Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.
Происхождение ненецкого народа обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая. Доказано, что в состав ненцев вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.

Содержание

I.Ненцы 3
II.Тувинцы 7
III.Цыгане 11
IV.Таблица 19
V.Приложения 20
Список используемых источников 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 535.50 Кб (Скачать)

Для многих европейских цыган характерны фасоны, имитирующие лохмотья. Это связано с попрошайничеством как традиционным женским ремеслом, сопутствующим гаданию или мелкой торговле.

Знаменитое монисто  является заимствованным украшением, характерным для замужних женщин. Цыганки надевают монисто, как правило, для подчёркивания особого движения плечами в танце.

Из украшений, у цыган популярны сделанные  из золота перстни, у цыганок также  браслеты и серьги, чаще всего без  камней или с небольшими камнями. Женские серьги обычно с большим количеством свисающих деталей. 

Ведение хозяйства и социальное устройство

Наиболее  распространенными занятиями были у мужчин торговля лошадьми, у женщин - гадание. У разных групп Цыган  преобладают различные ремёсла - кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и др. Работа мужчин была, как правило, сезонной, ежедневный доход в семью приносила женщина. Цыгане славятся как музыканты, танцоры, певцы. Заимствовав элементы национального фольклора у народов, среди которых они живут, Цыгане внесли существенный вклад в культуру этих народов. В мелодиях румынских и венгерских скрипачей, испанском танце фламенко сказалось значительное влияние цыганского фольклора.

Цыгане  объединяются в кочевые таборы, члены  которых не обязательно связаны кровным родством. Таборы насчитывали от 5-10 до 20-25 палаток, в любой момент каждая семья могла отделиться от табора. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая нетрудоспособных. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения.

Для совместного  выполнения какой-либо работы Цыгане объединялись (отдельно мужчины, отдельно женщины) в  группы (вортэчия, амал). Доходы делились поровну между членами группы. Решением конфликтов и спорных вопросов занимался суд (сэндо, крис). В него входили преимущественно пожилые Цыгане, выбиравшие из своей среды главного. Решение сэндо выполнялось беспрекословно.

У кочующих Цыган 19 - начала 20 века была простая (малая) семья, обычно многодетная, но сохранялась и сложная (большая) семья. Уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчёркнуто почтительны. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы. Для семей Цыган характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения и иерархическое первенство представителей старшего поколения. Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства.

Обычной формой заключения брака было сватовство. Детей могли сосватать в грудном возрасте. Существовал обычай обмена дочерьми: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У некоторых групп цыган за невесту платили выкуп. Был распространён брак через похищение.

Сохранялись так называемые "роды", представляющие собой большую 2-3-поколенную семью, название которой обычно происходит от имени реально существовавшего прародителя, иногда - от названия животного, растения, какого-либо предмета или характерной черты его членов. Обычно предпочтительным считается отцовский род, хотя Цыгане вправе причислить себя и к роду по материнской линии. "Род" не представляет собой функционирующую в определенном месте группу, члены одного "рода" могут никогда не собираться вместе.

В семье  ели один раз в день, когда мать возвращалась из деревни или города с тем, что она заработала. При этом к столу приглашались остальные члены табора. Совместная еда у Цыган - знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте хозяев. На больших праздниках женщины и мужчины сидели отдельно.

Национальные  традиционные праздничные блюда: солянка  из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шах ттулярдо); густой суп  с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш); голубцы (сарми); сладкое блюдо - рулет из пресного теста с творогом, изюмом, сахаром (савияко).  

  Духовная культура   

 

Вера

Большая часть  цыган исповедует христианство или ислам, но встречаются также и представители других конфессий. Цыгане остались одним из немногих народов, который устоял перед атеистическим влиянием.

Цыгане-христиане  очень набожны, большое внимание уделяют церковным праздникам.

Православные  цыгане в быту одеваются строго с  рекомендациями Православной Церкви. В доме православных цыган, так же, как у русских, есть «красный угол», в котором находятся иконыВенчание считается важнее гражданской регистрации брака. Важнее венчания только «цыганская свадьба», то есть признание брака цыганским обществом. Она обычно играется раньше венчания.

Самыми значимыми религиозными праздниками для всех цыган-христиан являются Пасха и Рождество.

Интересный обычай есть у российских цыган-влахов на праздник Радоницу. В этот день, независимо от рода занятий и достатка семьи, они приезжают на кладбища, где женщины и дети просят у посетителей кладбища милостыню. Считается, что таким способом они помогают совершить доброе дело людям, и потому этот обычай считается исполнением особого цыганского христианского долга. Свой достаток от подающих милостыню при этом цыгане не скрывают, поскольку не рассчитывают на настоящую милостыню, а исполняют «долг». Что интересно, обычай, похоже, охотно поддерживается русским населением, подающим в этот день цыганам мелочь.

  Легенды, связанные с верой

  • Среди российских цыган существует легенда: когда  распинали Христа, проходящие мимо цыгане украли гвоздь. За это, якобы, Бог  разрешил цыганам иногда воровать.
  • Другая легенда гласит, что Бог цыган особенно любит за их веселье и талант и потому не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Потому цыгане и кочевали — чтобы сполна воспользоваться даром Господа.

Несмотря на мало развитую письменную культуру, у цыган хорошо развита философия. Философские сказкипесни и афоризмысоставляют заметную часть цыганского фольклора. Большая часть терминов философии легко понятны нецыганам, но некоторые требуют отдельного объяснения.

Романипэ

Условно принято  переводить это слово как «цыганский дух» или «цыганская культура», но значение этого слова несколько шире. Романипэ — это цыганский дух, цыганская сущность, цыганский закон, готовность и стремление следовать цыганскому закону, осознание принадлежности к цыганскому обществу, стремление к принадлежности к цыганскому сообществу, набор цыганских качеств характера и т. п. в совокупности. Этнический нецыган, имеющий романипэ, признаётся цыганом.

Гаджо

Человек, не имеющий  романипэ. Таким может быть даже этнический цыган, воспитанный вне  рамок цыганской культуры, не имеющий  цыганских качеств и не стремящийся  принадлежать к цыганскому сообществу. Но всё-таки обычно «гаджо» практически означает «нецыган».

Романо рат

Буквально переводится  как «цыганская кровь». Романо рат — носитель цыганских генов. Сюда входят как сами цыгане, так и гадже, являющиеся цыганскими метисами. Этнические цыгане, не осознающими себя носителями романипэ, всё равно относятся к романо рат. Считается, что цыганская кровь сильна, и у нецыган, являющихся романо рат, она проявляется в тяге к цыганской культуре, творческом взгляде на жизнь, темпераментности и постоянном духовном поиске, где бы они ни были воспитаны.

Цыганский закон в России

В России проживает  несколько цыганских народностей, и их правила местами расходятся, но в общем и целом цыганский  закон для цыган России совпадает.

Меньше всего  правил для поведения в нецыганском  обществе. Самое главное гласят: «при отношениях с нецыганами цыган должен придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества». Кроме того, цыганский закон не поощряет, хотя и не запрещает, браков с нецыганами.

На втором месте  по количеству — правила, общие для отношений с цыганами и нецыганами. Сюда входит табу на такие действия, как убийство, изнасилование, нанесение серьёзного физического ущерба, создание условий, могущих привести к смерти, здесь же и правила общения с гостем, одинаковые для любой национальности последнего и предписывающие уважение и заботу о его комфорте.

И, наконец, больше всего правил, регламентирующих поведение  внутри цыганского сообщества, таких  как выбор одежды, формулы и  формы общения между цыганами, шаблон проведения основных праздников (религиозных, свадьбы и т. п.), набор профессий, «пристойных» для цыгана, и т. п.

  Осквернение

У большинства  цыган мира сохранилось понятие  «скверны», связанное, в первую очередь, с нижней частью тела замужней или половозрелой женщины. Считается, что ниже пояса женщина «грязна», «нечиста» и контакт с ней может осквернить человека или вещь (естественно, исключением является контакт во время исполнения супружеских обязанностей). Контакт может быть не обязательно физическим, «скверна» женщины как бы «стекает вниз», и поэтому ей достаточно над чем-нибудь пройтись, чтобы «осквернить» это. «Осквернённая» вещь или человек также становится источником «скверны».

Одежда, которая  носится женщиной ниже пояса, и обувь  автоматически считаются «осквернёнными». Контакта этих вещей с людьми, едой, некоторыми мужскими вещами тщательно  избегают. В качестве предохранения  от «скверны» цыганка может носить передник .

Если цыган  «осквернён», он временно исключается  из жизни цыганского общества. Его  не касаются и ему нельзя никого касаться, с ним не едят за одним  столом. Через некоторое время, «почувствовав», что «очистился», «осквернённый» устраивает по этому случаю обед для всего табора или для соседей. Если они пришли, значит, тоже «почувствовали» его «очищение». Считается, что чем дурнее человек, тем дольше на нём держится «скверна», а с чистого сердца она сходит быстро.

Если цыган попробовал скрыть, что «осквернён», или намеренно «осквернил» другого цыгана, то становится «осквернённым» навсегда и скорее всего будет изгнанным.

У мужчин область  ниже пояса тоже «нечиста», но область  распространения «скверны» от неё  меньше, чем от женской.

Со «скверной» связаны смерть и рождение. Личные вещи умершего и вещи, которых касался  умерший во время умирания, считаются  нечистыми и хоронятся вместе с ним. То же касается вещей женщины  во время послеродового периода: они «оскверняются» и уничтожаются. Причиной появления таких обычаев учёные считают санитарные соображения.

Похороны

Похоронные обычаи разнятся у цыганских этнических групп.У некоторых цыган считается, что человеку на том свете нужно  все тоже самое, что и в обычной  жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина — мужскую, женщину — женская), постель и ковёр (символизирует дорогу). Родные и близкие идут процессией от дома за гробом. На землю кидают платок — «дорога». Родным усопшего нельзя нести гроб. В гроб кладут предметы первой необходимости и спиртное(для встречи с родственниками). В доме на 40 дней завешивают зеркала. По истечении 40 дней дают накрытый стол родственнику, в соответствии с полом усопшего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV.Таблица (данные на 2008 год). 

Показатель Ненцы Тувинцы Цыгане Примечания
Численность (чел.) 41 302 243 442 183 000 Данные 2002 г.
Коэффициент рождаемости  () 25,2 16,4 ______  
Коэффициент смертности () 12,8 11,3 ______  
Естественный  прирост () 12,4 5,1 ______  
Коэффициент

младенческой  смертности ()

7,4 13,2 ______  
На 1000 мужчин приходится женщин (чел.) 1059 1115 ______  
Моложе  трудоспособного  возраста (%) 22,2 28,9 ______  
Трудоспособного возраста (%) 64,6 61,7 ______  
Старше  трудоспособного возраста (%) 13,2 9,4 ______  
Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении(годы) 63,12 60,48 ______  
Коэффициент брачности() 8,4 8,7 ______  
Коэффициент разводимости() 5,2 2,0 ______  

Информация о работе Национальный состав населения РФ (ненцы, тувинцы, цыгане)