Курс лекций по "Истории Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:52, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История Беларуси"

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

1) развитие промышленности: а) увеличилось количество мануфактур – до 549, где почти половина рабочих были вольнонаемные; б) появились первые фабрики – в местечках Хомск и Косово Гродненской  губернии, где применялись паровые двигатели [2; 165];

2) развитию экономики  Беларуси способствовали пути  сообщения – водные, сухопутные, что благоприятно сказывалось на вовлечение края во всероссийский рынок. В вывозе преобладали товары сельского хозяйства, а в возе – промышленные изделия;

3)  развитие путей  сообщения благотворствовало росту  городских поселений. С 1825 по 1861 гг. население 42 городов увеличилось с 151тыс. до 320тыс. чел. В городах и местечках жило разноэтическое население: белорусы, евреи, поляки, русские, татары. Количественно преобладало еврейское население [2, 165];

4) новые явления ярко  прослеживались в развитии сельского хозяйства: а) все больше продукции шло на рынок; б) расширились посевы технических культур; в) в отдельных помещичьих хозяйствах внедрялись машины; г) все больше крестьян занималось промыслом, извозами; д) заметнее становился процесс дифференциации среди крестьян.

Дальнейшее развитие прогрессивных явлений в экономике  сдерживалось господством феодолизма, в первую очередь крепостным правом: 1) помещики для увеличения доходности имений расширяли собственные посевы за счет крестьянских наделов. Но подневольный труд не давал положительных результатов; 2) масса крестьян беднела и не могла выполнять все возрастающие повинности, ибо барщина доходила до 6 дней в неделю; 3) постоянно возрастала задолженность помещиков частным лицам и казне. К 185 г. в пяти белорусских губерниях около 60 % крепостных крестьян были заложены их владельцами; 4) заметный рост крестьянских волнений – в 2 раза больше с каждым годом [5, 95].

Социальная напряженность  усиливалась антироссийской пропагандой  католической церкви и пропольского дворянства. Это вынудило царизм осуществить на Беларуси более гибкую социально-экономическую политику и делать определенные шаги по решению аграрного вопроса. При этом царизм преследовал три цели: 1) снять социальную напряженность; 2) увеличить доходность в государственной деревне и 3) завоевать симпатии крестьянских масс против польскоязычного дворянства.

Для достижения этих целей  следует остановиться на двух важнейших  реформах царизма в белорусских губерниях.

 В 1840 – 1857 гг. осуществлялась  реформа среди государственных крестьян а это 1/5 всех крестьян Беларуси). Основные ее положения сводились к следующему: 1) увеличены наделы крестьян, уменьшены их повинности; 2) казенные крестьяне переводись с барщины на оброк; 3) прекращалась практика сдачи их в аренду; 4) создавались выборные органы крестьянского самоуправления, которым доверялось под контролем администрации) решение хозяйственных, административных и судебных дел; 5) признавалась «гражданская свобода» государственных крестьян, что выгодно отличало их от бесправия крепостных крестьян.

И вторая, инвентарная  реформа в помещичьей деревне (Указ 15 апреля 1844г.). Суть ее сводилась к  регулированию разделов наделов  и фиксации повинностей крепостных крестьян. Обязательные инвентари были введены в Западной и Центральной части Беларуси. Реформа встретила ожесточенное сопротивление помещиков их самоуправство имело ограниченные рамки) и недовольство крестьян в тех случаях, когда повинности возрастали. Этим можно объяснить растянутые сроки проведения реформы до 1857 г.

 В целом же аграрные  реформы 40 – 50 х гг., хотя и  создавали лучшие условия для развития товарно-денежных отношений в развитии хозяйственных инициатив, крестьянства, в первую очередь государственных, все же не затрагивало основ феодальных порядков, ликвидация которых оставалась жизненно необходимой экономической и политической задачей.

 

3 Становление белорусской  нации

 

Нация (от латинского nation – племя, народ) – историческая общность людей, которая характеризуется устойчивыми экономическими и территориальными связями, общностью языка, культуры, характера, быта, традиций, самосознания. Нации возникают на базе феодальной народности в период становления капиталистического способа производства. Решающую роль в преобразовании народностей в нации играют капиталистические экономические связи, формирование внутреннего рынка. Непосредственно связан с экономическим фактором при консолидации наций социальный, политический, демографический. На территории Беларуси данный процесс начинается со второй половины XIX в.

Процесс формирования белорусской  нации обуславливался:

1 Основная территория проживания  белорусов входила в границы  пяти губерний: Виленской, Витебской,  Гродненской, Минской, Могилевской.  Количество населения, согласно переписи 1897 г. составляло в современных  границах Беларуси 6, 887 тыс. чел. Удельный вес представителей коренной национальности превышал 73% [2, 214]. Значительная доля белорусов проживала на сопредельных территориях Республики Беларусь – Черниговской, Смоленской областях, в Литве, Латвии, Польше. Около 90% представителей белорусского этноса жили в сельской местности. Примерно 40-50% городского и местечкового населения составляли евреи, что было связано с существованием в пределах 10 западных губерний Российской империи черты оседлости евреев; около 20% горожан были русскими, белорусы же составляли 17,1 % [2, 215].

2 Ускорение после реформы 1861 г. темпов экономического развития: а) расширение капиталистического  предпринимательства в промышленности; б) постепенная переориентация помещичьих хозяйств на рынок; в) увеличение бессословного землевладения, г) развитие торговли и путей сообщения; д) интенсивное железнодорожное строительство. Все это способствовало  созданию на территории Беларуси единого экономического региона и в то же время становлению белорусской нации. 3 Продолжалось становление нового белорусского литературного языка. Формирование его в это время проходило преимущественно в жанрах художественной литературы и публицистики. После введения закона о свободе печати в 1905 г. и появления белорусскоязычных легальных изданий, особенно «Нашай Нiвы»,  формирование литературного языка, разработка его научной терминологии пошли быстрее.

4 Процесс созревания нации проявился  в национальном движении.  Белорусское движение взрастало в спорах российских и польских шовинистов за господство над территорией края. В 80-х гг. XIX в. в Петербурге действовал белорусский народнический кружок «Гомон», который дал обоснование существования самостоятельного белорусского этноса, определил задачи перед интеллигенцией по распространению национального самосознания. В начале 90-х гг. в Москве и Петербурге действовали организации белорусского студенчества под руководством А. Гуриновича, М. Абрамовича и др. В 1900 – 103 гг. в Петербурге возникли национальные организации В. Ивановского, братьев А. и И. Луцкевичей, которые стали началом создания первой белорусской политической партии – Белорусской социалистической громады.

5 Развитие белорусской национальной  культуры – это показатель степени зрелости нации.

Становление буржуазного общества в Беларуси имело ряд специфических черт.

1 Запрещение евреям селиться  вне городов и местечек.

2 Экономическая слабость городов,  невозможность найти в них  работу для большого количества малоземельных крестьян.

3 Искусственное сдерживание разложения помещичьего землевладения.

Все это деформировало социально-классовую  структуру буржуазного общества, сдерживало формирование белорусской нации.

4 Белорусская национальная буржуазия  находилась еще на стадии становления и представляла собой наиболее слабую прослойку местной многонациональной буржуазии – только 1,7 % [1, 386]. Основные капиталы края находились в руках польских и русских помещиков, еврейских купцов и промышленников. Слабость национальной экономической элиты  - буржуазии и дворянства – стало причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции.

5 Зажиточная часть, разделенная  на православных и католиков,  до конца не осознала своего  национального единства и часто  безразлично относилась к проявлению национального движения. В целом, разделение белорусского этноса на католиков и православных отрицательно сказалось на формировании белорусской нации.

6 Крестьянство, пролетариат и полупролетарские  слои общества в Беларуси состояли преимущественно из представителей белорусского этноса – 76 % всего населения края этих социальных слоев [5, 173].

7 Абсолютное большинство белорусов  проживало в сельской местности  - более 90% [1, 387].

Процесс формирования белорусской  нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно избавился от иллюзий относительно польского культурно-политического влияния на территории Беларуси и перешел на путь интенсивной русификации:

  1. основой стало создание социальной базы политики – расширение русского землевладения.
  2. Благодатная почва для русификации края – наличие многочисленного православного крестьянства. По переписи 1897 г. православные среди белорусов составляли 81,2 % [1, 387].
  3. Школа была целиком переведена на русский язык обучения.
  4. В официальной пропаганде насаждалась мысль  белорусам, что они русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектических.
  5. Усиленно насаждалась идеология «западноруссизма»: белорусы не самостоятельный этнос, а ответвление русского народа. Соответственно писалась белорусская история.

 

Итак, процесс формирования белорусской  нации обуславливался особенностями и характером социально-экономического развития, направлением политики российского правительства, традиционными чертами национально-культурного развития. Все это привело к замедленному характеру формирования белорусской нации, ее самобытным чертам. Конец XIX – начало ХХ вв. - период, когда начинается национальное возрождение белорусского народа.

 

            4 Культурная жизнь. Развитие научных знаний о белорусском народе

 

Культура белорусских земель находилась под сильным влиянием польской и, в меньшей степени, русской культур, что объяснялось как общественными условиями нахождения их в составе Речи Посполитой, а потом Российской империи, так и сознательной политикой руководящих кругов этих государств, направленной на денационализацию белорусского этноса. Только после шляхстского восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство всерьез принялось за вытеснение польского языка и культуры, поднимая здесь знамя православия и единой русской народности. Полонизация сменилась  и дополнялась русификацией.В конце XVIII - начале XIX вв. Беларусь в научном отношении оставалась неизученным краем. Совсем не было исследований о языке, фольклоре, этнографических границах расселения белорусов, истории Беларуси. Не существовало даже единого названия народа и страны. Так  название «Беларусь» в то время закрепилось только за восточными губерниями  - Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская носили название «Литва». Преимущественно безграмотное в своем большинстве белорусское население не выявляло себя особым отдельным народом. Свою национальную принадлежность оно определяло не по этничным (национальным), а по конфессиональным (религиозным) или местным приметам, называя себя «Тутыйшымi». Православие воспринималось или как «русская вера», а католичество – как «польская».

Условия развития культуры Беларуси тесным образом связаны с процессом становления белорусской нации; формирование творческой, национальной интеллигенции, начавшей дело национально-культурного возрождения, возникновением нового научного направления – белорусоведения.

Для пробуждения национального  самосознания важное значение имела  деятельность собирателей и исследователей фольклора, лингвистов, историков, этнографов.

Со второй половины XIX века национально-культурное движение превращается в главный фактор сохранения этнической самобытности белорусского народа и выступает движущей силой консолидации и формирования патриотизма к своему краю:

  1. борьба за возрождение белорусского языка (Ф.Богушевич);
  2. на базе возрождения национальной культуры ставятся вопросы о национально-государственном будущем белорусского народа;
  3. молодая интеллигенция конца XIX века начала разрабатывать национальную концепцию исторического пути Беларуси (первая попытка сформулировать белорусскую национальную идею);
  4. всестороннее изучение быта и традиций края;
  5. первая национальная печать, выступившая в роли координатора процесса национального возрождения.

В этом процессе огромную роль сыграли газеты «Наша доля» (1906) и «Наша Нiва» (1906-1915). Газета выступала за национальное равноправие белорусского народа, развитие его культуры, искусства и литературы. С её участием выходил популярный «Беларускi каляндар», журналы «Саха», «Крапiва», «Лучынка». В начале XX века возникли белорусские издательства «Загляне сонца i у наша аконца» (Петербург), «Наша хата» (Вильно), «Саха» (Минск) и др. Они выпустили первые учебники на белорусском языке, «Першае чытанне для дзетак беларусау» Тётки, «Першая навука чытання» К. Каганца, отдельные произведения белорусских писателей, научно-популярные брошюры.

Беларусь стала объектом исследования российских учёных. Уже в 1773 году. Академия наук послала сюда две экспедиции - астрономическую и физическую. Во второй половине XIX века велись научные исследования истории языка, культуры и быта белорусского народа:

  1. отделение русского языка и словесности Российской А.Н.
  2. общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при МГУ
  3. вольное экономическое общество
  4. в 1867 году в Вильно был создан Северо-Западный отдел Русского географического общества
  5. в 1870 году в Петербурге был издан первый фундаментальный «Словарь белорусского наречия» И. Носовича
  6. началась публикация исторических источников - «Акт ...»
  7. большую роль в собирании белорусского фольклора и изучении этнографии Беларуси сыграли русские и польские учёные П.Владимиров, И. Срезневский,    А. Соболевский, А. Потебня, М. Федеровский.

Информация о работе Курс лекций по "Истории Беларуси"