Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:52, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "История Беларуси"
К середине ХVΙ в. польские короли подчинили себе православную церковь: не только утверждали на соборе епископов, но и назначали их без ведома церкви; король становился судьей над православными священнослужителями, передавал церкви и монастырям под опеку светских лиц.
В ХVΙ в. возникают религиозно-
Балансирование Беларуси на протяжении столетий между православием и католицизмом обусловило необходимость поиска компромиссов.
3 Брестская церковная уния
Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Идея унии появилась еще в период раскола христианской церкви на православную и католическую (1054 г). В середине ХV в. на Флорентийском соборе провозглашена уния, объединявшая два направления христианства, однако она не была поддержана православным населением ВКЛ. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть видела возможность объединения всего населения страны с помощью единой религии – католичества. Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе. Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе ведущее положение [8, С. 78 – 82; 10, С. 129 - 136].
В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви. Предусматривалось признание верховной власти Ватикана и католических догматов при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках.
Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими руководителями православной церкви ВКЛ, в частности епископом Ипатием Потеем, ставшим одним из организаторов унии.
Подготовка унии продолжалась 5 лет, было подготовлено 8 вариантов текста. Ее возглавили епископы владимирский и брестский, И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий. На первом этапе их подержал весьма авторитетный в православном мире магнат К. Острожский. Были выработаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане.
6-9 октября 1596 г. на
церковном соборе в Бресте
на основе белорусско-
В конце ХVΙ в. – первые десятилетия ХVΙΙ в.в. униатство как новая религия нередко навязывалась силой: закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. Уния не объединила, а разъединила людей. Убит один из униатских епископов И. Кунцевич, который жестокими методами вводил новую веру в Полоцке и Витебске.
Правящие круги Речи Посполитой изменили тактику: остановили давление на православную церковь. Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со стороны московского православия и польского католицизма он остановился на униатстве как наиболее отвечающим его национально – культурным запросам. В униатских церквях более широко, чем в храмах других компрессий, использовался белорусский язык. На рубеже ХVП-ХVШ в.в. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу ХVШ в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян [2, С. 197 - 199].
4 Культура Беларуси в XIV-XVI вв.
Развитие культуры
Беларуси в ХVΙ – начале
ХVП вв. получило название «
светской культуры [2, С. 142 - 161].
В отличие от западноевропейских стран Возрождение на Беларуси возникло в условиях, когда в экономике отсутствовали ярко выраженные буржуазные проявления. Города и местечки находились в большой зависимости от духовных и светских феодалов. В результате удельный вес светских начал в культуре был меньшим, чем на Западе. Специфика Возрождения на Беларуси: столкновение западноевропейской и восточно-европейской традиций; наличие определенного времени религиозной толерантности, полилингвизм литературы.
Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Беларуси были Ф. Скарина и Н. Гусовский.
Главные достижения
в развитии культуры в первой
половине ХVΙ в. было
Первые книги, выпущенные в типографии Ф. Скариной, были адресованы светскому читателю. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скарина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скарины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы ХVΙ в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский.
В распространении грамотности среди населения сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия – первое высшее учебное заведение.
Во второй половине ХVΙ
в. на смену традиционному летописани
В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.
В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.
Белорусская культура ХΙV – ХVΙ в.в. развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включалась в обще европейский культурно-исторический процесс.
Тема 2.1.5 Беларусь от Люблинской унии (1569 г.) до разделов Речи Посполитой (конец XVIII века).
1 Создание Речи Посполитой. Люблинская уния.
2 Государственно-правовое
положение ВКЛ в Речи Посполито
3 Политический кризис Речи
4 Конституция 1791г. Второй раздел Речи Посполитой.
5 Попытки национал-патриотов возродить независимость Речи Посполитой. Окончательный раздел Речи Посполитой.
1 Создание Речи Посполитой. Люблинская уния
В 1569 г. в г. Люблине была подписана уния – соглашение о государственно-политическом союзе ВКЛ и Польши. Образовалось государство- Речь Посполитая. В переводе с польского языка – республика.
Причины, которые привели к заключению государственной унии:
2. Тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ. Московская держава начала Ливонскую войну (1558- 1583 г.г.). Иван ΙV начал борьбу за выход в Балтийское море, но выход в Европу закрывали Польша, ВКЛ, Ливония (основана рыцарями Ливонского ордена). Иван ΙV главный удар нацелил на Ливонию. ВКЛ, заключив военный союз с Ливонией, было втянуто в эту войну с Москвой. Кроме того, Иван ΙV считал белорусские земли своей вотчиной. В 1563 г. он захватил Полоцк, стоял у стен Витебска, Орши, Шклова, ВКЛ требовался союзник, так как нужны были средства для ведения войны. К этому времени ВКЛ имело почти двухсотлетний опыт совместного жительства с Польшей на основе десятка династических уний со времен Кревской унии.
3. Польша также была заинтересована в унии: многочисленная польская шляхта надеялась получить наделы и должности на территории ВКЛ.
4. Польша была могучим бастионом католицизма в Восточной Европе, а поэтому Ватикан отводил ей главную роль в экспансии западного христианства на восток.
В 1569 г. состоялся Люблинский сейм, который продолжался 6 месяцев. Каждая сторона ставила свои условия. Польша захватила Подляшье, Волынь, Подольск и Киев. Это еще более подорвала силы ВКЛ. Так как великокняжеское правительство не могло идти на военный конфликт с Польшей, поэтому был один выход – сесть за стол переговоров. Условия объединения предлагала Польша, и они были подписаны 1 июля 1569 г. на сойме польской шляхте удалось добиться от короля Польши и великого князя литовского Жигимонта Августа значительных территориальных уступок.
Согласно Люблинской унии, ВКЛ и Польша объединились в один государственный организм во главе с единым правительством с титулом «король польский и великий князь литовский, русский, прусский, мозовецкий, жамойтский, киевский, волынский, подляшский, лифляндский». Избрание короля производилось в Варшаве, а коронация – в Кракове. Хотя сохранялось название «Великое княжество Литовское», но избрание великого князя литовского прекращалось. Высшим органом власти становился общий сейм. В компетенции Речи Посполитой была внешняя политика. Разрешалось приобретать наделы земли и владеть ими полякам в Литве, а литовцам в Польше. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. В ВКЛ сохранялось свое войско, судебная система, печать с Погоней, административный аппарат, белорусский язык.
Люблинская уния была добровольным объединением государств. Однако Польша , воспользовавшись критическим положением княжества, претендовала на лидерство в Речи Посполитой.
В 70-90-е годы ХVΙ в. в княжестве имели место антилюблинские настроения. Регулярно создавались в ВКЛ свои сеймы. В 1581 г. была создана высшая судебная инстанция – Трибунал, а в 1588 – Статут, закрепивший суверенитет ВКЛ [2, С. 169 - 177].
2 Государственно-правовое положение ВКЛ в Речи Посполитой
Речь Посполитая – конституционная, сословная монархия, во главе с выборным королем. Законодательным органом был двухпалатный парламент – коронный, т.е. «польский», сейм, который состоял из сената (рады) и посольской избы. В высшую палату сейма – сенат- входили наиболее знатные светские и духовные феодалы в количестве 150 человек. Первое место в сенате принадлежало примасу католической церкви, арцибискупу гнезненскому. Затем шли бискупы, кастеляне, воеводы и т.д. Сейм избирал королевскую раду на 2 года. Посольская изба состояла из 200 депутатов от шляхетских местных сеймиков [2,С. 177 – 184; 10, С. 137 - 140].
В 1696 г. шляхте ВКЛ, как и польской шляхте, было дано право полного контроля за деятельностью короля. Вольные (общие) сеймы рассматривали и принимали постановления на отдельных заседаниях сената и посольской избы. На общих заседаниях в случае совпадения постановлений они принимались, а затем после утверждения королем приобретали силу закона. Обязательное условие – единогласие. Либерум вето (свободное вето) рассматривалось как одна из важнейших «золотых шляхетских вольностей».
Во главе исполнительной власти стоял король, при избрании которого тоже сохранялось право вето. Король возглавлял сенат, «посполитое решение», созывал сеймы, назначал на высшие должности, осуществлял внешнюю политику государства. Власть короля была значительно ограничена «золотыми шляхетскими вольностями». Наряду со свободным вето шляхта заключала с претендентом на польский престол «Пакта конвента» - договор, согласно которого король возлагал на себя ряд обязанностей по решению внутренних и внешних проблем.
Если король действовал против правил, то шляхта могла выступить против него, созвать конфедерацию (союз вооруженной шляхты) Свободное вето и конфедерации были мощным оружием борьбы различных феодальных группировок за власть в государстве, легальной формой феодальной анархии.
Речь Посполитая была феодально-крепостническим государством. Это была конституционная, сословная монархия, где главную роль играла шляхта. Другие сословия никаких политических прав не имели.