Курс лекций по 2История России XIX век

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:14, лекция

Описание работы

тема 1: Россия в начале XIX века
I Территория и население.
II Внутренняя политика Александра I (1801-1812 гг.)
III Отечественная война 1812 года.

Работа содержит 1 файл

Лекции по ИСТОРИИ РОССИИ XIX ВЕК.docx

— 87.32 Кб (Скачать)

Лекции по ИСТОРИИ  РОССИИ XIX ВЕК

тема 1: Россия в начале XIX века 

I Территория и  население. 

II Внутренняя политика  Александра I (1801-1812 гг.)

III Отечественная  война 1812 года. 

I. К началу XIX в.  Российская империя была крупнейшей  по территории державой мира. В ее состав вошли территории: Кавказ, Бесарабия, Финляндия, Царство  Польское с Варшавой. Быстро росло  население России. В конце XVIII в. его численность составляла 10,5 млн. чел., к началу XIX в. –  43,5 млн. чел., плотность населения  была низкой и неодинаковой  в разных регионах страны. Россия  была многонациональной страной.  Характерно конец XVIII в. - начало XIX в. последний дворцовый переворот  (Павел I). 

II. 11 марта 1801 г.  Александр I взошел на престол.  В первом Манифесте обещал  управлять народом «по законам  и по сердцу бабки Екатерины  II». 2 апреля издал важные указы: 

1. амнистия осужденных (12 тыс. амнистировано);

2. восстановлена  «Жалованная грамота дворянству»;

3. восстановлена  «Жалованная грамота городам»;

4. разрешено крестьянам  вывозить лес из казенных угодий;

5. освободили священников  от телесных наказаний; 

6. снят запрет  на выезд за границу и ввоз  книг;

 но Александр  I воспитан французом Лагарпом, который  предлагал не торопиться с  реформами, а просвещать народ  путем развития школьного и  университетского образования. Проблема  кадров – вернуться к старикам, к людям Павла (Алексеев, Растопчин).

 Создается «Негласный  комитет» из 12 чел., среди них П.Строганов,  В.Кочубей, А.Чарторыйский, Н.Новосильцев.  Суть: обсуждение возможных проектов  реформ. Заседания проходили регулярно  до сер. 1802 года. Итогом «Негласного  комитета» стало дарование Сенату  право определять законность  издаваемых указов и законам,  чтобы они не противоречили  законодательству.

28.05.1801 г. запретили  печатать объявления о продаже  крестьян без земли.

1801 г. указ о  праве покупки земель не дворянами.

1803 г. указ о  «вольных хлебопашцах»: помещикам  разрешалось отпускать крестьян  на волю за выкуп с обязательным  условием наделения крестьян  землей. Выкуп не больше 400 руб., за 25 лет отпустили всего 17 тыс.  крестьян.

 С 1803-1813 гг. прекращают  приписывать крестьян к заводам. 

1802 г. - реформа Министерств: - введение Министерского административного  правления вместо Коллегиального (сверху вниз, а не вместе);

- управление в  Министерствах: руководили ведомства  через свои канцелярии;

- Министерства не  имели в отличие от Коллегий  судебных функций, только административные;

- создано 8 Министерств:  военное, морское, иностранных  дел, юстиции, внутренних дел,  финансов, коммерции и народного  просвещения. Сперанский добавил  еще 3 Министерства.

 ИТОГИ: - большая  централизация управления;

- создана единая  система центральных органов  власти;

- министры подчинялись  Императору, что усилило аппарат  абсолютизма;

- в целом отрицательные  последствия: усилилась бюрократия.

 В 1803 г. выходит  «Положение об устройстве учебных  заведений». Принципы: бессословность, бесплатность обучения на низших  ступенях обучения, преемственность  учебных программ. Структура учебных  заведений: 

1. Приходские школы

2. Уездные училища  2 класса 

3. Губернские гимназии 4 класса 

4. Университеты. Образовано  ряд новых университетов: Вильна, Дерпт, Казань, Харьков, Петербург.

1804 г. выходит  Университетский устав (вводит  выборность) и Цензурный устав  (ослабляет цензуру).

 Большое влияние  оказывает на Александра I А.А.  Аракчеева. 

 В 1805 г. «Негласный  комитет» распался. 1805-1807 гг. позиции  Аракчеева ослабевают, падают, растет  влияние М.М. Сперанского. Ему  поручено составить проект законов.  В 1809 г. Составил проект государственных  реформ под названием «Введение  к Уложению государственных законов». Сперанский изучил все формы  правления и сделал вывод, что  республика России не подходит, а монархия в самый раз. Вводил  принцип разделения властей: законодательная,  исполнительная, судебная. Законодательство  складывается: предложения, уважения  и утверждения (отдавал Императору). Обсуждение принадлежит Государственной  Думе. Вся исполнительная власть  принадлежит власти державной.  Судебная – как часть исполнительной  власти принадлежит власти державной. 

 Система государственной  службы. На три года избираются  Думы: - волостная; - окружная; - губернская. Они избирают членов Совета, суда, 20 состоятельных обывателей, распределяют  местные налоги, представляют заявления  в высшие органы о нуждах  местности. Из депутатов Губернской  Думы предлагают депутатов Государственной  Думы, которая избирается ежегодно, статус приравнивался Сенату  и Министерствам. Дума образует  законодательные комиссии. Порядок рассмотрения вопроса: Император > Государственная Дума> Государственный совет ^. Создает Государственный совет Император, члены назначаются пожизненно, Министры являются членами Совета по должности. Государственный совет создает департаменты Законов, Дел военных, Дел гражданских и духовных, Государственной экономии. Все решения подаются Императору, после его утверждения становятся законом. Таким образом, сохраняется абсолютная монархия.

 Предлагал судебное  производство. Создаются Областной  суд, Волостной, Губернский, Сенат.  В них 20 присяжных. Для тяжких  дел вводится Верховный уголовный  суд.

 Александр I в  целом одобрил политическую реформу  М.Сперанского, но решил проводить  ее постепенно, начав с простого. В 1810 г. создан Государственный  совет, который рассматривал проекты  законов, разъяснял их смысл,  контролировал министерства, во  главе встал М.Сперанский. Делил  права граждан на политические  и гражданские. Гражданские –  права на жизнь, охрану жилища. Политические – все население  страны делится: 1) дворянство, 2) средние  (купцы, мещане, государственные  крестьяне), 3) народ рабочий. Дворянство  и средние имеют избирательных  права, на основе имущественного  ценза. Утверждены 2 закона «О  порядке размещения должностей (экзамен  на чин)» на этот закон негативная  реакция дворянства. Критика реформ  Сперанского усиливалась, к ней  присоединился в 1811 г. Н.М. Карамзин, который подает императору записку  «О старой и новой России».  Александр I принял решение об  отставке Сперанского, который  в марте 1812 г. был сослан  в Новгород, затем переведен в  Пермь. 

 В 1815 г. Польше  дарована конституция. Был подготовлен  проект Новосильцева по введении  конституции в России.

III. Отечественная  война 1812 г. - национальная освободительная  война против агрессии буржуазной  Франции. После победы Великой  Французской революции начинаются  походы Франции против феодальных  держав. 1???-1809 гг. Франция утвердилась  в Европе кроме Англии и  Швеции. Против Англии континентальная  блокада. 1807 г. Тильзитский мир  с Францией и Россией, по  нему Россия присоединяется к  континентальной блокаде, создается  герцогство Варшавское. Это не  выгодно России, создан плацдарм  для нее, дворянство потеряло  торгового партнера, Россия хочет  восстановить отношения с Англией,  и вынуждена нарушить континентальную  блокаду. Предполагала господство  в Европе, за Тильзитский мир.  Причина нарушение Тильзитского  мира. 1815 г. Венский конгресс. Талейран  выдвинул теорию легитимности (поддержка  законных монархов). Принцип легитимности  лег в основу внешней политики. Царство Польское с Варшавой; создан Священный союз 3-х императоров  (Россия, Пруссия, Австро-Венгрия).

 ИТОГИ войны  1812 г.: 1) резко повысился престиж  России на мировой арене;

2) помогла осознать  народу собственную силу и  значение в государстве;

3) стала источником  формирования идеологии декабризма;

4) изменила тематику  в литературе и в искусстве  «народ»;

5) толчок для развития  военного искусства.

тема 2: Движение декабристов 

I Предпосылки формирования  идеологии декабристов

II Первые организации  декабристов 

III Программные документы  «Северного общества». «Конституция»  Н.Муравьёва 

IV Программные документы  «Южного общества». «Русская правда»  П.Пестеля

V Восстание декабристов  14 декабря 1825 г.

VI Причины поражения.  Значение  

 Декабристы положили  начало общественному движению  в России.

 Общественное  движение – это историческое  явление, когда присутствует определенный  круг лиц, у которых вырабатывается  идеология, на базе этой идеологии  разрабатывается программа. Есть  организации, которые вырабатывают  стратегическую цель, это конечная  цель к которой стремятся и  разрабатывают тактику, методы  достижения цели, и ведется конкретная  работа по достижению этой  цели.

 Общественное  движение в России прошло III этапа:

I. 1825-1861 гг. - дворянский

 По составу  участников дворянский, но по  идеологии буржуазный, либеральный.  Декабристы выдвигали: ликвидацию  крепостного права, уничтожение  абсолютной монархии.

 В 1830-1850-е годы  в общественной жизни возникли  течения: 

- либеральное

- официально-охранительное

- после 1848 г. утопический  общинный социализм

 Главные организации: - «Северное общество» 

- «Южное общество»

- кружки Белинского, Огарева, Станкевича

- Петрашевцы 

 СМИ: - печать, возникла  Вольная типография Герцена в  Лондоне

 Тактика: - декабристы  – военная революция

- Герцен – крестьянская, народная революция, идея хождения  в народ.

 Значение: 1) лозунг  на 100 лет, действовал до октября  1917 г.

2) оформились три  течения, которые борются до  середины XIX в.  

II. 1861-1895 гг. – разночинский

 Движение всех  трех идеологий, основная сила  революционное народничество, общинный  социализм.

 Главные организации: - «Земля и воля» 

- «Народная воля»

- «Черный передел» 

 В 1883 г. теоретически  зарождается социал-демократия, группа  «Освобождения труда» в Женеве  во главе с Плехановым.  

III. 1895-1917 гг. – пролетарский 

 Существует общинный  социализм и социал-демократия. Господствует  идеология марксизма с рабочим  движением. 

1895 г. - Петербургский  союз для борьбы освобождения  рабочего класса, в дальнейшем  он соединяется с марксизмом. Начинается стачечная борьба. Продолжает  развиваться либеральная партия  «Беседа» (1899 г.). Затем «Союз Освобождения»,  «Союз земцев-конституционалистов».  

I. Характерно: - реакция  после Отечественной войны 1812 г.;

- разложение феодального  строя (отмирали феодальные отношения,  новые явления в экономике  оформился капиталистический уклад);

- создание «военных  поселений» Аракчеева;

- политическая реакция  в области Просвещения, привезли  дух французской революции;

- начались народные  движения.

 Таким образом,  формировались взгляды декабристов. 

 Братья Муравьевы-Апостол  воспитывались в Париже, отец  дипломат, они не знали что  такое крепостное право. П.  Пестель был сыном генерал-губернатора,  много читал французских просветителей,  произведения по политической  экономии, изучал историю. Считал, что лучшая форма правления  – это республика.

 Влияние на  декабристов оказало:

1) русская общественно-политическая  жизнь;

2) идеи французского  Просвещения;

3) Отечественная  война 1812 г.

4) Радищев: «Сын  Отечества, тот, кто борется  с крепостным правом и самодержавием».

5) Серия военных  революций в Европе.  

II. Стали возникать  декабристские организации.

 В 1816 г. появился  «Союз спасения» или «Общество  истинных и верных сынов Отечества».

Информация о работе Курс лекций по 2История России XIX век