Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, реферат
В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.
I.Ненцы 3
II.Тувинцы 7
III.Цыгане 11
IV.Таблица 19
V.Приложения 20
Список используемых источников 26
Из музыкальных инструментов наиболее распространенными были губной варган (хомус) - железный и деревянный. Были распространены смычковые инструменты - игил и бызаанчы.
Развито устное народное творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы, поговорки.
В верованиях тувинцев сохраняются остатки древнего семейно-родового культа, который проявляется главным образом в почитании домашнего очага. У тувинцев сохранился шаманизм. Для шаманистких представлений характерно трехчастное деление мира. поклонение горам. В настоящее время имеет место шаманизм с элементами буддизма, так называемый неошаманизм. И, в отличие от традиционного шаманизма с камланием с бубном, который также сохраняется и по сегодняшний день, этот вид шаманизма связан с чтением сутр. До недавнего времени сохранялись отдельные черты промыслового культа, в частности проведение у восточных тувинцев «медвежьего праздника».
Тува в течение длительного
времени находилась в сфере влияния
монгольской культуры. Через Монголию
пришла в Туву не только письменность,
но и философские и религиозные
учения Востока, в частности, буддизм
в ламаистской форме. В период существования
Тувинской народной республики ламаизм
преследовался. Были уничтожены 26 монастырей
(хурээ), служители культа были репрессированы.
В настоящее время вновь создаются ламаистские
монастыри, готовятся монахи-ламы в буддийских
центрах.
III.Цыгане
История названия и развития народа
История названия
Цыга́не — одно
из самых многочисленных этнических меньшинств
в Европе, слой этнического населения
общего индийского происхождения. Распространенное
самоназвание — ром, рома(человек, люди). Происхождение
названия «цыгане» как экзонима (то есть
со стороны окружающего населения) условно
возводится к XI веку (вероятно от греческого
ανέγγιχτο «неприкасаемый»).
История развития
Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы явились основным «потоком» мигрантов из Индии. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х гг. XX века крупным индологом-лингвистом Р. Л. Тернером, и которые разделяют современные учёные, в частности, лингвисты-ромологи Я. Матрас и Я. Хэнкок, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э.) мигрировали в Северный Пенджаб.
Согласно лингвистическим и ген
Цыгане Европы являются
потомками цыган, проживавших в Византии.
Документы свидетельствуют, что цыгане
жили и в центре империи, и на её окраинах
и там же большая часть этих цыган приняла христианство. При крушении Византийской
империи цыгане начали мигрировать в Европу.
Первыми, судя по письменным европейским
источникам, в Европу прибыли маргинальные,
авантюрно настроенные представители
народа, занимавшиеся попрошайничеством
Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году — указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии.
Следующее упоминание в документах происходит через несколько месяцев и показывает, что цыгане пришли в Россию относительно незадолго до принятия указа о налогах и закрепляет их право жить в Ингерманландии. До этого, по-видимому, статус их был в России не определён, теперь же им разрешалось:жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк
Ещё раньше, примерно на век, цыгане появились на территории современной Украины. Как видим, к моменту написания документа они уже платили налоги, то есть жили на законных основаниях.
В России новые этнические группы цыган появлялись с расширением территории. Так, при присоединении к Российской империи части Польши, в России появились польска рома; Бессарабии — различные молдовские цыгане; Крыма — крымские цыгане.
Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало. В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган. Появилась прослойка профессиональных артистов.
В конце XIX века в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь зимой на постой в деревне). Помимо упомянутых выше групп, в население Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) — представителям купеческого сословия, а также на цыганских артистах, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской Войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.
После Гражданской
Войны, цыгане из числа бывших купцов,
ставшие кочевыми, старались ограничить
общение своих детей с
В конце 20-х годов открываются цыганские педагогические техникумы, издаётся литература и пресса на цыганском языке, действуют цыганские школы-интернаты.
В годы Второй мировой войны, по последним исследованиям, около 150 000—200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками . Из них 30 000 были гражданами СССР.
Цыгане выступили не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях .
В республиках
СССР шла интенсивная ассимиляция и
5 октября 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо выдавая цыганам жильё и побуждая их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя цыган со стоянок и подвергая кочевых цыган дискриминации на . Цыгане же либо радовались новому жилью и достаточно легко переходили в новые условия жизни, либо же считали указ началом попытки ассимилировать, растворить цыган как этнос и уклонялись от его исполнения. В результате указа осело более 90 % цыган СССР.
В конце XX — начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие цыгане из бывших социалистических стран, в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности — отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию — попрошайничеству.
В России также наблюдается обнищание и криминализация цыганского населения. Снизился средний образовательный уровень. Остро встала проблема употребления наркотиков подростками. Довольно часто цыгане стали упоминаться в криминальной хронике. Снизилась популярность цыганского музыкального искусства. В то же время, возродились цыганская пресса и цыганская литература.В Европе и России идёт активное культурное заимствование между цыганами разных народностей, зарождается общецыганская музыкально-танцевальная культура, на которую сильное влияние оказывает культура русских цыган.
По данным переписи
2002 года численность цыган составила 183 000
человек.
Хозяйство и быт, духовная культура.
Жилище
С весны до глубокой
осени Цыгане кочевали, в это время они
жили в шатрах или палатках. Внутреннее
убранство шатра строго регламентировано.
"Чистые" предметы - икона, сбруя,
кнут, зеркало, посуда, самовар - обычно
помещались в углу, противоположном от
входа. Женщина обычно не приближалась
к нему. В зимний период Цыгане снимали
жильё у местного населения.
Одежда и обувь.
На костюм русских цыган сильно повлиял костюм котляров. Женский традиционный наряд состоит также из юбки, рубашки с неглубоким воротом и большой шали-плаща с бахромой и цветочным узором, разнообразно драпирующейся вокруг туловища. У девушек по бёдрам может быть повязана шаль поменьше. В национальный костюм взрослой цыганки входят разнообразно повязываемый головной платок и фартук. Мужской традиционный костюм состоит из рубашки русского покроя ярких цветов, короткого жилета, свободных брюк, сапог и картуза, иными словами, практически совпадает с костюмом русских купцов XIX века, в среде которых русские цыгане, будучи торговцами лошадьми, много вращались. В настоящее время национальный костюм практически не используется, хотя вариации на его тему можно увидеть на артистах.
Информация о работе Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)