Лекции по "Отечественной истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной знати слабеет. На смену родовой общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий.

Работа содержит 1 файл

Отечественная история Лекции.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Отечественная история Лекция 1

Колонизация славянами в VI-VIII вв. огромных пространств Восточно-Европейской  равнины ускорила процесс разложения у них родового строя. Власть родоплеменной  знати слабеет. На смену родовой  общине приходит территориальная община или «вервь». Развивается хозяйство славян, ремесла, торговля. Города превращаются из военно-административных центров в экономические центры близлежащих территорий. Появляются своеобразные культурные традиции и обычаи. Наконец, нарастание богатства и ускорение имущественного расслоения населения городовых областей подвели к моменту, когда конфликт между имущими и неимущими потребовал создания защитных механизмов собственности.

Т.о., родоплеменная организация  славян к середине IX в. постепенно уступает место территориальной общности. Она скреплена новыми военно-политическими интересами, хозяйственным и культурным единством. Предпосылки и условия для формирования государственных институтов были налицо. Тем более что постоянно возрастал интерес соседей к богатой Гардарике (как называли земли восточных славян скандинавы за многочисленность городов).

Раннефеодальное государство Киевская Русь сложилось на территории восточно-славянских племен в IX-X вв. Вначале, в IX в. сформировались два протогосударственных образования. Одним из них был союз славян с центром в Киеве. О начале Киева Нестор рассказывает следующее: «братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени меньших братьев, Щековицею и Хоривицею». Город же назвали, согласно преданию, в честь старшего брата, который его основал. К IX веку Киев уже был крупным торговым и политическим центром, вокруг которого складывается значительное протогосударственное объединение.

Другим подобным образованием стало  объединение словен, кривичей и финноязычных племен на севере, в р-не озера Ильмень. Согласно той же летописи, в 862 году в него был приглашен на княжение выходец из Скандинавии Рюрик.

Приглашение иноплеменных наемников  в качестве военных вождей и дружинников было обычным явлением средневековья. Восточные славяне не были исключением. Еще до «призвания варягов» торговый путь «из варяг в греки» служил важным каналом проникновения скандинавов в славянские земли. Призвание же Рюрика с братьями на княжение в северные земли положило начало появлению «варяжских княжеств». Сначала Рюрик стал княжить в Ладоге, но в начале 60-х годов IX в., точнее, в 862 г. Рюрик утвердился в Новгороде Великом, сделав его, по сути столицей зарождавшегося государства. Один из братьев Рюрика, Синеус, стал княжить в Белоозере, другой, Трувор – в Изборске. После их скорой смерти Рюрик присоединил принадлежавшие им земли к своим территориям. Правда, существует и другая версия этих событий: с древнескандинавского «синеус» и «трувор» переводятся как «двор» и «дружина». Поэтому возможно еще и такое прочтение: «пришел Рюрик с двором и дружиной». В любом случае, в итоге Рюрик объединил под своей властью все земли на севере у восточных славян, а также соседствующие с ними финно-угорские племена и положил начало правящей династии на Руси – Рюриковичей, которая оставалась у власти до конца XVI в.

Приблизительно в это же время  варяги-дружинники Рюрика, Аскольд  и Дир захватили власть в Киеве. По некоторым сведениям. Они приняли  христианство и организовали первый поход славян и варягов на Константинополь около 860 года. Еще один соплеменник Рюрика, Рогволод, начал править в Полоцке.

Вокруг этого призвания на княжение варягов вот уже несколько  веков идут жаркие споры. Еще в XVIII в. в России зародились две устойчивые исторические школы – норманская и антинорманская или славянская, которые по сути полярно противостояли друг другу. Приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые, будущие академики Российской Академии наук, Г.Байер и Г.Миллер утверждали, что древнерусское государство создали норманны, поскольку славяне были не готовы и не способны к этому. Они ссылались при этом на известные источники, в первую очередь, на первую русскую летопись – «Повесть временных лет». Даже само слово «Русь» – норманского происхождения, утверждали Г.Байер и Г.Миллер. Многие современные историки разделяют эту точку зрения. Германские памятники письменности убеждают, что «россы» – представители шведского племени, а слова «росс» и «норманн» синонимичны. Многие отечественные историки считают, что слово «Русь» происходит от древнескандинавского глагола, означавшего «грести». Вначале так, якобы, так называли воинов-гребцов, потом название перешло на княжеских дружинников. М.В.Ломоносов, напротив, доказывал, что «Русь» – славянское слово. Происходит оно, по-видимому, от названия притока Днепра, реки Рось. Деятельность же варягов на Руси не имела сколько-нибудь существенного значения. А арабские источники X в. говорят о «руси» как народе, проживавшем в Причерноморье. Развитие исторической науки сгладило эти столь различные позиции.

Сегодня, несмотря на частные расхождения  признано, что для образования  древнерусского государства к IX в. созрели  необходимые предпосылки. Ко времени  призвания варягов восточнославянские земли уже были подготовлены внутренним развитием к государственности и объединению, норманны могли лишь активизировать процесс. Вопрос же о происхождении слова «русь» имеет подсобное значение, так как любое его решение не изменяет сущности исторических процессов, происходивших в то время.

После смерти Рюрика в 879 г. княжеский  престол перешел к его сыну Игорю. Но так как тот был несовершеннолетним, за него стал править родственник  Рюрика Олег, прозванный «вещим», т.е. «всеведущим». Олег первым делом расширил свои владения за счет Смоленска и Любеча. Аскольд и Дир в те же годы успешно отбили натиск печенегов и превратили Киев в центр объединения южных земель.

Ключевое положение Киева на общеславянском торговом пути по Днепру и рост его могущества определили стремление Олега захватить город. В 882 г. Олег убивает Аскольда и Дира и подчиняет себе Киев. Теперь Олег контролирует практически весь торговый путь, объединив под своей властью наиболее сильные княжества и перенеся в Киев столицу Руси. Этот год, – 882, – принято считать временем рождения древнерусского государства «Киевская Русь». Кстати, именно в это же время шло образование раннефеодальных государств в Центральной и Западной Европе: франкское – в VIII в., англосаксонское, моравское и сербское – в IX в., датское и чешское – в X в.

Уже в роли киевского князя Олег покоряет древлян, северян и радимичей, объединив, таким образом, большинство  восточных славян и освободив  значительную часть их от хазарской  зависимости. Не ограничившись объединением славян, Олег стал проводить активную внешнюю политику. В 907 и 911 гг. Олег совершает два удачных похода на Царьград (Константинополь) и по преданиям прибил свой щит на его ворота, что означало полную победу. Результатом стало подписание выгодных торговых договоров с Византией. Согласно им, греки обеспечивали право беспошлинной торговли, обязаны были бесплатно снабжать купцов из Олеговой державы продовольствием и предоставлять им возможность пользоваться баней без ограничений. Купцы же из киевских земель имели право проживать в предместьях Царьграда, ходить в город группами не более 50 человек и без оружия, а также не совершать противоправных действий на территории Византийской империи. Это первые из известных на сегодняшний день договоров Киевской державы с другими странами, свидетельствующие о ее силе и независимости. Торговый договор Олега с греками от 911 г. – также первый по времени из дошедших до нас памятников письменности Древней Руси.

Сын Рюрика и воспитанник Олега  князь Игорь (912–945), унаследовавший киевский престол, также предпринимает два похода на Царьград. Однако Игорь оказывается на этом поприще менее удачливым, чем его предшественник. Первый из его походов окончился поражением. Второй, совершенный при участии печенегов, завершился на пути к Царьграду торговым договором 945 г., гораздо менее выгодным, чем договоры Олега. Поладив с печенегами, не набравшими еще силу и кочевавшими в причерноморских степях от Волги до Дуная, князь Игорь не смог толком устроить внутренние дела. Игорь обложил зависимые от него племена и союзы данью, называемой «полюдьем». В 945 году, поддавшись на уговоры своих дружинников, он отправился вторично собирать дань в земли древлян. Это вызвало их возмущение и они перебили дружинников Игоря и убили самого князя.

Княгиня Ольга (945–964), оказавшись у  власти ввиду малолетства Святослава – сына Игоря, проявила себя более мудрой правительницей. Жестоко отомстив древлянам за смерть мужа, опустошив их земли и предав огню их столицу – г. Искоростень – она начала укреплять единство Руси. За время правления Игоря и Ольги в зависимость от Киева были поставлены уличи, тиверцы, древляне и дреговичи. Ольга установила взамен прежнего «полюдья» твердые нормы дани. В результате даже в неспокойных землях ее 12-летнее правление оставило добрую память. Это обстоятельство и ее «благочестивое» путешествие в Царьград в роли христианки (957) позже дали основание русской церкви причислить княгиню Ольгу к лику святых.

Княжение сына Игоря и Ольги, Святослава (964–972 гг.) ознаменовалось бесконечными военными походами. Он подчинил власти Киева вятичей, разгромил сам Хазарский каганат в середине 60-х гг., взяв его главные города Итиль и Саркел, создал киевские фактории в землях хазар – Белую Вежу на месте Саркела и Тмутаракань на Таманском п-ове, а также нанес поражение Волжской Булгарии. Одолев восточных соседей, Святослав сделал Киевскую Русь главной военной силой северного Причерноморья. Однако князь на этом не останавливается. В конце 60-х гг. он предпринимает попытку перенести столицу в г. Переславец на р. Дунай. Этим Святослав хотел приблизить центр своего государства к другим могущественным странам, а также установить контроль над грузопотоком по р.Дунай. Однако его действия вызвали недовольство императора Иоанна Цимисхия и привели к войне с Византией. Осуществить свои намерения Святославу не удалось. Не имея достаточно людей, оказавшись запертым в крепости Доростол, он заключает мир с Византией. Возвращаясь в Киев, Святослав попадает в засаду: у днепровских порогов его встречают печенеги. Считается, что о пути следования Святослава печенегам сообщил сам византийский император. Святослав в этой битве погибает. Из его черепа печенежский хан Куря сделал кубок для питья, что было в те времена знаком большого уважения к противнику.

В византийских источниках Святослав  изображается храбрым воином, неприхотливым в быту, который ел и спал вместе с дружинниками. Своих противников он всегда предупреждал заранее о готовящемся нападении знаменитым «Иду на вы». В отличие от матери, он отказался принять христианство, объяснив это тем, что все его подданные – язычники.

Святослав, по существу, завершил 100-летний период объединения восточных славян и укрепления авторитета Киевской Руси военными средствами. Его преемники  были в основном озабочены защитой  огромного государства от внешних  вторжений и усмирением непокорных регионов.

Еще при жизни Святослав передал  права великого князя Киевского  своему старшему сыну Ярополку. Среднему сыну, Олегу, досталась земля древлян. Младшему же – Владимиру – Новгородская земля. Владимир считался ниже своих  братьев, т.к. был сыном рабыни – ключницы княгини Ольги. После смерти Святослава начинается междоусобица – это первое столкновение между князьями правящего дома. Ярополк идет походом на Олега. Причиной стали слухи о том, что Олег хочет захватить власть в Киеве. В состоявшейся битве победу одерживает Ярополк, Олег же погибает во время отступления. Владимир, опасаясь Ярополка, бежит из Новгорода к варягам, с которыми он состоял в дружбе. Через два года, собрав дружину, он идет походом на Киев. В результате Ярополк был убит, а Владимир стал великим князем в Киеве. Это произошло в 980 году. О княжение Владимира мы поговорим чуть позднее.

Подводя же итог деятельности первых киевских князей в этот начальный, дохристианский период русской истории, отметим, что  их деятельность была направлена на решение трех основных задач: 1) объединение славянских племен и создание единого государства с центром в Киеве; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана прилегающих к ним территорий; 3) защита своих земель от нападений степных кочевников.

Еще при жизни Святослав права  великого князя киевского передал  своему старшему сыну Ярополку. Среднему – Олегу – досталась древлянская  земля, а младшему – Владимиру  – новгородская. Владимир считался ниже своих братьев, так как был сыном рабыни – ключницы княгини Ольги. После смерти Святослава происходит первая междоусобица между князьями правящего дома. Ярополк идет походом на Олега. Причиной стали слухи о том, что Олег хочет взять власть в Киеве. В состоявшейся битве побеждает Ярополк, а Олег погибает во время отступления. Одновременно, Владимир, опасаясь Ярополка, бежит из Новгорода к варягам, с которыми он находился в дружественных отношениях. Через два года, собрав дружину, он идет походом на Киев. Люди Владимира убивают Ярополка и он становится великим князем в Киеве в 980 г.

Владимир пребывает великим  князем в Киеве до 1015 г., когда  он умирает. За время своего княжения Владимир поставил в данническую  зависимость от Киева племена  волынян и белых хорватов в  Галиции. Он также совершил поход против вятичей и радимичей, которые хотели выйти из-под власти Киева, воспользовавшись междоусобицей. Из походов за пределы своего государства можно выделить походы в Волжскую Булгарию и на литовское племя ятвягов. Много внимания Владимир уделял защите своих земель от набегов кочевников – печенегов. Для этого он начитает строительство укрепленных городов по юго-восточным границам Руси на реках Десна, Трубеж, Сула, Стучна. Самым крупным из них был город Переяславль. В качестве гарнизонов в такие города привлекалось население с севера. Одновременно, возводятся земляные укрепления из длинных извилистых валов на десятки верст с глубокими рвами. Устанавливаются сторожевые вышки на расстоянии видимости друг от друга до самого Киева. В случае нападения кочевников сторожа обязаны были зажигать огонь на них, который по цепочке за короткое время распространялся до Киева, где быстро подготавливались к отражению нападения. Все это стало действенной мерой по борьбе с нападениями кочевников.

Главной же заслугой князя Владимира стала его религиозная реформа. Первоначально Владимир стремился сделать язычество государственной религией. С этой целью он объединил различные божества, которым поклонялись в разных частях его государства и создал пантеон славянских богов. Все они были поставлены на высоком берегу Днепра у Киева во главе с Перуном, который был с серебряной головой и золотыми усами.

Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"