Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Однако в различных регионах страны те или иных структуры политической системы были выражены с различной  степенью полноты. Так, по мере развития вотчинного землевладения в районах, прилегающих к Киеву (юго-западная Русь), возрастала роль бояр и их влияния на князя. Фактически они стали лоббировать те кандидатуры князей, которые им были выгодны. На крайнем северо-востоке, наоборот, вследствие малочисленности славянского населения, вече оказалось слабым. Поэтому сильно возрастала роль князя в решении всех основных вопросов жизни региона.

В Новгородской земле, после восстания 1136 г., когда население отвергло князя, присланного из Киева, фактически была провозглашена вечевая республика. В ней основную роль играли боярские группировки. Вече в Новгороде и Пскове само избирало архиерея (владыку), посадников и тысяцких, заключало договоры с иностранными государствами. Князь, как иноземец, не мог войти в состав новгородского общества. Он и его дружина не могли приобретать земли в Новгородской земле. Князь не имел права торговли без посредничества новгородских купцов и не имел права изменять законов Новгорода. Князь не мог назначать своих дружинников на выборные должности в новгородской земле. Князя постоянно сопровождал посадник. В отличие от других городских уездных центров резиденция князя в Новгородской земле была вне детинца. Это предусматривалось на случай, если князь захочет взять всю полноту власти в Новгороде. Кроме большой власти веча, в Новгороде огромными полномочиями обладал руководитель церкви (владыка). Он выступал примирителем в вечевых распрях, руководил правительственным советом, своей печатью скреплял договоры с иностранными государствами, в его резиденции – храме святой Софии – хранились архив и казна. Владыка в Новгороде имел также большое количество земель, принадлежащих церкви и отдельный от ополчения полк.

В социальной структуре населения  Киевской Руси выделялось три слоя населения: высший, средний и низший. Высший слой населения являлся самым малочисленным. Он включал в себя князей, их роды и боярство. Выделялось служилое княжеское боярство, в которое первоначально входило много варягов, финнов, мадьяров и кочевников, которые находились на службе у князя и постепенно обрусели. Вторую категорию боярства представляли земские бояре. Это была местная аристократия, возникшая еще до образования великого княжества Киевского (потомки родовитых старейшин и племенных князьков). В состав земских бояр также входило вооруженное купечество больших торговых городов, которые охраняли и использовали путь «из варяг в греки». В течение XI-XII вв. происходит сближение и частичное слияние этих двух видов боярства. Все категории боярства стали приобретать и получать за службу земли – вотчины.

Средний слой населения был представлен  младшими дружинниками, зажиточными  горожанами (лучшими или вятшими  людьми) и средним купечеством.

Наиболее многочисленной были низшие слои населения. Основную массу населения  в IX-XI вв. составляли свободные общинники – люди. Нет единого мнения, к какой категории отнести т.н. смердов. Одни авторы считают, что «смерды – полусвободные княжеские данники, сидевшие на его земле и несшие ему повинности» (А.К. Тихонов). Другие – что это «категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя» (авторский коллектив ВГПУ, учебник «История России. В 2-х т.» под ред. С.В. Леонова). Третьи считают, что смерды – свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и свою пашню. Зависимое население было представлено несколькими основными категориями. Закупы – люди, работающие на землевладельца за «купу» - т.е.за взятую у него ссуду. Рядовичи – люди, заключившие с землевладельцем «ряд» - договор об условиях работы у него. Обычно рядовичи выполняли различные поручения мелких административных агентов своих господ. Пущенники – отпущенные на волю холопы, пользующиеся покровительством церкви. Низшую ступень занимали холопы или челядь. Они делились на две группы неполных и обельных холопов. Неполные холопы или закупы являлись разорившимися общинниками, попавшими в долговую кабалу к князю или дружиннику. Они отрабатывали ссуду на пашне или как слуги в хозяйстве. Источником обельного холопства являлся плен, не заключение договора с князем или же брак с рабыней. Обельные холопы были едиными по юридическому статусу, но разнородными по своей социальной структуре. Основную массу составляли рядовые рабы, но обельными холопами могли быть и высокопоставленные княжеские слуги (тиуны).

В качестве отдельной социальной группы в древней Руси можно рассматривать и церковь. Она возглавлялась митрополитом, которого назначал константинопольский патриарх. До появления монголо-татар в пределах русских княжеств все они были греками и лишь двое – выходцы из славянской среды. Это митрополит Иларион, назначенный при активном участии Ярослава Мудрого в 1051 г., а также Климент (Клим Смолятич), поставленный в 1147 г.

В крупных городах с согласия местных князей ставились епископы, которые учреждали епархии. При  них находился целый штат чиновников для суда и управления. В компетенции церковного суда находились дела о преступлениях против религии, нравственности, семейным отношениям. Только церковным судом судили церковнослужителей, членов их семей, юродивых и изгоев. Вместе с появлением православия стали возникать в городах и монастыри и появились монахи.

Изгои составляли также отдельную  социальную группу населения. Это были люди, стоящие вне своих социальных групп: князья, лишенные наследства, выкупившиеся из неволи холопы, разорившиеся купцы (впоследствии «разгильдяи»), не выучившиеся грамоте священнослужители. Их положение было, прямо скажем, незавидным. Общество того времени было крайне замкнутым, любая социальная группа старалась не принимать к себе новых членов извне, поэтому изгои, утратившие свой социальный статус, оказывались как бы вне общества.

 

Культура древней Руси

Большие изменения произошли в  культурной сфере после проникновения  христианства на земли восточных  славян. Возникла, прежде всего, необходимость  в чтении священных книг и возведении культовых сооружений. Поэтому во второй половине IX в. в результате деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия появляется кириллица, которая постепенно вытесняет глаголицу.

Постепенно это привело к  появлению литературы и сравнительно систематического образования в основном для будущих священнослужителей. Так, при Ярославе Мудром была открыта школа для духовных лиц в Новгороде. Здесь учили письму, счету и богословию. При Киево-Печерском монастыре появляется школа высшего типа, где обучали богословию, риторике, грамматике. Все обучение велось на родном языке. В Софийском соборе в Киеве Ярослав Мудрый открыл первую библиотеку для жителей.

Древнерусская литература насчитывала  несколько жанров. Основным из них  был летописный. Появились родовые княжеские летописи и исторические повествования об отношениях между князьями. Одним из самых значительных памятников этого времени, первой дошедшей до нас русской летописью является «Повесть временных лет» летописца Нестора (первая половине XII в.). В ней нашел отражение начальный период нашей истории. Основным лейтмотивом «Повести» стал призыв к единству русских земель.

Следующим жанром стал жанр жития. Наиболее известными являются два произведения этого жанра, которые также приписываются  летописцу Нестору. Это «Житие Феодосия Печерского» и «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба». В первом произведении повествуется о деятельности Феодосия – основателя Киево-Печерского монастыря, реформатора его устава, автора ряда книг и поучений. С его мнением считались сыновья Ярослава. Во втором произведении Нестор впервые в древнерусской литературе обращается к собственным, а не византийским святым. Третьим жанром древнерусской литературы стал жанр слова. Наиболее известное произведение этого жанра «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Он прославляет русских князей и, особенно, князя Владимира Красное солнышко за принятие христианства. Заметным последним жанром древнерусской литературы становится жанр хождений. Он включал в себя описание путешествий. В этом ряду выделяется «Хождение игумена Даниила», где последний описывает свое путешествие в святую землю Палестину и увиденные им там христианские святыни.

После появления христианства как  официальной религии, в древней  Руси возникает каменное строительство. Первыми каменными сооружениями были церкви, а их проектировщиками выступали византийцы. Поэтому преобладающим стал византийский крестово-купольный стиль. Большое место отводилось отделке и окраске зданий с чередованием различных строительных материалов (кирпича, извести и плинфы – тонкого и широкого обожженного кирпича с вкраплением дикого камня). Появляется монументальная живопись: фрески, мозаики, иконопись. Византийская техника возводилась в канон и строго оберегалась церковью. Основу ее составляло плоское изображение ликов святых на стенах храмов.

Одной из самых первых церквей, сооруженных  на Руси, стала Десятинная церковь  в Киеве в 90-е гг. X в. Церковь  была посвящена Успенью богородицы. Название пошло от выделения на ее сооружение церковной десятины. Десятинная церковь возводилась из плинфы украшалась резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитками и фресками. Десятинная церковь рухнула во время штурма Батыем Киева в декабре 1240г.

Следующим заметным сооружением в  Киеве стал Софийский собор, который возводился в середине 30-х гг. XI в. Он сохранился до сих пор, но со значительными переделками. Это был единственный тринадцатикупольный храм в древней Руси. Внутри храм Святой Софии был украшен мозаикой, включая пол, и фресками. На фресках изображались не только святые, но и семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и др.). Храм святой Софии в Киеве создавался по образу и подобию византийской Софии и должен был стать главным храмом древней Руси. Храмы возводились и в монастырях. Так, одними из первых они появились в киевских монастырях Выдубицком и Киево-Печерском.

Храмы создавались и в других городах. Как правило, это были крупные  центры княжеств. Стоит выделить такие  города как Полоцк, Чернигов, Владимир, Вышгород. Вторым крупным собором в древней Руси, посвященном святой Софии, стал храм в Новгороде, который возводили с 1045 по 1050 гг. Новгородский храм имел много общего со своим одноименным киевским храмом. Однако, он был возведен не из кирпича, а из местного известняка и не имел мозаики внутри, а только фрески. Новгородская София была пятикупольной.

Больших успехов в древней Руси достигли ремесла: гончарное производство, обработка металлов и изготовление ювелирных изделий. С Xв. в древнерусских землях появляется гончарный круг. По результатам раскопок, практически в каждой местности встречаются шиферные пряслица (грузики для веретен). В небольших кузницах (домницах) изготовляли кузнечный инструмент (молоты, клещи и гвозди) и всевозможные сельскохозяйственные орудия. Началось изготовление мечей и русских сабель. Мечи изготовляли как рубящие (с IX в.), так и колющие (с XIII в.). Все мечи были обоюдоострые.

При изготовлении ювелирных изделий  использовалось золото и серебро. При  проведении раскопок в различных регионах страны, чаще всего попадаются серьги, подвески-кольты, кольца и ожерелья. При их изготовлении применялась сложная техника работ. Уже в это время использовалась техника зерни – напаивание узора из тысяч мельчайших шариков на изделие. Еще одна техника украшения изделий, применяемая древними умельцами – скань: нанесение рисунка тонкой серебряной проволокой, которая также напаивалась на металлическую поверхность. Применялась также чернь – черный или темно-серый рисунок, нанесенный на металл (как правило, на золото или серебро) путем гравировки и заполнения штрихов черневым сплавом. В состав этого сплава входили жидкое серебро, медь, сера. Применялась также позолота. В древней Руси знали и два типа эмали: сканную и выемчатую. При технике сканной эмали перегородки между рисунками сканью заполнялись разноцветной эмалью. При технике выемчатой эмали краской заполняли выемки в литых изделиях.

Быт подавляющей части населения  древней Руси мало чем отличался  от догосударственного. Жилище на юге  представляло собой полуземлянки с земляным полом, а на севере – срубные наземные постройки (как правило, из сосны) с деревянным полом. Печи были глинобитные или каменные (но не кирпичные) и топились по-черному. Окон, в нашем сегодняшнем понимании, не было. Существовали лишь небольшие отверстия под потолком для выхода дыма. Горожане жили в двухэтажных деревянных срубах, где нижний этаж был хозяйственным, а верхний жилым. Знать проживала в усадьбах, площадью до 1000 м2, которые назывались хоромами. Хоромы представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных сетью затейливых переходов с крыльцом на каждом из них и теремом. Большой редкостью были каменные княжеские дворцы.

Одежда основной массы населения  также не отличалась большим разнообразием. Простолюдины ходили в домотканных рубахах, которые назывались власяницы (у женщин они были с вышивкой), у мужчин были узкие длинные штаны (порты), а у женщин – юбки. Верхняя одежда называлась свита. Это было длинное, плотно облегающее одеяние. Зимой носили шубы–кожухи. Знать ходила в плащах из дорогих восточных материй, шитых золотом. Верхнюю одежду князей составляли плащи (корзно) с золотыми застежками. Шубы были из дорогих мехов (соболь, горностай, чернобурая лисица) и шиты золотом. Рубахи были из дорогих восточных тканей. Обувью общинникам служили лапти. Горожане носили кожаные сапоги или туфли. Знать ходила в сапогах из дорогой кожи, покрытой инкрустацией и золотой вышивкой. Посуда у простолюдинов была деревянная и глиняная, у знати – золотая и серебряная. Большой популярностью пользовались в городах и селах скоморошьи представления. Скоморохи преследовались церковью, так как в их представлениях видели что-то дьявольское. Среди простого народа на всем протяжении существования Киевской Руси, наряду с христианством, существовали и языческие представления и обряды. Они причудливо смешались с христианскими праздниками, что нашло отражение в таком явлении как народное православие.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"