Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.

Содержание

I.Ненцы 3
II.Тувинцы 7
III.Цыгане 11
IV.Таблица 19
V.Приложения 20
Список используемых источников 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

Государственный университет управления

Институт  государственного управления и права

Кафедра государственного и муниципального управления

Реферат

по курсу  «Демография»

на тему «Национальный состав населения  РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила

Студентка д/о гр. 1-2

Колодочка Ульяна 

Руководитель  к. э. н., доцент

Соколова  С. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г.

Содержание

 

I.Ненцы

История названия и развития народа

История названия 
Не́нцы (устаревшее — самоедыюраки) —
самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Самоназвание ненць — "человек". 

История развития

В административном отношении ненцы расселены в  пределах Ненецкого автономного  округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого  и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края. 
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом. 
Во II—IV веках н.э. южно-сибирская лесостепь испытала сильное давление со стороны мощного союза кочевников-гуннов. Под их натиском часть самодийцев продвинулась на север. На севере алтайские переселенцы первой волны приняли наиболее значимое участие в формировании ненцев. Переселение на север шло, очевидно, по правым притокам Оби. Предки самодийцев, пришедшие в северную тундру, застали здесь древнее аборигенное население. Оно было ими ассимилировано и вошло в состав будущих самодийских народов. Сами ненцы называли этих аборигенов сихиртя, они промышляли рыбалкой и охотой на морского и сухопутного зверя. В ненецких сказаниях сихиртя предстают людьми маленького роста. После прихода ненцев они якобы ушли под землю. В формировании ненцев приняли участие в основном два компонента: южно-сибирский—самодийский и местный—аборигенный. В результате их взаимодействия сформировались две фратрии ненцев. Одна восходит к самодийцам—Харючи, а другая к аборигенам — Вануйта. 
Очевидно, самодийцы не могли заключать браки друг с другом. Поэтому, оказавшись в Приполярье, стали вступать в браки с аборигенами. Такая ситуация привела к быстрой ассимиляции последних, которые были малочисленнее пришельцев. 
Первые достоверные сведения по родовому составу обдорских ненцев, куда входили и ненцы Ямала, содержатся в «Книге обдорской самоеди» 1695 года. В то время наблюдалось расщепление первоначальных родов на более мелкие. Этот процесс продолжался и в XVIII веке.

К XIX веку основные родовые подразделения стабилизировались, по крайней мере внешне. Перепись 1816 года дает следующие роды самоедов Каменной стороны: Харючи, Езынги, Вануйта, Нгано Харючи, Яптик. Подобная структура сохраняется и в переписях 1851 и 1858 годов. Помимо родового деления, две последние переписи учитывали и «ватаги», на них  делились роды во главе со старшинами. Эти «ватаги» представляли большие патриархальные семьи или группы семей. По мере естественного разрастания эти семьи превращались в малые роды с запретами браков внутри. Ненцы такие малые роды называли еркар. Завершилось их становление в 90-е годы XIX века. В свою очередь малые роды делились на семьи. Г. Вербов в 30-х годах XX века зафиксировал на Ямале следующие малые роды, давшие начало современным фамилиям: Вануйта, Езынги, Ламдо, Лапсуй, Нгандер, Тэма, Хороля. Таким образом, дробление малых родов на большие семьи и фамилии продолжалось практически до последнего времени. В сферу русского влияния территория попала, видимо, еще до окончательного формирования ненецкого народа. В старинных русских документах ненцы и другие самодийские народы обозначались общим термином самоядь (самоеды). Первое письменное упоминание о них содержится в «Повести временных лет» (XI в.), где приводится рассказ новгородца Гюряты Роговича, пославшего своего слугу через Печору в Югорскую землю. Видимо, новгородцам в то время были хорошо известны пути за Урал, следовательно, походы их начались еще раньше. А уже во второй половине XI века зауральские племена считались, хотя и формально, данниками Великого Новгорода.  
С XV века все более активно развивались торговые контакты. Русские торговые люди появлялись на самодийских землях, выменивая пушнину. Часть русских оставалась зимовать в Зауралье и жила по соседству с самоедами, используя их приемы охоты, практичную одежду. 
После присоединения Сибири к России в результате походов Ермака начался новый этап в истории взаимоотношений русских и ненцев. В 1595 году был построен Обдорский острог. Он открыл русским купцам и царскому правительству пути в сибирскую тундру от Ямала до Таза. С этого времени территория расселения ненцев вошла в Российское государство. 

Численность

По переписи 1897 г. учтены вмести с другими самодийскими народами, 1926 — 16.4 тыс., 1959 — 23.0 тыс., 1970 — 28.7 тыс., 1979 — 29.4 тыс., 1989 — 34.4 тыс. В результате переписи 2002 года общая численность составила 41.302 чел. Можно сделать вывод что численность ненцев постоянно растет.  

Половозрастная структура

По данным Ежегодного Статистического Справочника по России (2009 г.) среди ненцев на 1000 мужчин приходится 1059 женщин. Население моложе трудоспособного возраста составляет 22,2%, трудоспособного- 64,6%, старше трудоспособного- 13,2%. На основании этого можно сделать вывод что доля детей больше чем доля стариков, следовательно население растет. 

Хозяйство и быт, духовная культура. 

Жилище

 Основным типом старого ненецкого  жилища является конический чум . Чум  сооружался из 30 - 50 шестов, покрывался двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих  шкур с подстриженной шерстью. Внутренние покрышки клали шерстью внутрь чума, верхние - шерстью наружу. Летом чум покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.  Очаг находился в центре чума на железном листе. По диаметру чума на высоте 1,5 м. подвешивали две жерди, на них укладывались короткие поперечины, к которым на крюках подвешивались котлы и чайники. По обеим сторонам очага укладывались 1 - 4 доски, служившие полом. Место по обе стороны очага - слева и справа - составляло жилую и спальную часть жилища. Противоположная от входа часть жилища считалась "чистым" местом. Там хранились домашние святыни, посуда и некоторые продукты.  Размеры чумов были различны. Богатые хозяйства ставили большие, постоянно подновляемые чумы. Летние берестяные покрышки могли использовать так же только зажиточные хозяева, которые имели возможность выменивать у таежного населения нужную для летних покрышек бересту.  Чум полностью перевозился при перекочевках. Установка и разборка чумов производилась женщинами, мужчины помогали только при плохой погоде. 

 Одежда и обувь.

 Мужской верхней  одеждой у всех групп ненцев  была малица - глухая одежда и  пришитым капюшоном. Шилась преимущественно  из шкур молодых оленей. Малицу  делали из двух шкур мехом  внутрь; она представляла собой  длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую полосу, пришитую по подолу, делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивали камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одевалась через голову.  Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий от сырости и грязи. Малица носилась на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени, шились из ровдуги. В середине XIX в. в обиход вошли покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти полностью вытеснившие ровдужные.  В сильные холода и при снегопаде поверх одевался совик. Эта одежда шилась мехом наружу и отличалась по покрою от малицы.

 Обувью служили торбаса или  пимы - высокие меховые сапоги из камуса с подошвами из "щеток" (шкура между большим и малым  копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Летом и осенью мужчины носили пимы из нерпичьей шкуры или обычные, но уже поношенные. Летней одеждой служили старые малицы или суконные совики. Специальной летней одежды не было.

 Женской одеждой являлась ягушка. Шилась из оленьего меха в виде двойной распашной шубы, мехом наружу или внутрь. Ягушка имела низкий воротник из оленьего или песцового меха и пришивными рукавицами. Летней одеждой служила аналогичная одежда из сукна.  Женской верхней одеждой являлась шуба (паны) - распашная, длинная, широкая, прямоспинная, двойная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами. Верх и подклад шубы делали из оленьего меха; к рукавам пришивали рукавицы.  Шубу орнаментировали полосками узоров, выполненных меховой мазаикой. Подол шубы оторачивали широкой полосой короткошерстного оленьего меха. Подобной К воротнику пришивали опушку из собачьего или песцового меха.

   Мужчины чаще всего постригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали  их в две косички. Женщины расчесывали  волосы на прямой пробор и заплетали  их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение (судыр), с подвешенными к нему металлическими цепочками. 

Ведение хозяйства

Основная отрасль - охота на дикого оленя , сочетавшаяся с рыболовством, промыслом лося, мелкого зверя и дичи, а также транспортным оленеводством.

    Оленеводство давало ненцам мясо, сало и кровь для питания; шкуры и кожу для одежды, обуви и покрышек для зимних чумов; сухожилия для ниток и плетения веревок; рога для различных поделок и инструментов. Стадо в 70 - 100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым.

Охота была и остается одним из важнейших  занятий ненцев. Основными объектами  охоты, помимо дикого оленя, были песец, лисица, заяц, горностай. Изредка промышляли росомаху, бобра, выдру, волка, белого и бурого медведя.  Охотничьим оружием до конца XIX в. бытовал сложный клееный лук, длиной 1,5 - 2 м. Оперенные стрелы снабжались костяными и железными наконечниками разных типов.  

   Охота на морского зверя была распространена по всему побережью и в устьях больших рек. Основными объектами охоты являлись нерпа и морской заяц, второстепенными - белуха, тюлень и морж. В старину морского зверя промышляли только гарпуном. Уже с XIX в. охота производилась с помощью ружья. 

Духовная  культура  

Мир, по мнению ненцев, был создан птицей гагарой. Она достала из-под воды ком земли, который постепенно превратился в земную поверхность с ее многочисленными горами, лесами, реками и озерами. Землю ненцы представляют в виде нескольких слоев. Выше земли, где обитают люди, расположены семь небес. Они составляют единое целое и поворачиваются над землей вместе с луной и солнцем.

Небо имеет  выпуклую форму. Краями оно упирается  в землю, напоминая опрокинутую  чашу. На небесах живут люди, владеющие  оленями. Когда идет дождь, то причина  его появления объясняется ненцами легко. На нижнем небе тает снег, и он, естественно, стекает на землю. Земля представляется ненцам плоской. Немного взгорбленной посередине. Там находятся горы, с них текут реки. Вся Земля окружена морем.

 В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимистического мировоззрения. Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели в представлении ненцев своих духов-"хозяев". Верховное божество -Нум, от которого зависело и благополучие людей. Сын Нума, божество Нга, считалось злым богом болезней и смерти. Нум помогал людям только в случае обращения к нему с просьбами о защите. Эти просьбы и ответы на них передавали небесные духи (тадебцю), общаться с которыми могли только шаманы. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя - "мать земля", которая помогала людям, особенно покровительствовала женщинам.

 Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертв, приносимых непосредственно духам, (например, водяному хозяину жертва опускалась в воду) или их изображениям из дерева и камня, водружаемых в определенных урочищах.  

 Шаманство. Значительную роль у ненцев играло шаманство. Однако магические действия мог производить не только шаман.  Шаман считался избранником духов. Функции шаманов были весьма разнообразны: лечение больных, предсказание будущего, помощь в промысле, похороны и проводы души покойного. У ненцев в зависимости от выполняемых функций существовали различные категории шаманов.  Шаманы взимали плату за камлание. Размеры платы колебались от пары рукавиц или оленьей шкуры до нескольких оленей. С помощью бубна шаман вызывал духов-помошников, и они, передав Нуму вопросы шамана, сообщали ответы.

 Среди ненцев было распространено почитание  разных животных, особенно медведя. Существовали даже особые правила пережевывания медвежьего мяса. Волк считался одним из воплощений злого духа (нгылека). Настоящее его название - сармик - почти никогда не произносили вслух. Почитались некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Большим почетом пользовался олень, считавшийся воплощением чистоты. В каждом хозяйстве были особые священные олени. Обычно избирались олени белой масти, на боках которых выстригался знак солнца или изображения духов. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали. Уши и рога, посвященных оленей украшали красными ровдужными лентами.

Информация о работе Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)