Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.

Содержание

I.Ненцы 3
II.Тувинцы 7
III.Цыгане 11
IV.Таблица 19
V.Приложения 20
Список используемых источников 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

Из музыкальных  инструментов наиболее распространенными  были губной варган (хомус) - железный и  деревянный. Были распространены смычковые инструменты - игил и бызаанчы.

    Развито устное народное творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы, поговорки.

В верованиях тувинцев сохраняются остатки древнего семейно-родового культа, который проявляется главным образом в почитании домашнего очага. У тувинцев сохранился шаманизм. Для шаманистких представлений характерно трехчастное деление мира. поклонение горам. В настоящее время имеет место шаманизм с элементами буддизма, так называемый неошаманизм. И, в отличие от традиционного шаманизма с камланием с бубном, который также сохраняется и по сегодняшний день, этот вид шаманизма связан с чтением сутр. До недавнего времени сохранялись отдельные черты промыслового культа, в частности проведение у восточных тувинцев «медвежьего праздника».

 Тува в течение длительного  времени находилась в сфере влияния  монгольской культуры. Через Монголию пришла в Туву не только письменность, но и философские и религиозные  учения Востока, в частности, буддизм в ламаистской форме. В период существования Тувинской народной республики ламаизм преследовался. Были уничтожены 26 монастырей (хурээ), служители культа были репрессированы. В настоящее время вновь создаются ламаистские монастыри, готовятся монахи-ламы в буддийских центрах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.Цыгане

История названия и развития народа

История названия

Цыга́не — одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе, слой этнического населения общего индийского происхождения. Распространенное самоназвание — ром, рома(человек, люди). Происхождение названия «цыгане» как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку (вероятно от греческого ανέγγιχτο «неприкасаемый»). 

История развития

Индийский период

Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы явились основным «потоком» мигрантов из Индии. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х гг. XX века крупным индологом-лингвистом Р. Л. Тернером, и которые разделяют современные учёные, в частности, лингвисты-ромологи Я. Матрас и Я. Хэнкок, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э.) мигрировали в Северный Пенджаб.

  Ранняя история (VI—XV века)

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1000 человек. Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых «протоцыганских» групп VI—X веками н. э. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии прежде, чем   ветвь ромов продвинулась западнее, на территорию Византии.

Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии. Документы свидетельствуют, что цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах и там же большая часть этих цыган приняла христианство. При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли маргинальные, авантюрно настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничествомгаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган как народа среди европейцев.

Цыгане в России, Украине и в СССР (конец XVII — начало XX века)

Самый ранний российский официальный документ, упоминающий  цыган, относится к 1733 году — указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии.

Следующее упоминание в документах происходит через несколько  месяцев и показывает, что цыгане пришли в Россию относительно незадолго  до принятия указа о налогах и закрепляет их право жить в Ингерманландии. До этого, по-видимому, статус их был в России не определён, теперь же им разрешалось:жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк

Ещё раньше, примерно на век, цыгане появились на территории современной Украины. Как видим, к моменту написания документа они уже платили налоги, то есть жили на законных основаниях.

В России новые  этнические группы цыган появлялись с расширением территории. Так, при  присоединении к Российской империи  части Польши, в России появились польска рома; Бессарабии — различные молдовские цыгане; Крыма — крымские цыгане.

Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало. В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган. Появилась прослойка профессиональных артистов.

В конце XIX века в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь  зимой на постой в деревне). Помимо упомянутых выше групп, в население  Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) — представителям купеческого сословия, а также на цыганских артистах, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской Войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.

После Гражданской  Войны, цыгане из числа бывших купцов, ставшие кочевыми, старались ограничить общение своих детей с нецыганами, не пускали в школы, в страхе, что дети случайно выдадут небедняцкое происхождение семей. В результате безграмотность стала в среде кочевых цыган почти поголовной, количество оседлых цыган резко уменьшилось. К концу 20-х годов проблемы безграмотности и большого количества кочующих в цыганском населении было замечено Советской Властью. Правительство совместно с активистами из числа оставшихся в городах цыганских артистов попыталось предпринять ряд мер для решения этих проблем.

В конце 20-х годов  открываются цыганские педагогические техникумы, издаётся литература и пресса на цыганском языке, действуют цыганские школы-интернаты.

Цыгане и Вторая мировая война

В годы Второй мировой войны, по последним исследованиям, около 150 000—200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками . Из них 30 000 были гражданами СССР.

Цыгане выступили  не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях .

Цыгане в Европе и СССР/ России (вторая половина XX — начало XXI века)

В республиках  СССР шла интенсивная ассимиляция и интеграция цыган в общество. С одной стороны, преследования цыган со стороны властей, имевшие место незадолго до войны, не возобновлялись. С другой стороны, самобытная культура, кроме музыкальной, подавлялась, велась пропаганда на тему освобождения революцией цыган от поголовной нищеты, формировался стереотип скудости собственно цыганской культуры до влияния советской власти , культурные достижения цыган объявлялись достижениями в первую очередь советской власти (так, например, театр «Ромэн» повсеместно назывался первым и единственным цыганским театром, появление которого вменялось в заслугу советской власти), цыгане СССР были отсечены от информационного пространства европейских цыган (с которым до революции поддерживалась некоторая связь), что отрезало советских цыган также и от культурных достижений европейских соплеменников. Однако и помощь со стороны советской власти в развитии художественной культуры, в повышении уровня образования цыганского населения СССР была высока.

5 октября 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо выдавая цыганам жильё и побуждая их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя цыган со стоянок и подвергая кочевых цыган дискриминации на . Цыгане же либо радовались новому жилью и достаточно легко переходили в новые условия жизни, либо же считали указ началом попытки ассимилировать, растворить цыган как этнос и уклонялись от его исполнения. В результате указа осело более 90 % цыган СССР.

В конце XX — начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие цыгане из бывших социалистических стран, в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности — отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию — попрошайничеству.

В России также  наблюдается обнищание и криминализация цыганского населения. Снизился средний образовательный уровень. Остро встала проблема употребления наркотиков подростками. Довольно часто цыгане стали упоминаться в криминальной хронике. Снизилась популярность цыганского музыкального искусства. В то же время, возродились цыганская пресса и цыганская литература.В Европе и России идёт активное культурное заимствование между цыганами разных народностей, зарождается общецыганская музыкально-танцевальная культура, на которую сильное влияние оказывает культура русских цыган.

Численность

По данным переписи 2002 года численность цыган составила 183 000 человек. 

Хозяйство и быт, духовная культура

Жилище

С весны до глубокой осени Цыгане кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках. Внутреннее убранство шатра строго регламентировано. "Чистые" предметы - икона, сбруя, кнут, зеркало, посуда, самовар - обычно помещались в углу, противоположном от входа. Женщина обычно не приближалась к нему. В зимний период Цыгане снимали жильё у местного населения. 

 Одежда и обувь.

На костюм русских  цыган сильно повлиял костюм котляров. Женский традиционный наряд состоит также из юбки, рубашки с неглубоким воротом и большой шали-плаща с бахромой и цветочным узором, разнообразно драпирующейся вокруг туловища. У девушек по бёдрам может быть повязана шаль поменьше. В национальный костюм взрослой цыганки входят разнообразно повязываемый головной платок и фартук. Мужской традиционный костюм состоит из рубашки русского покроя ярких цветов, короткого жилета, свободных брюк, сапог и картуза, иными словами, практически совпадает с костюмом русских купцов XIX века, в среде которых русские цыгане, будучи торговцами лошадьми, много вращались. В настоящее время национальный костюм практически не используется, хотя вариации на его тему можно увидеть на артистах.

Информация о работе Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)