Международные конференции в период Второй Мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:55, реферат

Описание работы

В контексте наступающего 65-летия великой Победы современники начинают все чаще и чаще пересматривать исторические решения, повлиявшие на ход и итоги Великой Отечественной войны. Многие государства сделали неверные выводы из тех трагических событий и продолжают активные боевые действия, некоторые же переписывают исторические факты, меняя на диаметрально противоположные образы героев и злодеев.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (19 - 30 ОКТЯБРЯ 1943 Г.) 4
2. ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (28 НОЯБРЯ - 1 ДЕКАБРЯ 1943 Г.) 15
3. КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ДУМБАРТОН-ОКСЕ (21 АВГУСТА - 28 СЕНТЯБРЯ 1944 Г.) 23
4. КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (4 - 11 ФЕВРАЛЯ 1945 Г.) 30
5. БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (17 ИЮЛЯ - 2 АВГУСТА 1945 Г.) 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

РефЕрат.docx

— 94.19 Кб (Скачать)

Сближение восточного и западного фронтов, действовавших  против Германии, поставило на повестку дня вопрос о более тесной координации  военных действий советских и  союзных войск, изучение которого главы  трех правительств поручили присутствовавшим на конференции военным штабам.

Принятые  на конференции решения по вопросу  о разгроме гитлеровской Германии, направленные на ускорение окончания  войны, имели большое значение.

На пленарном  заседании 5 февраля главы правительств приступили к рассмотрению политических вопросов. На повестку дня конференции  был поставлен прежде всего германский вопрос: об обращении союзников с  Германией после ее поражения  и о ее будущем. В условиях близкой  победы над гитлеровской Германией  этот вопрос приобрел особенно срочный  характер.

На Крымской конференции три державы —  СССР, США и Великобритания договорились об общей политике и планах принудительного  осуществления условий безоговорочной капитуляции Германии после ее полного  поражения.

Условия безоговорочной капитуляции Германии предусматривали  прекращение военных действий и  проведение мероприятий по разоружению  Германии, а также установление верховной  власти СССР, США и Великобритании в отношении Германии, включая  право полного разоружения и  демилитаризации Германии и принятия других мер, которые три правительства  могли бы счесть необходимыми для  будущего мира и безопасности.

На Крымской конференции три державы наметили также политические и экономические  принципы, которыми им надлежало руководствоваться  при обращении с Германией  в начальный контрольный период. Они провозгласили, что их «непреклонной  целью является уничтожение германского  милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда  больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». Вместе с тем  три державы торжественно заявляли, что в их цели «не входит уничтожение  германского народа». Одновременно они указывали, что «только тогда, когда нацизм и милитаризм будут  искоренены, будет надежда на достойное  существование для германского  народа и место для него в сообществе наций9».

Однако оставались еще другие вопросы – англо-американские предложения о расчленении Германии, вопрос об участии Франции в оккупации и контрольном механизме для Германии, вопрос о возмещении Германией ущерба, причиненного войной, и о размерах этого возмещения,— по которым у трех союзных держав имелись разногласия, которые им предстояло разрешить на конференции.

В своих военных  мемуарах У. Черчилль указывает, что, готовясь к конференции в Крыму, он еще  раз продумал вопрос о будущем  Германии и 4 января 1945 г. составил записку  министру иностранных дел А. Идену, в которой отмечал, что «нам еще  предстоит урегулировать практические вопросы раздела Германии, решить вопрос об отношении к промышленности Рура и Саара и т. д. Эти вопросы, возможно, будут затронуты на нашем  предстоящем совещании, но я сомневаюсь, будет ли на нем достигнуто какое-либо окончательное решение. Никто не может сказать сейчас, каково будет  положение Европы, как сложатся отношения  между великими державами... Поэтому  разумно как можно дольше не принимать  окончательного решения, пока не станут известными все факты и все  силы, которые дадут себя знать  в определенный момент».

Советское правительство, осуществляя ленинские принципы внешней политики, предусматривающие  защиту прав народов на свою государственную  независимость, никогда не отождествляло  клику Гитлера с германским народом, германским государством.

Когда в конце  первого пленарного заседания Черчилль внес предложение обсудить на следующем  заседании вопрос о будущем Германии, если, как он выразился, «у нее будет  какое-либо будущее», И. В. Сталин со всей решительностью заявил: «Германия будет  иметь будущее».

Для выяснения  действительной позиции американского  и английского правительств в  отношении Германии глава Советского правительства во время Крымской конференции на пленарном заседании 5 февраля поставил вопрос, предполагают ли союзники расчленить Германию после  ее военного поражения.

Премьер-министр  У. Черчилль и президент Ф. Рузвельт заявили, что в принципе они выступают  за расчленение Германии.

Однако, по мнению Черчилля, все эти вопросы не могли  быть решены в течение нескольких дней на Крымской конференции.

Советская делегация  не могла не заметить, что американская и особенно английская делегации, являвшиеся инициаторами расчленения Германии, на Крымской конференции стали отступать  от своих позиций.

На пленарном  заседании 6 февраля советская делегация  согласилась с предложением Э. Стеттиниуса, и таким образом было принято  решение, получившее свое отражение  в протоколе конференции . 7 февраля  главы правительств одобрили подготовленное тремя министрами иностранных дел  решение о создании комиссии из представителей США, Англии и СССР для изучения вопроса  о процедуре расчленения Германии.

На совещании  министров иностранных дел 7 февраля  был согласован вопрос о предоставлении Франции зоны оккупации Германии. По вопросу об участии Франции в контрольном механизме стороны заняли разные позиции: советский и американский представители считали целесообразным передать этот вопрос на рассмотрение ЕКК, английский представитель предлагал решить вопрос о допуске Франции в контрольный механизм на самой конференции. На пленарном заседании 10 февраля президент США и глава Советского правительства, в целях достижения единства в деле послевоенного сотрудничества, согласились на участие Франции в контрольном механизме для Германии.

По предложению  советской делегации на конференции  был обсужден вопрос о репарациях с Германии.

На заседаниях министров иностранных дел 7 и 9 февраля  при обсуждении советского документа  «Основные принципы взимания репараций  с Германии» , в котором была определена общая сумма репараций для  СССР, США, Великобритании и остальных  союзных стран в 20 млрд. долларов, британский представитель выступил против фиксации каких-либо сумм репараций. Такая позиция британского правительства  объяснялась прежде всего нежеланием удовлетворить справедливые репарационные  претензии СССР. Оно стремилось также  сохранить за собой свободу рук  в осуществлении своей будущей  экономической политики в отношении  Германии.

Что касается американской делегации, то она согласилась  принять общую сумму репараций  в 20 млрд. долларов только в качестве основы для обсуждения в репарационной  комиссии, при этом Советский Союз должен был получить 50% от общей суммы  репараций.

11 февраля  на заседании глав правительств  по предложению советской делегации  раздел о репарациях с Германии  был включен в решения конференции.  Кроме того, по предложению советской  делегации главы правительств  подписали особый протокол по  вопросу о репарациях натурой  с Германии, в котором были  изложены принципы взимания репараций  и согласованная советско-американская  формула о сумме репараций.

Одно из важнейших  мест на Крымской конференции занимал  вопрос о создании организации Объединенных Наций для обеспечения международной  безопасности в послевоенные годы.

После конференции  в Думбартон-Оксе американское правительство, весьма заинтересованное в создании международной организации безопасности, в которой США рассчитывали играть ведущую роль, выступило с новым предложением по вопросу о процедуре голосования в Совете Безопасности, учитывавшим точку зрения правительства СССР. Оно было изложено в послании президента США главе Советского правительства от 5 декабря 1944 г. В соответствии с этим предложением решения Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считались принятыми, когда за них были поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, должна была воздерживаться от голосования при принятии решений согласно разделу А главы VIII проекта устава, касающемуся мирного урегулирования спора.

Советское правительство, желая добиться скорейшего решения  вопросов, связанных с созданием  международной организации безопасности, на заседании глав правительств 7 февраля  заявило о своем согласии принять  американское предложение, и таким  образом был решен один из главных  и принципиальных вопросов, касающийся характера будущей международной  организации.

В свою очередь  советская делегация внесла на заседании  глав правительств 7 февраля предложение, чтобы три или две советские  республики, в первую очередь Украинская ССР и Белорусская ССР, имеющие  большое политическое и экономическое значение и внесшие значительный вклад в победу над гитлеровской Германией, были приглашены на конференцию Объединенных Наций в качестве учредителей международной организации безопасности

На Крымской конференции было принято решение, что учредительная конференция  Объединенных Наций откроется 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско и что  в работе этой конференции примут участие Объединенные Нации по составу  на 8 февраля 1945 г., а также те из присоединившихся наций, которые объявят войну  общему врагу не позднее 1 марта 1945 г.  Одним из самых трудных вопросов Крымской конференции, вызвавшим острую политическую дискуссию, явился польский вопрос. Советское правительство  заняло по этому вопросу гибкую, но принципиальную позицию, отстаивая  как интересы безопасности своего социалистического  Отечества, так и интересы польского  народа, вставшего на новый путь социального развития.

Признание  Советским  Союзом  Временного правительства  в Польше, а Англией и США  — польского эмигрантского правительства  в Лондоне являлось серьезным  препятствием на пути сотрудничества трех союзных держав. Британский премьер-министр  писал своих военных мемуарах, что «Польша действительно была самым неотложным поводом для  Ялтинской конференции».

Польский  вопрос включал в себя два аспекта: границы Польши польское правительство, однако и Рузвельт, и Черчилль считали, что «наиболее существенной частью польского вопроса является вопрос о создании постоянного правительства в Польше».

На Крымской конференции вопрос о польском правительстве  вызвал острую дискуссию.

Английское  и американское правительства были вынуждены в конце концов согласиться  с советской позицией. Конференция  достигла соглашения о том, что «действующее ныне в Польше Временное правительство  должно быть... реорганизовано на более  широкой демократической базе с  включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы».

Серьезную дискуссию  вызвал вопрос о границах Польши. Советское  правительство считало, что восточная  граница Польши должна  проходить  по «линии Керзона», которая была установлена  в 1919 г.

В представленном советской делегацией на пленарном  заседании 7 февраля проекте предложений  по польскому вопросу правительство  СССР, заявив, что восточной границей Польши должна быть линия Керзона, выразило готовность пойти на некоторые частичные  отклонения от этой линии в пользу Польши. Западная граница Польши, по предложению Советского правительства, должна была идти от города Штеттина по реке Одер и далее по реке Западная Нейсе.

Английская  и американская делегации, поддержавшие советское предложение о восточной  границе Польши, выступили против того, чтобы западной границей Польши служила река Западная Нейсе, под  тем предлогом, что польский народ  якобы не сумеет освоить ресурсы  этой территории. На заседании глав правительств 8 и 10 февраля они высказались  за предоставление Польше в порядке  компенсации территории до реки Одер.

Решения Крымской конференции по вопросу о Польше явились крупной победой советской  дипломатии и полностью отвечали интересам польского народа, советско-польской дружбы, интересам мира и безопасности в Европе.

На Крымской конференции между тремя союзными державами — СССР, США и Великобританией  было достигнуто соглашение по вопросам Дальнего Востока, предусматривавшее  вступление СССР в войну против последней  союзницы фашистской Германии — Японии.

На Крымской конференции 8 февраля 1945 г. во время  переговоров между Председателем  Совета Народных Комиссаров И. В. Сталиным и президентом Ф. Рузвельтом была достигнута в принципе договоренность о политических условиях вступления СССР в войну против Японии. Эти  условия легли в основу соглашения, подписанного между тремя союзными державами 11 февраля 1945 г.

Давая согласие вступить в войну против Японии, Советское правительство выполняло  свой союзнический долг. Оно руководствовалось  стремлением сократить срок окончания  войны, количество жертв и ускорить наступление всеобщего мира.

Крымская  конференция и ее решения имели  огромное международное значение. На конференции восторжествовали принципы сотрудничества великих держав антигитлеровской коалиции, направленного на скорейшее  окончание второй мировой войны  и демократическое решение послевоенного  устройства мира.

Крымская  конференция подчеркнула решающее значение единства трех держав как  в ведении войны, так и в  организации мира. В решении конференции  говорилось, что «только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании  между нашими тремя странами и  между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества — прочный и длительный мир» .

Результаты  конференции получили высокую оценку со стороны ее участников — СССР, Великобритании и США.

 

  1. БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (17 ИЮЛЯ - 2 АВГУСТА 1945 Г.)

 

Берлинская (Потсдамская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании (17 июля — 2 августа 1945 г.) была последней в ряду конференций союзных государств в период Великой Отечественной  войны. В отличие от предшествующих конференций она проходила уже  после окончания войны в Европе. Гитлеровской Германии было нанесено полное и сокрушительное поражение. 8 мая 1945 г. в Берлине гитлеровское командование в присутствии представителей советского и союзного командований подписало акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Берлинская  конференция была призвана закрепить  в своих решениях историческую победу, одержанную народами СССР и других союзных стран над фашистской Германией, выработать программу справедливого  и прочного мира в Европе.

Решения Берлинской конференции и по сей день являются предметом острой идеологической борьбы. Среди буржуазных историков Запада при всем разнообразии их направлений  преобладает стремление принизить  значение конференции, в неверном свете  представить ее итоги. По существу, те, кто не хочет считаться со сложившимися после войны реальностями в Европе, изменением соотношения  сил в пользу СССР, сил мира, демократии и социализма, выступают и против решений Берлинской конференции.

После окончания  войны в Европе на Берлинской конференции  трем союзным державам предстояло решить прежде всего основной вопрос —  германский.

Информация о работе Международные конференции в период Второй Мировой войны