Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.

Содержание

I.Ненцы 3
II.Тувинцы 7
III.Цыгане 11
IV.Таблица 19
V.Приложения 20
Список используемых источников 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

 Крещение ненцев практически не изменило их религиозных воззрений. Влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник, особо почитавшийся у русских на Севере. Ему нередко приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Некоторые христианские праздники (Пасха, Ильин день) стали праздноваться ненцами, однако им не придавалось значения, предписываемое православной церковью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Тувинцы

История названия и развития народа

История названия 
Тувинцы (устар. названия:сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы, таннутувинцы) — народ, основное население 
Тувы (Тывы). Самоназвание тувинцев — тыва. 

История развития

Древнейшие предки тувинцев — тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычнымисамодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. Многие особенности традиционной культуры тувинцев восходят к эпохе ранних кочевников, когда на территории современной Тувы и сопредельных районов Саяно-Алтая обитали сакские племена (VIIIIII века до н. э.). Их влияние прослеживается в материальной культуре (в формах утвари, одежды и особенно в декоративно-прикладном искусстве). В условиях экспансии хунну в конце I тыс. до н. э. в степные районы Тувы вторглись новые скотоводческие кочевые племена, в основной массе отличавшиеся от местного населения скифского времени, но близкие хунну Центральной Азии. К этому времени восходит много элементов традиционной материальной культуры тувинцев (например, формы деревянной утвари). Существенное влияние на этногенез тувинцев оказали тюркские племена, расселившиеся в тувинских степях. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз — Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров-завоевателей жили в западной Туве вплоть до XX века (возможно, к ним относятся некоторые родовые группы, ныне населяющие юго-восточную и северо-западную Туву). Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в IX веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В XIIIXIV веках в Туву переселилось несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением.

Под  воздействием монгольских племён сложился характерный и для современных тувинцев центрально-азиатский монголоидный расовый тип. В конце I тыс. н. э. в горно-таежную восточную часть Тувы — в Саяны (нынешний Тоджинский кожуун), заселенные ранее самодийскимикетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам. К XIX веку все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (Тыва) стал общим самоназванием всех тувинцев. С конца XVI века Тува находилась в составе монгольского государства алтынханов, просуществовавшего до 2-й половины XVII века. В середине XVIII века Тува была подчинена маньчжурской династией Китая, управлявшей Тувой до 1911. В этот период завершилось формирование тувинской народности.

В1914 Тува (русское название — Урянхайский край) была принята под протекторат России14 августа 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува. С 1926 она стала называться Тувинской Народной Республикой. 13 октября 1944 республика была присоединена к СССР и включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 — Республика Тува, с 1993 — Республика Тыва.

Численность

Численность тувинцев в Российской Федерации:1959 г. - 99,9 тыс. чел., 
1970 г. - 139,0 тыс. чел.,1979 г. - 165,4 тыс. чел.,1989 г. - 206,2 тыс. чел.  
Общая численность тувинцев в 1989 г. — 235 тыс. чел. Согласно переписи 2002 число тувинцев составило 243 442 чел. Вывод: численность народа постоянна увеличивается.
 

Половозрастная структура

По данным Ежегодного Статистического Справочника по России (2009 г.) среди тувинцев на 1000 мужчин приходится 1115 женщин. Население моложе трудоспособного возраста составляет 28,9%, трудоспособного- 61,7%, старше трудоспособного- 9,4%. На основании этого можно сделать вывод что доля детей гораздо больше чем доля стариков, следовательно население растет. 

Хозяйство и быт, духовная культура. 

Жилище

Основным жилищем  западных тувинцев служила юрта. Она  была круглой в плане, имела разборный, легко складываемый решетчатый остов  из деревянных планок, скрепляемых  кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, который служил одновременно и дымовым отверстием, и окном. Юрту покрывали войлочными полстями скрепляли шерстяными поясами. Дверь была либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, декорированный стежкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, с декорированной орнаментом передней стенкой, деревянная кровать и шкафчик для посуды. Правая часть юрты (по отношению к входу) считалась женской, а левая - мужской. Пол покрывают узорные стеганные войлочные коврики.

 Помимо юрты на западе Тувы жили и  в чумах, которых также покрывали  войлоком. Чумов было гораздо меньше, чем юрт, они были характерны лишь для бедняков.

 Традиционным жилищем для восточных  тувинцев-тоджинцев, которые занимались оленеводством, служил чум, покрытый в  летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой - полстями, сшитыми из лосиных шкур. В период перехода к оседлости тоджинцы сооружали постоянные чумы, крытые кусками лиственничной коры; в центральной и западной Туве получили распространение четырех-, пяти- и шестиугольные бревенчатые постройки. Кровля имела либо дарбазную конструкцию, либо была плоской.

 Западные тувинцы жили кочевыми общинными стойбищами - аал. Аальная  община, семейно-родственная группа кочевала совместно и вела общее хозяйство. В зимнее время один аал состоял из трех-пяти юрт (чумов). В летнее время аалы объединялись в более крупные соседские общины. 

 Одежда и обувь.

Традиционная  одежда и обувь у тувинцев изготовлялась  из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных  тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, шелк, а также плис - хлопчатобумажный бархат. Одежда подразделялась на весенне-летнюю и осенне-зимнюю. Она различалась и по назначению: повседневную, промысловую, культовую, праздничную и спортивную.

 Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерной чертой верхней одежды, халата, был ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Зимой носили длиннополые шубы с застежкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Летней одеждой служил длиннополый матерчатый халат. Полы, ворот, обшлага праздничной одежды обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали таким образом, чтобы швы образовывали ромбики, клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.

 Промысловая одежда была того же кроя, но более легкой и короткой. В  непогоду надевали дождевики либо из тонкого войлока, либо из сукна.

 Наиболее распространенным головным убором мужчин и женщин была овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею.  Своеобразными были женские свадебные головные уборы. Один из них состоял из округлой шапочки, прикрывавшей голову, и широкого платка, опускавшегося на спину и плечи. Существовала также специальная свадебная накидка на голову и плечи.

 Обувь носили в основном двух типов: кадыг идик и чымчак идик. Кадыг  идик имели характерный загнутый, заостренный мыс и многослойную войлочно-кожанную подошву. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги декорировали цветными аппликациями. Чымчак идик, мягкие сапоги, имел мягкую подошву без загиба мыса, голенища были из обработанной кожи домашней козы. Зимой носили в сапогах чулки (ук) с вшитыми подошвами.  

   Женщины украшали себя серебряными орнаментированными чеканкой перстнями, кольцами, серьгами, браслетами, а также накосными украшениями в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, к ней подвешивалось 3-5 ниток бус и черные пучки нитей. Замужние женщины носили две косы, молодые девушки - одну. Как и женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю часть головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу. 

Ведение хозяйства

Основным видом хозяйственной деятельности тувинцев являлось кочевое скотоводство, качестве подсобной отрасли хозяйства в ограниченных размерах практиковалось также и земледелие. 
Тувинцы степных районов разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, коз и верблюдов. 
У тувинцев-тоджинцев северных и северо-восточных лесных районов Тувы преобладающими отраслями хозяйства были охота и связанное о ней верховое оленеводство. Оленеводство северо-восточных районов Тувы также имело пастбищный характер. Тувинцы-тоджинцы практиковали дойку оленей, для этого они привязывали молодняк на день около жилища, и оленухи сами приходили из стада к телятам.

Основной земледельческой культурой тувинцев было просо, которое высеивали недалеко от последней зимней стоянки. Земледельческие участки обрабатывались обычно в течение трех-четырех лет, затем их оставляли и переходили на другой, некогда заброшенный. Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы.  
Охота в основном имела промысловый характер: били белку, соболя, горностая. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели. Рыболовство являлось важным подспорьем, главным образом, в хозяйства лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой.. Большое значение жителями тайги придавалось сбору корней и клубней дикорастущих растений, особенно кандыка и сараны.  
Хозяйство тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком. Араты сами изготовляли кожаную и деревянную утварь, необходимую в производственной деятельности и в быту. Обработка шерсти, катание войлоков, выделка шкур были неотъемлемой частью всего комплекса домашних занятий арата. С домашними промыслами сближалось и кузнечное дело. Тувинские кузнецы обслуживали потребности кочевого хозяйства в мелких изделиях из железа. Они практически не выделялись из скотоводческих общин и вели такой же кочевой образ жизни, как и другие скотоводы.
 

 Духовная культура   

Культура тувинцев богато представлена традиционными  народными праздниками (новогодний - Шагаа, свадебный цикл, рождение ребенка, стрижка волос и т. д.), которые сопровождались национальной борьбой - хуреш, конными скачками, стрельбой из лука, различными играми. Музыкальное народное творчество представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое пение – хоомей.  

Информация о работе Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)