Международные конференции в период Второй Мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:55, реферат

Описание работы

В контексте наступающего 65-летия великой Победы современники начинают все чаще и чаще пересматривать исторические решения, повлиявшие на ход и итоги Великой Отечественной войны. Многие государства сделали неверные выводы из тех трагических событий и продолжают активные боевые действия, некоторые же переписывают исторические факты, меняя на диаметрально противоположные образы героев и злодеев.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (19 - 30 ОКТЯБРЯ 1943 Г.) 4
2. ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (28 НОЯБРЯ - 1 ДЕКАБРЯ 1943 Г.) 15
3. КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ДУМБАРТОН-ОКСЕ (21 АВГУСТА - 28 СЕНТЯБРЯ 1944 Г.) 23
4. КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (4 - 11 ФЕВРАЛЯ 1945 Г.) 30
5. БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (17 ИЮЛЯ - 2 АВГУСТА 1945 Г.) 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

РефЕрат.docx

— 94.19 Кб (Скачать)

На Берлинской конференции три союзные державы  должны были также принять согласованное  решение о подготовке мир¬ных  договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Фин¬ляндии, вышедших из войны против Объединенных Наций  до капитуляции Германии и объявивших ей войну.

Международная обстановка, в которой проходила  подготовка к Берлинской конференции, значительно отличалась от обстановки периода Крымской конференции. Отношения  между тремя державами после  окончания войны в Европе приняли  более сложный характер.

Соотношение сил в мире развивалось в пользу демократии, мира и социализма, в  ущерб капитализму. В этих условиях в правящих кругах США и Великобритании заметно усилились антисоветские  тенденции, стало проявляться открытое недружелюбие к Советскому Союзу; правительства  этих стран вели дело к ослаблению сотрудничества с СССР по ряду политических вопросов и разрабатывали планы  послевоенного устройства, руководствуясь своими, империалистическими интересами.

Соглашения  по ряду вопросов, достигнутые союзными державами накануне встречи руководителей  СССР, США и Великобритании, в  значительной мере расчистили путь для  успешного проведения Берлинской конференции, хотя правящие круги США и Великобритании не отказались от попыток проводить  политику «с позиции силы» в отношении  СССР. Уже сама дата; встречи «большой тройки» — 15 июля 1945 г.— была предложена президентом США, как выяснилось позже, с таким расчетом, чтобы  она состоялась после испытания  американцами атомной бомбы. Президент  уже тогда рассчитывал использовать «атом-ный козырь» в переговорах  с СССР.

В переписке  глав правительств СССР, США и Великобритании конференция, по согласованию между  тремя державами, получила условное наименование «Терминал». Местом конференции, по предложению Советского правительства, была избрана столица поверженной  Германии — Берлин. Поскольку, однако, сам город Берлин был полностью  разрушен, то конференция проходила  в его пригороде — Потсдаме, в уцелевшем во время штурма Берлина  дворце Цецилиенхоф.

Накануне  Берлинской конференции в США  был произведен атомный взрыв. Сообщение  об испытании нового оружия «исключительной  разрушительной силы» было сделано  президентом Г. Трумэном главе советской  делегации 24 июля 1945 г. Однако оно не произвело ожидаемого западными  руководителями впечатления на советскую  делегацию. Конференция проходила  под знаком великой победы союзных  государств и народов над германским фашизмом, в которой главная роль принадлежала СССР. Только с помощью  Советского Союза могла быть в  короткий срок одержана победа и над  японскими агрессорами. Именно эти  факторы оказывали определяющее влияние на ход конференции в  Потсдаме.

Конференция в Потсдаме открылась в 17 часов 17 июля 1945 г. В ней приняли участие  главы делегаций: СССР — И. В. Сталин, США — Г. Трумэн, Великобритании — У. Черчилль (с 28 июля — К. Эттли).

В конференции  также участвовали министры иностранных  дел СССР (В. М. Молотов), США (Д. Бирнс) и Великобритании (А. Идеи, а затем  Э. Бевин), их заместители, посол СССР в США А. А. Громыко, посол СССР в Великобритании Ф. Т. Гусев, представители  министерств иностранных дел  и военных ведомств трех стран.

Центральное место в работе Берлинской конференции  занял германский вопрос.

Уже на второй день работы конференции в основном были одобрены политические принципы координированной политики трех держав в отношении Германии.

Значительно труднее было согласовать экономические  принципы обращения с Германией, связанные с вопросами ликвидации военно-экономического потенциала Германии, взимания репараций, авансовых поставок из Германии, снабжения Германии продовольствием  и топливом, а также другими  экономическими и финансовыми вопросами. Западные державы всячески стремились обеспечить себе свободу действий в области экономической политики в Германии, по крайней мере в своих собственных зонах оккупации, в том числе и в таком важном вопросе, вытекавшем из факта поражения гитлеровской Германии, как вопрос о репарациях.

На заседаниях 31 июля и 1 августа главы правительств окончательно согласовали текст  соглашения «Политические и экономические  принципы, которыми необходимо руководствоваться  при обращении с Германией  в начальный контрольный период».

В основу этого  соглашения были положены принципы демилитаризации, демократизации и денацификации  Германии. «Германский милитаризм и  нацизм будут искоренены,- говорилось в Сообщении о Берлинской конференции  трех держав,- и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые  для того, чтобы Германия никогда  больше не угрожала своим соседям  или сохранению мира во всем мире».

Той же цели —  уничтожению германского военного потенциала и устранению германской угрозы — были подчинены принятые на конференции экономические принципы обращения с Германией. Они предусматривали  не только запрещение производства вооружения, военного снаряжения и орудий войны, но и децентрализацию германской экономики, уничтожение существовавшей чрезмерной концентрации экономических  сил к форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических  объединений. При организации экономики  Германии главное внимание должно было быть обращено на развитие сельского  хозяйства и мирной промышленности.

Вопрос о  репарациях рассматривался на Берлинской конференции как составная часть  экономической политики союзных  держав в отношении Германии. Репарации  должны были служить цели экономического разоружения Германии и одновременно стать средством хотя бы частичного возмещения ущерба, причиненного германскими  захватчиками странам — жертвам  агрессии.

В целом материальный ущерб, который был причинен агрессорами  народному хозяйству и отдельным  советским гражданам СССР, составил около 2 триллионов 600 млрд. рублей . Правительства  США и Англии на словах не могли  не признавать огромных людских и  материальных потерь СССР в войне  с гитлеровской Германией. Однако на Берлинской конференции делегация  США отступила от позиции, которую  она занимала в Крыму, мотивируя  это тем, что-де после Крымской конференции  в Германии имели место большие  разрушения и некоторые области  отошли от нее, а поэтому и ранее  установленная цифра репараций  является теперь нереальной. Делегация  США выступила против определения  конкретных сумм репараций для каждого  государства и предложила принять  принцип взимания репараций по зонам, согласно которому каждое из четырех  государств, оккупирующих Германию, должно было удовлетворить свои репарационные претензии из своей собственной зоны . Английская делегация заявила, что она «воздерживается от внесения каких-либо предложений» о репарациях , но фактически поддержала предложение США.

Советская делегация  внесла на конференции свои предложения  о репарациях в первоначальном виде 23 июля, в окончательном — 31 июля 1945 г.

Вопрос о  репарациях был решен только в  конце конференции. Достигнутое  соглашение устанавливало, что Германия должна компенсировать в возможно большей  степени ущерб и страдания, которые  она причинила Объединенным Нациям. Соглашение предусматривало, что репарационные  претензии СССР будут удовлетворены  путем изъятий из советской зоны оккупации Германии и из соответствующих  германских вложений за границей. Кроме  того, было принято решение, что СССР должен получить из западных зон 25% промышленного  капитального оборудования, изымаемого в репарационных целях, из них 15% — в обмен на эквивалентную  стоимость в продовольствии, угле и другой продукции и 10% — без  оплаты или возмещения любым образом. СССР согласился удовлетворить из своей  доли репараций репарационные претензии  Польши.

Репарации для  США, Англии и других стран, имевших  на это право, должны были удовлетворяться  из западных зон оккупации Германии и из соответствующих германских вложений за границей . Что же касается количества изъятий из каждой зоны, то было определено, что «после оплаты репараций германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов, для того чтобы он мог существовать без помощи извне».

На конференции  советская делегация внесла на обсуждение вопрос о разделе германского  военно-морского и торгового флота, оказавшегося в руках англичан, и  представила соответствующий проект. Делегации США и Англии пытались затянуть решение этого вопроса. Лишь в конце конференции они  согласились поровну разделить  германский флот между СССР, Великобританией  и США.

Берлинская  конференция рассмотрела предложение  Советского правительства о передаче СССР города Кенигсберга и прилегающего к нему района. Делегации США и  Англии подтвердили свое согласие, данное на Тегеранской конференции, на передачу Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к  нему района, что нашло свое отражение  в решениях Берлинской конференции .

В соответствии с решением Крымской конференции  советская делегация предложила рассмотреть вопрос о западной границе  Польши.

Английская  и американская делегации в конце  концов согласились на установление западной границы Польши в соответствии с предложением советской делегации. Установление этой границы подтверждалось решением глав трех правительств о  перемещении германского населения, оставшегося в Польше, а также  в Чехословакии и Венгрии. Таким  образом, на Берлинской конференции  вопрос о западной границе Польши был решен окончательно.

Принятое  Берлинской конференцией заявление  о Польше было призвано обеспечить защиту интересов Польши и ее Временного правительства национального единства.

Большое место  в работе Берлинской конференции  занимали вопрос о подготовке мирного  урегулирования для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии  и вопрос о политике союзных держав в отношении этих стран до подписания с ними мирных договоров.

На первом заседании глав правительств президент  США внес по этим вопросам три проекта: об учреждении Совета министров иностранных  дел; о выполнении Ялтинской декларации об освобожденной Европе; о политике в отношении Италии.

Советская делегация, ознакомившись с документами  США, не могла не отметить предвзятого  и неодинакового подхода США  и Англии к освобожденным странам  Европы, которые по воле их бывших фашистских правителей воевали на стороне Германии, но затем порвали с Германией  и объявили ей войну.

В меморандуме  от 20 июля 1945 г. советская делегация  обратила внимание западных держав на то, что в Румынии и Болгарии, так же как в Финляндии и  в Венгрии, за время, прошедшее с  момента подписания правительствами  этих государств соглашений о перемирии, «имеется должный порядок и действует законная власть, пользующаяся авторитетом и доверием населения этих государств». «Правительства этих государств,— говорилось в меморандуме, - добросовестно выполняют обязательства, принятые ими по акту капитуляции». Советское правительство выступало против попыток США и Англии вмешиваться во внутренние дела Румынии и Болгарии. Советское правительство считало необходимым «восстановить в ближайшие дни дипломатические отношения с Румынией, Болгарией, Финляндией, Венгрией, так как дальнейшее промедление в этом отношении не находит себе оправдания».

На заседании 24 июля глава советской делегации  отметил, что в проектах США создается  искусственное деление: «с одной  стороны — Италия, положение которой  облегчается, а с другой — Румыния, Болгария, Венгрия и Финляндия, положение  которых не предполагается облегчить».

На Берлинской конференции советская делегация  выступила в защиту всех освобожденных  народов, против попыток США и  Англии вмешиваться в их внутренние дела. Делегация Великобритании внесла на рассмотрение трех правительств документ о Югославии, в котором предлагалось указать югославскому правительству, возглавляемому маршалом Тито, на невыполнение якобы им Крымских решений о Югославии.

Кроме того, советская  делегация представила документ относительно необходимости устранения ненормального положения в Греции, создавшегося в результате вмешательства  Англии. Руководители английской делегации  оказались в весьма невыгодном положении. Министр иностранных дел Англии Бевин предложил отказаться от рассмотрения на конференции всех трех предложений: английского предложения о Югославии и советских документов о Югославии и Греции. Советская и американская делегации согласились с этим предложением.

На конференции  обсуждались многие другие вопросы, затрагивающие интересы освобожденных  народов. Так, советская делегация  внесла на рассмотрение трех правительств документы о Сирии и Ливане, о подопечных территориях . Во всех предложениях правительства СССР красной  нитью проходила забота о скорейшей  ликвидации последствий войны, о  предоставлении освобожденным народам  права самим определять свою судьбу. И хотя не все эти вопросы были разрешены в Потсдаме, постоянная поддержка со стороны СССР освобожденных  народов способствовала их дальнейшей борьбе за независимость и социальный прогресс.

На конференции  в Потсдаме между главами правительств обсуждались также вопросы, связанные  с ведением войны против Японии, проходили встречи начальников  штабов трех стран по военным вопросам. В начале конференции в Потсдаме президент США получил от советской  делегации подтверждение того, что  СССР выполнит свое обязательство о  вступлении в войну против Японии в соответствии с Крымским соглашением  от 11 февраля 1945 г.

Берлинская  конференция обсудила ряд других послевоенных вопросов, поставленных делегациями СССР, США и Англии (о международной зоне Танжера, о  конференции по внутриевропейскому транспорту, о выводе войск из Ирана  и др.). Советское правительство  стремилось при рассмотрении всех вопросов обеспечить мир и безопасность народов  и укрепление их сотрудничества после  войны. По ряду вопросов стороны ограничились обсуждением их на конференции, а  некоторые из них были переданы на рассмотрение Совета министров иностранных  дел, который должен был собраться  в Лондоне в сентябре 1945 г.

Информация о работе Международные конференции в период Второй Мировой войны