Международные конференции в период Второй Мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:55, реферат

Описание работы

В контексте наступающего 65-летия великой Победы современники начинают все чаще и чаще пересматривать исторические решения, повлиявшие на ход и итоги Великой Отечественной войны. Многие государства сделали неверные выводы из тех трагических событий и продолжают активные боевые действия, некоторые же переписывают исторические факты, меняя на диаметрально противоположные образы героев и злодеев.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (19 - 30 ОКТЯБРЯ 1943 Г.) 4
2. ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (28 НОЯБРЯ - 1 ДЕКАБРЯ 1943 Г.) 15
3. КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ДУМБАРТОН-ОКСЕ (21 АВГУСТА - 28 СЕНТЯБРЯ 1944 Г.) 23
4. КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (4 - 11 ФЕВРАЛЯ 1945 Г.) 30
5. БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (17 ИЮЛЯ - 2 АВГУСТА 1945 Г.) 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

РефЕрат.docx

— 94.19 Кб (Скачать)

Английская делегация, убеждая ее участников в важности вступления Турции в войну на стороне антигитлеровской коалиции, подчеркивала «большие преимущества», которые получили бы от этого союзники: открытие пути на Балканы; открытие коммуникаций через Дарданеллы и пути в Черное море, что можно было бы использовать как для оказания военно-морской помощи Советскому Союзу, так и для направления ему более коротким маршрутом поставок; возможный выход из войны Румынии и Болгарии; бомбардировка с турецких баз Юго-Восточной Европы, прежде всего румынских нефтепромыслов, и др.

Советская делегация также выступала за участие Турции в войне, но, учитывая безрезультатность англо-турецких переговоров по этому вопросу, состоявшихся накануне Тегеранской конференции, высказала мнение, что Турция не вступит в войну, «какое бы давление мы на нее ни оказывали».

Как англичане, так и американцы признавали, что проведение операций в Средиземном  море, в том числе и в его  восточной части, хотя они и являлись второстепенными и вспомогательными, вызовет отсрочку главной операции — «Оверлорда».Советский Союз был  против такой отсрочки. Советская  делегация указала, что при планировании военных операций следует исходить из того, чтобы вспомогательные операции не только не мешали основной операции, но всячески содействовали ей.

Как в вопросе открытия второго фронта против гитлеровской Германии на западе Европы, так и в вопросе привлечения  к войне на стороне антигитлеровской коалиции Турции Советское правительство  исходило из стремления к быстрейшему  победоносному окончанию войны.

Ввиду положительного решения конференцией основного для Советского Союза  вопроса — о проведении операции «Оверлорд» в мае 1944 г. и о поддержке  ее высадкой в Южной Франции, советская  делегация согласилась на включение  в военные решения Тегеранской  конференции договоренности о желательности, с военной точки зрения, вступления Турции в войну на стороне союзников до конца 1943 г.

Существенное  значение для укрепления военного союза  трех великих держав, а также для  скорейшего завершения войны не только на Западе, но и на Востоке имело  заявление главы Советского правительства  о вступлении СССР в войну против японских агрессоров после разгрома гитлеровской Германии. Оно явилось ответом на неоднократные обращения западных союзников к СССР с просьбой вступить в войну против японской агрессии.

На  Тегеранской конференции состоялся  обмен мнениями по некоторым послевоенным проблемам. Рассмотрение этих проблем  носило предварительный характер, однако в ряде случаев оно послужило  основой для важных политических соглашений, достигнутых руководителями трех союзных держав на конференциях в Крыму и Берлине.

Главными  проблемами, которые встанут перед  европейскими народами после войны, Советский Союз считал обеспечение  безопасности и установление прочного, длительного мира. Для этого было необходимо исключить всякую возможность  повторения германской агрессии, дважды на протяжении четверти века ввергшей Европу в мировую бойню. По мнению Советского правительства, этой цели можно  было достичь созданием надежной системы международной безопасности во главе с ведущими державами  антигитлеровской коалиции.

Во  время встречи с президентом  Рузвельтом 29 ноября 1943 г. глава Советского правительства высказал некоторые  соображения по германскому вопросу. Сославшись на то, что, как показывает опыт истории, срок между войнами, развязанными Германией, все сокращается, он указал, что для предотвращения агрессии в будущем следует принять  более эффективные меры, чем те, которые намечаются английским премьер-министром. Он сказал, что союзники должны создать  специальный сильный орган, который  имел бы право занимать стратегически  важные пункты. В случае угрозы агрессии со стороны Германии эти пункты должны быть незамедлительно заняты, с тем  чтобы окружить и подавить агрессора. Президент Рузвельт высказал полное согласие с мнением советской  делегации.

На  заседании 1 декабря 1943 г. президент  Рузвельт предложил обсудить вопрос о расчленении Германии.

После состоявшегося обмена мнениями, прояснившего точки зрения трех держав по германскому  вопросу, было решено передать вопрос о послевоенном устройстве Германии на более тщательное изучение в Европейскую  консультативную комиссию.

Руководители  трех держав обменялись в Тегеране мнениями по вопросу о Польше.

На  Тегеранской конференции глава  советской делегации подтвердил, что СССР выступает «за восстановление, за усиление Польши». Он подчеркнул, что  Советский Союз не меньше, а больше других держав заинтересован в хороших  отношениях с Польшей, так как  Польша является его соседом. Проблемы безопасности Советского Союза и Польши неотделимы друг от друга. Антисоветская Польша была открытыми воротами для агрессивных действий против СССР.

Англия  и США на словах признавали, что  советский народ, переживший два  нашествия Германии и проливший  так много крови во имя освобождения Польши, должен быть уверен, что польское правительство будет проводить  дружественную политику в отношении своего восточного соседа. Однако на деле они поддерживали эмигрантское польское правительство в Лондоне, одержимое ненавистью к демократическим силам польского народа и враждебное СССР.

На  Тегеранской конференции по инициативе президента Рузвельта состоялся  обмен мнениями по вопросу о выходе из войны Финляндии, воевавшей на стороне гитлеровской Германии против Советского Союза. Еще в начале 1943 г. американское правительство предложило свое посредничество в деле заключения мира между СССР и Финляндией, но тогдашнее правительство Финляндии  не приняло советские условия  мира, хотя они были весьма умеренными.

Глава Советского правительства сообщил  на конференции, что некоторое время  назад заместитель министра иностранных  дел Швеции Бохеман уведомил советского представителя в Швеции, что «финны хотели бы переговорить с русскими». При этом Бохеман сказал, что «финны боятся, что Россия отнимет у Финляндии  независимость и превратит ее в свою провинцию». На это Советское  правительство ответило, сообщил  далее И. В. Сталин, что у него «нет намерения превратить Финляндию  в свою провинцию» и что оно  не возражает против приезда финнов в Москву для переговоров. Однако финны, указал глава советской делегации, предлагают принять за основу переговоров  советско-финляндскую границу 1939 г., что свидетельствует о том, что  они «не хотят серьезных переговоров  с Советским правительством»  и все еще верят в победу Германии.

На  конференции в Тегеране были рассмотрены  также вопросы послевоенного  сотрудничества в обеспечении прочного мира.

Советская делегация поддерживала идею президента США по созданию международной организации  по сохранению мира и безопасности.

На  Тегеранской конференции не было принято какого-либо специального решения  о создании международной организации, однако общие идеи сотрудничества и  единства действий СССР, США и Великобритании нашли свое отражение в Декларации трех держав, подписанной по окончании  конференции.

В Тегеране была принята также декларация об Иране. Признавая помощь, оказываемую  Ираном антигитлеровской коалиции, особенно в транспортировке грузов в Советский  Союз, руководители трех держав согласились  предоставить Ирану экономическую  помощь как на время войны, так  и в послевоенный период и заявили  о своем желании сохранить  полную независимость, суверенитет  и территориальную неприкосновенность Ирана.

Тегеранская конференция и ее решения имели  большое международное значение. В докладе главы Советского правительства, посвященном 27-й годовщине Великой  Октябрьской социалистической революции, подчеркивалось, что «успешное осуществление  Тегеранского решения не могло не послужить делу упрочения фронта Объединенных Наций».

  1. КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ДУМБАРТОН-ОКСЕ (21 АВГУСТА - 28 СЕНТЯБРЯ 1944 Г.)

 

Конференция представителей СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе (21 августа — 28 сентября 1944 г.) была созвана по предложению  СССР, зафиксированному в протоколе  Московской конференции министров  иностранных дел от 1 ноября 1943 г., согласно которому признавалось желательным, «чтобы Представители Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки  и Советского Союза провели предварительный  обмен взглядами по вопросам, связанным  с учреждением международной  организации для поддержания  международного мира и безопасности».

26 октября  1943 г. советская делегация на  Московской конференции внесла  предложение «образовать комиссию  в составе представителей Великобритании, Соединенных Штатов Америки и  Советского Союза для предварительной  совместной разработки вопросов, связанных с учреждением Всеобщей  международной организации», которое  было принято. Оно подчеркивало  необходимость согласованных действий  трех государств в связи с  предстоящим созданием Международной  организации безопас­ности и  определяло конкретные пути в  этом направлении.

Решения Московской конференции были подтверждены на Те­геранской конференции.

30 мая 1944 г.  государственный секретарь США  К. Хэлл информировал послов  СССР и Англии в Вашингтоне  о готовности американского правительства  приступить к переговорам о  создании Международной организации  безопасности. Хэлл предлагал провести  переговоры в столице США при  участии представителей четырех  держав, а именно: СССР, США, Великобритании  и Китая. Но затем Хэлл сообщил  послам СССР и Англии, что, поскольку  переговоры с Китаем могут  затронуть отношения СССР и  Японии, он считал бы возможным  устроить двойные переговоры, с  тем чтобы на первом этапе  переговоров участвовали представители  СССР, США и Англии, а на втором  — США, Англии и Китая.

Советское правительство  выразило готовность принять участие  в переговорах в Вашингтоне, «имея  в виду, как это предлагает г-н  Хэлл, организацию двойных переговоров, то есть переговоров представителей США и Великобритании отдельно с  представителями СССР и Китая» .

Данная позиция  Советского правительства объяснялась  тем, что СССР в этот период не принимал участия в войне союзных государств против Японии и выполнял свои обязательства  по советско-японскому пакту о  нейтралитете, заключенному 13 апреля 1941 г., стараясь избегать всего того, что  могло бы дать повод втянуть СССР в военные действия на Дальнем  Востоке.

В ходе дальнейшего  обмена мнениями была достигнута дого­воренность, что переговоры представителей Великобритании, СССР и США начнутся 21 августа 1944 г. в Вашингтоне и бу­дут рассматриваться  в качестве предварительных, неофициаль­ных переговоров по основным вопросам, касающимся учреждения Международной  организации безопасности. К началу конферен­ции все стороны подготовили  конкретные предложения.

Меморандумы СССР, США и Англии с предварительными предложениями по вопросу о создании Международной организации безопасности послужили основой для переговоров  в Вашингтоне.

Местом конференции  правительство США выбрало построенный  в 1802 г. трехэтажный особняк в  Думбартон-Оксе на окраине Вашингтона, принадлежащий Гарвардскому университету. В здании, где студенты изучали  искусство античных и византийских мастеров, утром 21 августа 1944 г. государственный  секретарь США Кордэлл Хэлл открыл заседания конференции.

За столом переговоров в Думбартон-Оксе собрались представители государств, интересы и политические устремления которых в вопросах послевоенного устройства мира имели глубокие различия.

Однако при  всем различии классовых позиций  и идеологий участников конференции  объединяло общее стремление к сотрудничеству, столь необходимому для достижения победы над фа­шистской Германией и ее союзниками, и к созданию действенной системы коллективной безопасности для сохранения длительного мира. Этот фактор способствовал результативности переговоров.

На конференции  была быстро достигнута договоренность о целях, принципах и основных органах Международной организации безопасности.

В качестве главной  цели на первый план было поставлено «поддержание международного мира и безопасности и принятие с этой целью эффективных  коллективных мер для предотвраще­ния  и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений  мира и обеспечения мирными средствами уре­гулирования или улаживания международных споров, которые могут  привести к нарушению мира» .

Было договорено, что Международная организация  безопасности должна действовать в  соответствии со следующими принципами: 1) Организация основана на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств; 2) Все члены организации обязуются выполнять взятые на себя обязательства; 3) Все члены организации будут воздерживаться в своих международных отношениях от того, чтобы угрожать силой или использовать силу каким-либо образом, не совместимым с целями организации; 4) Все члены организации будут оказывать ей всемерную помощь в любом действии, предпринятом организацией в соот­ветствии с положениями статута; 5) Все члены организации дол­жны воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого организацией предприняты действия превен­тивного или принудительного характера; 6) Организация обеспе­чит, чтобы государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с ее принципами.

В качестве основных органов организации, которую предла­галось  назвать «Объединенные Нации», были намечены: Генеральная Ассамблея, Совет  Безопасности, Международный Суд  и Секретариат.

Было решено создать также действующий под  руководст­вом Генеральной Ассамблеи  Экономический и Социальный Со­вет. Но среди основных органов он не упоминался. Этим как бы подчеркивалось, что на первый план выдвигаются задачи обеспечения мира и безопасности.

Информация о работе Международные конференции в период Второй Мировой войны