Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа
Парижская мирная конференция 1919-1920 гг. и Вашингтонская конференция по ограничению вооружения и тихоокеанским и дальневосточным вопросам 1921-1922 гг. являются важнейшими этапами на пути становления мирного урегулирования после первой мировой войны. Решения этих конференций легли в основу послевоенного устройства мира.
1. Введение………………………………………………………………………….3
2. Парижская мирная конференция 1919 – 1920 гг.………………………………7
2.1. Мандатная система……………………………………………………...…..9
2.2. Вопрос о Шаньдуне……………………………………………………..…11
2.3. Севрский договор с Турцией……………………………………………...15
3. Вашингтонская конференция по ограничению вооружений и тихоокеанским и дальневосточным вопросам 1921 – 1922 гг..…………………………………...19
3.1. Соотношение сил на Дальнем Востоке накануне конференции…..……19
3.2. Организация работ Вашингтонской конференции……..………………..20
3.3. Договор четырех держав………………………………………………..…21
3.4. Договор девяти держав…………………………………………………....21
4. Позиция Советского государства по национально-колониальному вопросу после первой мировой войны………………………………………………………25
4.1. Отношения Советской России со странами Востока…………..………...26
4.2. Стратегия и тактика Коминтерна по национально-колониальному вопросу…………………………………………………………………..………27
5. Заключение…………………………………………………………………….....31
Библиография……………………………………………………………………….33
По Алесандропольскому мирному договору от 2 декабря 1920 года, подписанному кемалистами с армянским дашнакским правительством, территория Армении сокращалась до районов Еревана и озера Гокча, а сама она фактически переходила под протекторат Турции. Этот договор, однако, не вступил в силу ввиду активного вмешательства Советской России, падения дашнакского правительства и установления в Армении советской власти. Договор Советской России с Турцией от 16 марта 1921 года[13], определивший турецкую границу с Закавказьем по линии бывшей русско-турецкой границы 1877 года с уступкой в пользу Грузии города Батума, значительно укрепил международные позиции Турции.
Тем временем на западе Анатолии боевые действия развернули греческие войска. При поддержке англичан и французов они начали наступление на Анкару. В октябре 1921 года турецкая армия нанесла грекам поражение, а в ноябре французы подписали с кемалистами сепаратный мирный договор, по которому признавали анкарское правительство и соглашались на пересмотр Севрского договора в пользу Турции на основе этнического разграничения турецких и арабских территорий. После этого необходимость пересмотра Севрского договора была признана и в Лондоне.
К сентябрю 1922 года турецкие войска очистили всю Анатолию от греческих войск. По Муданийскому перемирию от 11 октября 1922 года, подписанному Турцией с Великобританией, Францией, Италией и присоединившейся к ним позднее Грецией, греческие войска выводились из Восточной Фракии. Войска союзников временно оставались в зоне проливов до подписания с Турцией нового мирного договора. Таким образом, Севрский договор 1920 года оказался «мертворожденным»[14]. Турция с оружием в руках смогла отстоять свои суверенные права на этнические турецкие территории.
Лозаннская конференция (21 ноября 1922 г. - 23 июля 1923 г.) окончательно разрешила проблему мирного урегулирования с Турцией. Турция добилась ряда существенных уступок со стороны держав-победительниц. Ее права на Анатолию и Восточную Фракию были восстановлены, а вопрос о самоопределении армян и курдов на турецких территориях был окончательно снят. Турция отказывалась от прав на арабские земли, официально признавала аннексию Великобританией Кипра и протекторат последней над Египтом. Италия получала Додеканезские острова и права на Ливию. Режим капитуляций и привилегии иностранцев в Турции были отменены, однако она признавала за собой часть оттоманского долга.
На Лозаннской конференции была подписана конвенция о режиме черноморских проливов. Она также была смягчена в пользу Турции. Иностранные войска выводились из зоны проливов, которая в то же время подлежала демилитаризации. Лишь в Стамбуле Турции разрешалось иметь 12-тысячный гарнизон. В основу решений конференции по режиму проливов был положен английский проект. Режим проливов предусматривал в мирное время право свободного прохода торговых судов и военных кораблей с некоторыми ограничениями по их тоннажу и количеству. Каждая страна могла послать в Черное море военный флот, не превышавший по своей мощности флот сильнейшей черноморской державы. В военное время через проливы могли проходить военные корабли нейтральных государств. За соблюдением конвенции должна была наблюдать международная комиссия, создаваемая под эгидой Лиги Наций.
В Лозаннский договор не был включен устав Лиги Наций. Таким образом, Турция не принимала на себя обязательств по его соблюдению. Лозаннская конференция показала всю неустойчивость послевоенного режима, основанного на угнетении слабых стран. Ликвидацией в 1923 году Севрского договора, замененного Лозаннским мирным договором, Версальской системе был нанесен серьезный удар. Таким образом, мирный договор с Турцией завершил процесс послевоенного урегулирования в Европе и создания новой европейской системы международных отношений, вошедшей в историю под названием Версальской.
3. ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВООРУЖЕНИЯ И ТИХООКЕАНСКИМ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ВОПРОСАМ 1921-1922 гг.
3.1. СООТНОШЕНИЕ СИЛ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ НАКАНУНЕ КОНФЕРЕНЦИИ
В результате первой мировой войны и победы Великой Октябрьской социалистической революции в международной обстановке на Дальнем Востоке произошли серьезные изменения. В странах Азии и бассейна Тихого океана начался подъем революционного и национально-освободительного движения, подрывающего основы колониализма. Тылы империализма пришли в движение. Борьба колониальных держав за сохранение и упрочение своего господства стала краеугольным камнем их внешней политики в этом районе.
Внутри лагеря империалистических держав, боровшихся за господство на Дальнем Востоке, также произошли серьезные изменения. В результате войны от активной дальневосточной политики была отстранена Германия. На Дальнем Востоке не стало империалистической России. Из старых колониальных держав по-прежнему значительные позиции удерживали Англия, Франция и Голландия, причем Англия не только сохранила свои территории и базы, но и несколько их увеличила. Она по-прежнему обладала сильнейшим флотом, Английские банки и их филиалы имелись во всех странах Азии, и в первую очередь в Китае. На Парижской конференции за Англией была закреплена огромная добыча. Но господство старых колониальных держав, в первую очередь Англии, в странах Дальнего Востока оказалось под угрозой. Крупнейшим претендентом на господство здесь выступили монополии США. Этому в немалой степени способствовало официальное открытие в июле 1920 года Панамского канала (фактически канал был сдан в эксплуатацию еще в августе 1914 года).
Возрастание американской экспансии на Дальнем Востоке привело к усилению империалистических противоречий между США и Англией. В не меньшей степени обострялись отношения между США и Японией. Японские империалисты в годы первой мировой войны добились серьезного усиления своих позиций на Дальнем Востоке, что сопровождалось ростом экономической мощи японских монополий. Объем промышленной продукции Японии за годы войны увеличился более чем в два раза. Особенно возросла военная промышленность и тесно связанные с ней химическая и машиностроительная. Усилился японский военно-морской и торговый флот. Японские монополии добились крупных успехов в проникновении в Китай; в их руках оказалась половина всего китайского импорта. Японские товары и капиталы шли не только в Китай, но и в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Идеологи японских империалистических агрессоров усиленно пропагандировали лозунг «Азия для азиатов», то есть для японских империалистов.
На Дальнем Востоке столкнулись два империалистических конкурента – США и Япония, стремившиеся вытеснить старые колониальные державы, прежде всего Англию. Воинственные идеологи монополистических кругов этих стран не скрывали, что им тесно жить и действовать в одной сфере, что между ними неуклонно нарастали причины для конфликта.
Нараставшие японо-американские противоречия стремились использовать империалисты Англии. Они рассчитывали, что оба конкурента – Япония и США – будут искать британской поддержки в борьбе друг против друга.
Основным объектом империалистической политики на Дальнем Востоке, где наиболее остро сталкивались интересы великих держав, по-прежнему являлся Китай. Правительства империалистических держав, разговаривая с китайским правительством языком ультиматумов и угроз, превратили неисчерпаемые естественные богатства Китая и дешевый труд его многомиллионных трудящихся масс в источник баснословной наживы для миллиардеров. Интересы Китая как великой дальневосточной страны империалистами грубо попирались. На Парижской конференции был санкционирован переход к Японии германских прав и привилегий в провинции Шаньдун.
3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ВАШИНГТОНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Вашингтонская конференция открылась 11 ноября 1921 года (т.е. в день третьей годовщины перемирия с Германией). На конференции присутствовали представители США, Британской империи (Англия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия), Японии, Франции, Италии, Голландии, Бельгии, Португалии и Китая. Советское государство на конференцию приглашено не было.
Советское правительство представило организаторам конференции протест по поводу того, что делегация РСФСР не была приглашена к участию в работах международной конференции. В протесте подчеркивалось, что Советская Россия представляет собой тихоокеанскую державу и решение вопросов без ее участия снизит авторитет конференции и ослабит действенность ее итогов.[15]
16 сентября 1921 года государственный департамент (министерство иностранных дел) США опубликовал сообщение, в котором говорилось: «Ввиду отсутствия единого и признанного правительства России, защита ее интересов переходит ко всей конференции, как моральному уполномоченному ее народа»[16]. Это было прямым антисоветским выпадом.
В ответ на это сообщение государственного департамента Советское правительство направило США ноту от 2 ноября, в которой указывало, что «каковы бы ни были гласные соглашения, которые будут заключены в Вашингтоне, всегда останется подозрение и почти уверенность в том, что заключены также и тайные соглашения в ущерб России, и в международные отношения буде внесен лишний элемент недоверия, подозрения и осложнений»[17].
Организаторы конференции решили все же обойтись без делегации Советского государства, присутствие которой означало бы фактическое признание наше страны.
Отказавшись пригласить советскую делегацию, США опасались, что их враждебное отношение может толкнуть Дальневосточную республику на сближение с Японией. Поэтому государственный департамент США пригласил делегацию ДВР в Вашингтон, но без права участия на заседаниях конференции.
На Вашингтонской конференции был принят ряд документов общего и частного характера. Решения относительно национально-колониальных вопросов были зафиксированы, главным образом, в «Договоре четырех держав» и «Договоре девяти держав».
3.3. ДОГОВОР ЧЕТЫРЕХ ДЕРЖАВ
13 декабря 1921 года подписан трактат между США, Британской империей, Францией и Японией относительно их островных владений и территорий на Тихом океане сроком на десять лет. В литературе он нередко фигурирует под названием договора четырех держав.
Правящие круги США, Великобритании, Франции и Японии договорились о взаимных гарантиях безопасности своих владений, обязались не покушаться на интересы друг друга и согласились «уважать в своих взаимоотношениях право каждой из них [держав] на свои островные владения и островные территории в районе Тихого океана»[18]. Они условились, что будут решать все спорные вопросы, относившиеся к тихоокеанским островным владениям и территориям, только мирным путем. На случай угрозы их владениям со стороны какой-либо державы они обязались оказывать друг другу взаимную помощь.
В четвертой статье указывалось, что англо-японский союзный договор, заключенный в Лондоне 13 июля 1911 года, срок которого истекал в 1921 году, после ратификации договора четырех потеряет силу. Это была победа правящих кругов США, которые давно добивались расторжения англо-японского союза, рассматривая его как одно из препятствий для расширения американской экспансии.
Идя на взаимные уступки друг другу, делегации четырех империалистических держав в определенной мере договорились о разграничении сфер влияния в районе Тихого океана. При этом за Японией была сохранена роль антисоветской силы.
Договор четырех держав был направлен против Советского государства и развивавшегося национально-освободительного движения в странах Дальнего Востока. Но этот антиимпериалистический союз был чрезвычайно непрочен, так как не устранял и не мог устранить глубочайших противоречий между его участниками. Против империалистического гнета выступали народные массы стран Тихого океана и всего колониального Востока.
3.4. ДОГОВОР ДЕВЯТИ ДЕРЖАВ
Обсуждение на конференции проблем Дальнего Востока фактически свелось к обсуждению китайской проблемы.
Китайская делегация возлагала большие надежды на Вашингтонскую конференцию. Она хотела использовать возникшие в ходе обсуждения дальнейшей судьбы Китая японо-американскую борьбу для ослабления нажима всех империалистических держав на Китай. На первом же заседании делегация Китая представила десять пунктов в качестве основных принципов для обсуждения вопросов, касающихся Китая, а именно:
1. Державы обязуются уважать и сохранять территориальную целостность и политическую и административную независимость Китайской республики.
Китай, в свою очередь, готов дать обязательство не отчуждать и не сдавать в аренду какой бы то ни было державе какую-либо часть своей территории или побережья.
2. Китай готов принять так называемый принцип «открытых дверей и равных возможностей» в торговле и промышленности для всех наций, состоящих с ним в договорных отношениях, и проводить этот принцип в жизнь во всех без исключения частях Китайской республики.
3. В целях укрепления взаимного доверия и сохранения мира на Тихом океане и на Дальнем Востоке державы соглашаются не заключать между собой договора или соглашения, непосредственно касающегося Китая или общего мира на Тихом океане, без предварительного взаимного уведомления и предоставления Китаю возможности участвовать в нем.
4. Все специальные права и привилегии иммунитета, ранее предоставленные китайским правительством, аннулируются.
5. Немедленно или как скоро это позволят обстоятельства, снимаются ограничения в юридической, политической, экономической и административной жизни Китая.
6. В отношении существующих обязательств Китая необходимо установить целесообразные и определенные сроки, которые в настоящее время не обусловлены.
7. В перечислении мер, гарантирующих специальные права или привилегии, устанавливается принцип, что такая гарантия должна быть дана с согласия гарантирующих.
8. В будущих войнах, при неучастии в них Китая, должны полностью соблюдаться его права как нейтральной державы.
9. Предусмотреть мероприятия для мирного разрешения международных конфликтов на Тихом океане и на Дальнем Востоке
10. Предусмотреть созыв периодических конференций для обсуждения международных вопросов, касающихся Тихого океана и Дальнего Востока, которые служили бы основой для определения общей политики подписавшихся держав[19].