Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:00, контрольная работа
Первобытное общество на территории Белоруссии, его материальное и духовная культура. Начало расселения славян. Восточнославянское объединение.
Вопрос 1. Первобытное общество на территории Белоруссии, его материальное и духовная культура
Первые люди появились на территории современной Беларуси в промежутке времени от 100 до 35 тыс. лет до н.э., то есть в древнем каменном веке — палеолите. Именно тогда, около 100 тыс. лет назад, в Европе наступил последний ледниковый период. В связи с резким похолоданием и наступлением ледника со стороны Скандинавии первобытные люди могли переселиться южнее и занять часть территории современной Беларуси.
Самые древние из известных на сегодняшний день поселений людей современного типа (кроманьонцев) эпохи палеолита на территории Беларуси — Юровичи на р.Припять (Калинковичс-кий район Гомельской области; около 26 тыс. лет назад) и Бер-дыж на р.Сож (Чечерский район Гомельской области; примерно 23-24 тыс. лет назад). Основным занятием тогдашнего населения была охота, поэтому на данных стоянках археологи обнаружили останки мамонтов, медведей, примитивные кремневые орудия труда (остроконечник, скребло, резец, рубило, нож), украшения для одежды и тела, а также следы первобытных жилищ в виде землянок. Люди жили родовыми общинами, которые объединяли кровных родственников.
Около 10-11 тыс. лет назад
произошло резкое потепление климата,
и на территории Беларуси окончательно
растаял огромный ледник. После этого
началось более активное заселение
территории Беларуси, преимущественно
ее южных районов. На протяжении нескольких
следующих тысячелетий земли
современной Беларуси были заселены
практически полностью, хотя население
того времени было немногочисленным
— вероятно, несколько тысяч человек.
На территории Беларуси с эпохи мезолита
сохранилось более 110 стоянок —
преимущественно в долинах
В эпоху неолита на землях Беларуси существовало более 600 неолитических поселений, большинство из которых находятся на юго-востоке и северо-западе республики, преимущественно в долинах рек Припяти, Сожа, Немана. Люди жили в землянках и в небольших наземных жилищах. Как и в палеолите, основу хозяйственной деятельности по-прежнему составляли охота, собирательство и рыбная ловля. Среди орудий труда преобладали кремневые топоры, ножи, скребки, проколки; обнаружены отдельные орудия из кости, рога животных и др. предметы. Появилось производство керамики (изготовление глиняной посуды), а затем начался постепенный переход от потребляющего к производящему хозяйству — земледелию и животноводству. Данное явление в науке принято называть "неолитической революцией". По мнению многих ученых, земледелие пришло к нам с Балканского полуострова, с Дуная и Днестра, через Волынь. Его распространение на белорусских землях началось приблизительно с середины 4-го тысячелетия до н.э. и продолжалось около двух тысячелетий — вплоть до середины 2-го тысячелетия до н.э., когда большинство населения Беларуси перешло к земледелию.
В этническом отношении земли Беларуси в период с 3-2-го тысячелетий до н.э. были населены финно-угорскими и балтоя-зычными племенами. Финно-угорское население (финно-угор-цы) могло появиться на белорусских землях не позднее 3-го тысячелетия до н.э., а балтоязычное (балты) — на рубеже неолита и бронзового века, т.е. приблизительно в конце 3 - начале 2-го тысячелетия до н.э. Балты были первыми индоевропейцами, которые широко расселились на территории современной Беларуси. В основном они ассимилировали местное финно-угорское население. Древних балтов и отчасти финно-угорцев можно считать первыми аборигенами (или автохтонами) белорусской земли.
На смену новому каменному
веку пришел бронзовый век, во время
которого начали преобладать различные
изделия из бронзы. Повсеместно были
распространены земледелие и животноводство.
В бронзовом веке завершилась
консолидация отдельных групп
На протяжении VIII-VI вв. до н.э. происходил постепенный переход к железному веку, когда орудия труда, оружие начали изготовлять из железа. На рубеже новой эры появились срубные жилища в виде отдельных наземных домов, состоящих из многих камер (комнат). Приблизительно до середины 1-го тысячелетия н.э. были распространены жилища двух основных типов — полуземлянки и жилища столбовой конструкции — дома. Население занималось в основном земледелием; достаточно развиты были различные промыслы и ремесла — гончарство, ткачество, плетение, бронзолитейное дело и др. Было известно более 1000 укрепленных поселений (городищ) и тысячи погребальных курганов эпохи железного века. Почти вся территория Беларуси была заселена балтоязычными племенами. Первое славянское население появилось в южных районах Беларуси в самом конце железного века.
Постепенно родовая община преобразовывалась в соседскую, сельскую общину. Началось имущественное расслоение внутри отдельных общин, в результате чего на смену коллективной пришла частная собственность, появились богатые и бедные семьи. Железный век закончился ко второй половине 1-го тысячелетия н.э, и приблизительно с VI—VII вв. принято начинать отсчет новой эпохи в историческом развитии Беларуси — средневековья.
Вопрос 2. Начало расселения славян. Восточнославянское объединение
Славяне выделились из индоевропейской этнической группы в самостоятельную примерно к середине I тысячелетия до н.э. Массовые миграции людей в эпоху Великого переселения народов ( III-VII ст. н.э.) влияли и на подвижность славян. В V-VI веках н.э. они появились на Балканах, откуда начали двигаться в сторону богатых римских провинций и на восток.
На територию Беларуси первые славяне пришли с юга примерно в VI-VII в., когда возраст балтских древностей тут достигал уже двух тысячелетий. Хронологичеки это совпало с началом распада общеславянского языка.
Двигаясь по реках славяне селились рядом с балтами. Они превосходили их по уровню социальной организации, имели более развитое хозяйство. Неизвестно, насколько мирным было сосуществование двух этнасов на територии Беларуси. На некоторых балтских городищах VII-VIII ст. зафиксированы следы пожаров, что может свидетельствовать про военные конфликты.
Пересчитывая
Примерно с X века кривичи и дриговичи начали колонизацию Понемонии, заселеной племенами ятвягов по левую и литвы по правую сторону Немана. Туда же направились вoлыняне и древляне. Однако асимиляция балтов тут происходила очень медленно, потому Понемония еще веками оставалась смешенной балто-славянской зоной.
Кривичи, дриговичи и родимичи были не родоплеменными, а территориально-политическими образованиями. Колонизация земель, ранее обжитых иным населением, требовала от их мощной военной организации, возведения своих опорных пунктов - городов, которые выполняли функцию и административных центров, и форпостов освоения новой территории.
О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.
Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V - VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта - культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI - VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам. На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V - VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие - славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.
Сторонником первой гипотезы является российский археолог В.Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно -славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.
Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.
Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII - IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.
Предки восточных славян,
которые расселились в
Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.
Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом.
В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы.
О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой. В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки - Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров.
Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.
Вопрос 3. Развитие феодальных отношений в Западной Европе и уровень социально-экономического развития белорусских земель в период раннего средневековья
Развитие феодальных отношений в Западной Европе
Формирование феодальных
отношений, образование крупного феодального
землевладения, превращение свободных
мелких производителей материальных благ
в феодально зависимых
В ряде случаев феодальные отношения складывались в Западной Европе в результате всестороннего взаимодействия и синтеза разлагавшихся германских родо-племенных отношений и отношений позд-неримского разлагавшегося рабовладельческого общества. Зачатки феодализма, которые возникали у германцев в период разложения родового строя, развились в настоящий феодализм «...лишь после завоевания, — благодаря воздействию производительных сил, найденных в завоеванных странах».