана. Стал бедный цыган  звать парня, а тот к огню не подходит. Известное дело, что мертвецы огня боятся, да только не знал бедный цыган, что того парня убили.

   «Может  быть, обознался я», – подумал  бедный цыган.

   Наутро  отправился бедный цыган дальше. Заехал он к родителям убитого парня  и спрашивает:

   – Где ваш сын?

   – Не знаем, – отвечают те, – вот  уже месяц прошел, как его нет. Мы уезжали, а он без нас пошел  горе-нужду искать и с той поры пропал.

   – Видел я в лесу одного цыгана, очень уж он на вашего сына похож, да только, сколько я ни звал его, он не откликался.

   – Где ты его видал? – спрашивают родители.

   – В лесу, там-то и там-то...

   Не  поверили родители бедному цыгану, а тот говорит; – Не верите мне  – поехали вместе, сами увидите. Согласились родители. Поехали втроем: отец, дядя и бедный цыган. Подъехали к тому месту, где накануне бедный цыган парня видел, развели костер, сидят. В двенадцать часов раздается песня в лесу:

   Как у батюшки я жил, Нужды-горюшка  не знал, А сюда я попал – Нужду-горюшко  узнал!

   Узнал отец своего сына сразу, да сколько  ни кричал, сколько ни пытались его поймать – бесполезно. Понял отец, что мертв его сын и что чудится он, неотпетый.

   – Надо утра ждать, – сказал отец остальным  цыганам, – до утра мы его все  равно не возьмем, а как третьи петухи пропоют, он исчезнет. Мы тогда пойдем и постараемся найти его тело.

   Настало утро. Отправились цыгане на поиски. Долго бродили они по лесу, пока не наткнулись на распятого на цепях  парня. Положили цыгане его на телегу и привезли домой. Пролили отец и  мать горькие слезы над убитым сыном и решили хоть память о нем людям оставить. Выстроили они часовню из чистого золота, а гроб с телом сына повесили в ней на золотых цепях. Жалко было отцу с матерью расставаться с сыном, поэтому не стали они отпевать его душу.

   С той поры, как только ночь наступала, приходил сын домой и разговаривал с родителями, а с третьими петухами обратно в часовню возвращался.

   Узнал отец, что у одних цыган есть очень красивая девушка, и ему  захотелось женить сына на ней.

   Да  только как мертвого женить? Днем-то он в гробу лежит, а ночью те цыгане спят. Думали, думали и решили родители пойти ночью сватать. Обрядились они, как сваты, вплели в конские гривы ленты, дрэвца взяли, прикрепили сотенные билеты к ним, золотые ожерелья навесили – все по обряду. Отправились.

   Пришлось  разбудить тех цыган. Удивились цыгане, что сваты ночью приехали.

   – Что за жених у вас такой, что  не мог днем прийти? – спрашивают они.

   – Наш сын – большой барин, у  него, почитай, сотни лошадей, забот  и хлопот хватает: и за лошадьми надо следить, и на ярмарку ездить менять – короче сказать, дел полно.

   Так что, хотите или нет, коли рады жениху, то свадьбу ночью придется делать.

   Понравился  девушке парень, и согласилась  она стать его женой. Нечего делать, пришлось родителям невесты ночью  свадьбу играть.

   Отгуляли свадьбу, и стали молодые жить. Только странная у них была жизнь: днем жена мужа не видала, перед рассветом прощался он с ней, говорил, что по делам уходит, а как полночь наступала – возвращался.

   Проходит  год. Как-то раз собрались родители парня по делам купеческим. Позвали они невестку. Мать ей и говорит:

   – Вот тебе ключи от всех комнат, от всех амбаров, от всех кладовых и от всех сундуков. Мало ли что понадобится  тебе. Бери, что хочешь, открывай любую  дверь, любой замок. Но только видишь: вот маленький ключик. Этим ключиком ничего не открывай. Иначе беда будет.

   Сказали так родители и уехали.

   Одолело тут девушку любопытство.

   «Как  же так, – думает она. – Почему это  все замки можно открывать, а  этим ключом ничего нельзя?» Стала  она искать, что это за дверь  такая, которая открывается маленьким ключом. Обошла она все амбары, все замки перепробовала, и ни к одному не подходил этот маленький ключ.

   Стала она тогда по округе бродить, зашла  в лес и вдруг видит: золотая  часовня стоит, а на часовне маленький  замочек висит. Вставила девушка ключик в замок – часовня открылась. Вошла цыганка внутрь и видит: под потолком гроб висит на золотых цепях, а к нему лестница приставлена. Полезла цыганка по лестнице, заглянула в гроб и остолбенела: в гробу муж ее лежит мертвее мертвого. Поняла тогда все цыганка: почему ночью сваты приезжали, почему свадьбу ночью делали, почему муж только ночью к ней приходил, а днем она его не видела.

   Спустилась  цыганка с лестницы, заперла часовню  и домой пришла. Возвращаются свекор со свекровью. Ничего не сказала им невестка.

Информация о работе Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)