Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, реферат
В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.
I.Ненцы 3
II.Тувинцы 7
III.Цыгане 11
IV.Таблица 19
V.Приложения 20
Список используемых источников 26
Государственный университет управления
Институт государственного управления и права
Кафедра государственного и муниципального управления
Реферат
по курсу «Демография»
на тему
«Национальный состав населения
РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)».
Работу выполнила
Студентка д/о гр. 1-2
Колодочка
Ульяна
Руководитель к. э. н., доцент
Соколова
С. В.
Москва 2011г.
Содержание
I.Ненцы
История названия и развития народа
История
названия
Не́нцы (устаревшее — самоеды,
История развития
В административном
отношении ненцы расселены в
пределах Ненецкого автономного
округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого
и Ханты-Мансийского автономных
округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило
на себя внимание ученых еще в середине
XIX века. Тогда финский исследователь М.
Кастрен выдвинул теорию южного происхождения
ненцев и других северных самодийских
народов. Их прародиной он считал северные
отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав
ненцев вошли также и представители местного
арктического населения, жившего на севере
Западной Сибири в прошлом.
Во II—IV веках н.э. южно-сибирская лесостепь
испытала сильное давление со стороны
мощного союза кочевников-гуннов. Под
их натиском часть самодийцев продвинулась
на север. На севере алтайские переселенцы
первой волны приняли наиболее значимое
участие в формировании ненцев. Переселение
на север шло, очевидно, по правым притокам
Оби. Предки самодийцев, пришедшие в северную
тундру, застали здесь древнее аборигенное
население. Оно было ими ассимилировано
и вошло в состав будущих самодийских
народов. Сами ненцы называли этих аборигенов
сихиртя, они промышляли рыбалкой и охотой
на морского и сухопутного зверя. В ненецких
сказаниях сихиртя предстают людьми маленького
роста. После прихода ненцев они якобы
ушли под землю. В формировании ненцев
приняли участие в основном два компонента:
южно-сибирский—самодийский и местный—аборигенный.
В результате их взаимодействия сформировались
две фратрии ненцев. Одна восходит к самодийцам—Харючи,
а другая к аборигенам — Вануйта.
Очевидно, самодийцы не могли заключать
браки друг с другом. Поэтому, оказавшись
в Приполярье, стали вступать в браки с
аборигенами. Такая ситуация привела к
быстрой ассимиляции последних, которые
были малочисленнее пришельцев.
Первые достоверные сведения по родовому
составу обдорских ненцев, куда входили
и ненцы Ямала, содержатся в «Книге обдорской
самоеди» 1695 года. В то время наблюдалось
расщепление первоначальных родов на
более мелкие. Этот процесс продолжался
и в XVIII веке.
К XIX веку основные
родовые подразделения
С XV века все более активно развивались
торговые контакты. Русские торговые люди
появлялись на самодийских землях, выменивая
пушнину. Часть русских оставалась зимовать
в Зауралье и жила по соседству с самоедами,
используя их приемы охоты, практичную
одежду.
После присоединения Сибири к России в
результате походов Ермака начался новый
этап в истории взаимоотношений русских
и ненцев. В 1595 году был построен Обдорский
острог. Он открыл русским купцам и царскому
правительству пути в сибирскую тундру
от Ямала до Таза. С этого времени территория
расселения ненцев вошла в Российское
государство.
По переписи
1897 г. учтены вмести с другими самодийскими
народами, 1926 — 16.4 тыс., 1959 — 23.0 тыс., 1970
— 28.7 тыс., 1979 — 29.4 тыс., 1989 — 34.4 тыс. В результате переписи 2002 года
общая численность составила 41.302
чел. Можно сделать вывод что численность
ненцев постоянно растет.
Половозрастная структура
По данным Ежегодного
Статистического Справочника по России
(2009 г.) среди ненцев на 1000 мужчин приходится
1059 женщин. Население моложе трудоспособного
возраста составляет 22,2%, трудоспособного-
64,6%, старше трудоспособного- 13,2%. На основании
этого можно сделать вывод что доля детей
больше чем доля стариков, следовательно
население растет.
Хозяйство и быт, духовная культура.
Жилище
Основным типом старого
Одежда и обувь.
Мужской верхней
одеждой у всех групп ненцев
была малица - глухая одежда и
пришитым капюшоном. Шилась
Обувью служили торбаса или пимы - высокие меховые сапоги из камуса с подошвами из "щеток" (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Летом и осенью мужчины носили пимы из нерпичьей шкуры или обычные, но уже поношенные. Летней одеждой служили старые малицы или суконные совики. Специальной летней одежды не было.
Женской одеждой являлась ягушка. Шилась из оленьего меха в виде двойной распашной шубы, мехом наружу или внутрь. Ягушка имела низкий воротник из оленьего или песцового меха и пришивными рукавицами. Летней одеждой служила аналогичная одежда из сукна. Женской верхней одеждой являлась шуба (паны) - распашная, длинная, широкая, прямоспинная, двойная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Верх и подклад шубы делали из оленьего меха; к рукавам пришивали рукавицы. Шубу орнаментировали полосками узоров, выполненных меховой мазаикой. Подол шубы оторачивали широкой полосой короткошерстного оленьего меха. Подобной К воротнику пришивали опушку из собачьего или песцового меха.
Мужчины чаще всего постригали волосы
в кружок, реже отращивали и заплетали
их в две косички. Женщины расчесывали
волосы на прямой пробор и заплетали
их в две косы, иногда удлиненные
ложными косами из полосок цветного сукна
и шерстяных шнурков с прикрепленными
к ним медными звенящими украшениями.
У женщин было распространено расшитое
бисером налобное украшение (судыр), с
подвешенными к нему металлическими цепочками.
Ведение хозяйства
Основная отрасль - охота на дикого оленя , сочетавшаяся с рыболовством, промыслом лося, мелкого зверя и дичи, а также транспортным оленеводством.
Оленеводство давало ненцам мясо, сало и кровь для питания; шкуры и кожу для одежды, обуви и покрышек для зимних чумов; сухожилия для ниток и плетения веревок; рога для различных поделок и инструментов. Стадо в 70 - 100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым.
Охота была и остается одним из важнейших занятий ненцев. Основными объектами охоты, помимо дикого оленя, были песец, лисица, заяц, горностай. Изредка промышляли росомаху, бобра, выдру, волка, белого и бурого медведя. Охотничьим оружием до конца XIX в. бытовал сложный клееный лук, длиной 1,5 - 2 м. Оперенные стрелы снабжались костяными и железными наконечниками разных типов.
Охота на морского зверя была распространена
по всему побережью и в устьях больших
рек. Основными объектами охоты являлись
нерпа и морской заяц, второстепенными
- белуха, тюлень и морж. В старину морского
зверя промышляли только гарпуном. Уже
с XIX в. охота производилась с помощью ружья.
Духовная культура
Мир, по мнению ненцев, был создан птицей гагарой. Она достала из-под воды ком земли, который постепенно превратился в земную поверхность с ее многочисленными горами, лесами, реками и озерами. Землю ненцы представляют в виде нескольких слоев. Выше земли, где обитают люди, расположены семь небес. Они составляют единое целое и поворачиваются над землей вместе с луной и солнцем.
Небо имеет выпуклую форму. Краями оно упирается в землю, напоминая опрокинутую чашу. На небесах живут люди, владеющие оленями. Когда идет дождь, то причина его появления объясняется ненцами легко. На нижнем небе тает снег, и он, естественно, стекает на землю. Земля представляется ненцам плоской. Немного взгорбленной посередине. Там находятся горы, с них текут реки. Вся Земля окружена морем.
В религиозных представлениях ненцев
сохранились пережитки
Умилостивление духов и божеств совершалось
с помощью жертв, приносимых непосредственно
духам, (например, водяному хозяину жертва
опускалась в воду) или их изображениям
из дерева и камня, водружаемых в определенных
урочищах.
Шаманство. Значительную роль у ненцев играло шаманство. Однако магические действия мог производить не только шаман. Шаман считался избранником духов. Функции шаманов были весьма разнообразны: лечение больных, предсказание будущего, помощь в промысле, похороны и проводы души покойного. У ненцев в зависимости от выполняемых функций существовали различные категории шаманов. Шаманы взимали плату за камлание. Размеры платы колебались от пары рукавиц или оленьей шкуры до нескольких оленей. С помощью бубна шаман вызывал духов-помошников, и они, передав Нуму вопросы шамана, сообщали ответы.
Среди ненцев было распространено почитание разных животных, особенно медведя. Существовали даже особые правила пережевывания медвежьего мяса. Волк считался одним из воплощений злого духа (нгылека). Настоящее его название - сармик - почти никогда не произносили вслух. Почитались некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Большим почетом пользовался олень, считавшийся воплощением чистоты. В каждом хозяйстве были особые священные олени. Обычно избирались олени белой масти, на боках которых выстригался знак солнца или изображения духов. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали. Уши и рога, посвященных оленей украшали красными ровдужными лентами.
Информация о работе Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)