Курс лекций по "Истории Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:52, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История Беларуси"

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

Великий князь Витовт (1392-1430) стремился разорвать вассальные отношения с польским королем. Ягайло начинает переговоры о  возобновлении унии. В 1413 г. на съезде феодалов ВКЛ и Польши была подписана Городельская уния, подчеркнувшая ведущую роль феодалов -католиков. Но в отличие от Кревской унии, она предоставила всю полноту власти в ВКЛ великому князю Витовту.

На начало ХV в. ВКЛ  превращается в одно из крупнейших по своей территории государство  Европы. Союз ВКЛ и Польши значительно укрепил обороноспособность обоих государств (победа в Грюнвальдской битве в 1410г). Однако Кревская уния принесла массу  негативных явлений во внутреннюю жизнь ВКЛ. В 1432-1436 г.г. после смерти Витовта развернулась борьба между феодалами за великокняжескую власть с одной стороны, за независимую  от Польши политику – с другой стороны. При Казимире Ягелончике (1440-1492) окончательно была ликвидирована уния с Польшей.

С конца ХV в. Ощутимое влияние на внутриполитическую жизнь Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского оказывало соседнее Великое княжество Московское. Так, в 1481 г. был раскрыт заговор против Казимира в Киеве, во главе которого стоял слуцкий князь  Михаил Олелькович, его двоюродный брат Федор Бельский и князь Гольшанский. Заговорщики хотели земли до  Березины отнести к Московии [2, с. 117 - 122].

С этого времени проблема сепаратизма на землях восточнее  Березины вставала неоднократно. Это явилось следствием драматического раскола в ХШ-ХV в.в в территориальных пределах ВКЛ единого комплекса белорусских земель  на «собственно Литву» и «земли прислухаючие». На белорусских землях исторически создавался свой центр и своя периферия, что провоцировало местную знать периферийных земель искать более престижное положение в соседних державах. Так, с 1487 по 1493 г. на службу в Москву «вышли» князья Воротынские, Бельские, Мерецкие, Вяземские. «Выходили» они не с пустыми руками, а  со своими уделами, которые с помощью военной силы присоединились к восточному соседу. В конце 90-х годов ХV в. на сторону  Москвы перешли князь Семен Бельский, Семен и Иван Можайские, Василий Шемятич. Под властью Москвы оказались богатые  помежные земли, что, естественно, не могло не привести к военному конфликту. 14 июля 1500 г. на р. Ведроши (река на Смоленщине) состоялась битва войск ВКЛ и Московии, в результате победы Московской державы был подписан мирный договор 1503 г. К Москве отошли официально Чернигов, Новгород –Северский, Гомель, Брянск, Путивль, Стародуб, Мценск.  В 1506-1508 гг. вновь возобновились военные действия между двумя государствами, но конкретных результатов не принесли.

Первая половина ХVΙ  в. была заполнена войнами с Московским княжеством. Вся захватническая политика Московии проходила под идеологическим прикрытием защиты православия. Объявив себя не только преемницей Древней Руси, но теперь и крестницей Византии и главой всех православных христиан Восточной Европы, она объявляет, что все восточнославянские земли ВКЛ  являются вотчиной Московии.

В 1508 г. вспыхнул мятеж Михаила Глинского, целью которого являлось образование самостоятельного от Великого княжества государства, ядром которого стали бы восточные белорусские и украинские земли. Умело  была разыграна заговорщиками антикатолическая карта. Мятежники нашли поддержку в Москве, которой были выгодны разного рода «взбунтования» на землях  западного соседа. Несколько месяцев отряды Глинского пытались закрепиться на территории от Менска до Гомеля и Мстиславля. Мятеж окончился поражением, а сам князь Глинский был вынужден искать спасения в Москве.

В 1512 г.  возобновились  военные действия между ВКЛ  и  княжеством Московским. В это время  была организована под  эгидой Великого княжества Московского и Священной  Римской империи антия геллоновская коалиция из семи европейских государств.  В ее стратегических планах был раздел Восточной Европы, в результате которого белорусские земли должны были оказаться в составе Московской державы. Победа под Оршей 8 сентября 1514 г. войска ВКЛ под предводительством Константина Острожского позволила на время приостановить территориальную экспансию на запад Москвы.

Пограничные войны с  Московией оказывали непосредственное влияние на внутриполитическое положение ВКЛ. Дело в том, что московская политика в отношении западного соседа базировалась на идее обороны  православия. Это вынудило великокняжескую власть пойти на значительные перемены во внутренней политике. С начала ХVΙ в.  проводится линия на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия ВКЛ независимо от этнического происхождения и религиозной принадлежности. Повышается  роль православной знати. Была отменена  статья Городельского привилея 1413 г., закрепившая представителем православного  вероисповедания занимать высшие должности в аппарате центрального и местного управления.  Равенство в правах всей шляхты «веры христианской» нашло отражение в Статусе ВКЛ 1588 г.

К середине ХVΙ в. ВКЛ  вынуждено было признать растущую мощь Русского государство. Логика борьбы с ним и международная обстановка заставляли ВКЛ идти на более тесные связи с Польшей.

 

 Тема 2.1.4 Консолидация  белорусской народности.  Духовная  жизнь, культура Беларуси  в эпоху Возрождения.

          

 1  Ведущие факторы консолидации белорусского  народа.

 2  Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ.

 3 Брестская церковная уния.

 4  Культура Беларуси в XIV-XVI вв.

 

          1  Ведущие факторы консолидации белорусского  народа.

 

Народность – исторически  сложившаяся, устойчивая общность людей, имеющая общую территорию, язык, культуру, определенные экономические связи, этническое самосознание.

Вопрос о формировании белорусской народности, о возникновении  Беларуси рассматривается по-разному: [2, с. 137 - 142]

  1. Г. Штыхов, М. Ермолович, М. Ткачев утверждают, что белорусский этнос уже существовал в ХШ в., так как процесс формирования белорусской народности начался в ХП-ХШ в.в.
  2. В. Седов – белорусская этническая общность появилась в ХШ-ХΙV в.в.
  3. М. Гринблат – формирование белорусов  происходило в ХΙV –ХVП в.в.

         По вопросу о предках белорусов  существует ряд концепций:

  1. Польская и великорусская концепция (Х1Х в.) – отрицали существование самостоятельности белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси не было своего славянского  языка. Сторонники польской концепции (Л. Галембовский, А. Рипинский_ - белорусы- часть польского этноса, а их язык – диалект польского.  Сторонники великоруской концепции (А. Соболевский, И. Сразневский) – белорусский язык- диалект русского, значит Беларусь – великорусская этническая территория.

         Ошибочность этих концепций в начале  ХХ в. Я. Карский, издав труд «Белорусы», в котором показал особенности белорусского языка, его лексического, фонетического и синтаксического склада как самостоятельного славянского языка.

  1. Кривичская концепция (начало ХХ в. ,М. Погодин, В. Ластовский_ - непосредственными предками белорусов считали кривичей и  предлагали назвать Беларусь –Кривией. Ошибочность этой концепции в том, что кривичи занимали только северную и центральную часть территории современной Беларуси. Хронологическая  неточность -кривичи исчезли к середине ХП в., а белорусский этнос с этому времени еще не существовал.
  2. Кривичско-дрыговичско-родимичская концепция (Я. Карский, М. Гринблат, В. Пичета, М. Довнар-Запольский) – включили в число предков белорусов три племени, однако опять же хронологически нельзя считать их непосредственными предками, так как в ХП в. когда они исчезли, еще  не было  общебелорусского этнического комплекса.
  3. Балтская теория этногенеза белорусов (В.Седов) – белорусский этнос имеет много общего с балтами в языке, культуре. Ошибочность в том, что эти особенности присущи индоевропейцам, то есть и славянам и балтам. Балты явились субстратом восточнославянских общностей – кривичей, родимичей, дриговичей
  4. Финская концепция (И. Ласков) – считал предками белорусов  финнов, так как на территории Белоруссии есть гидроними финского происхождения. Финоязычное население было ассиминировано балтами в бронзовом веке, т.е. финны были субстратом балтов.
  5. Новая концепция  (50-е годы ХХ в., С. Токарев) – в результате распада Киевской Руси образовались на месте древнерусской народности три народа: русский, белорусский, украинский.
  6. Оппоненты предыдущей концепции Г. Штыков, М. Ермолович, М. Ткачев отрицают факт существования древнерусской народности и на ее основе формирования белорусов, украинцев и русских. В ХП в. Киевская Русь распалась на части, которые соответствовали первоначальным племенным территориям, то есть была «ласкутным» государством.
  7. Концепция М. Пилипенко (90-е годы ХХ в.) – формирование белорусского этноса есть результат, как эволюции, так и диффузии. Говоря о предках белорусов, он считает, что в результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а восточнославянские общности кривичей, дриговичей, родимичей в  ΙХ-Х в; в Х-ХΙ в.в.  идет процесс консолидации в общеславянскую этническую общность с единой этнической территорией под названием «Русь» (русы, русичи, русины). Территория современной Беларуси входила в две диалектно-этнографические зоны общеславянской этнической общности - полесскую, подвинско-днепровскую – «Полесье» и «Белая Русь». К середине ХVΙ в. в результате сплочения этих двух регионов, консолидации с западнославянскими, балтскими и тюркскими группами населения сформировался новый комплекс культуры и языка,  этнической территории, за которой закрепилось название «Белая Русь».

 

В ХШ-ХVΙ в.в. ускорился  процесс этнической консолидации, создания предпосылки для возникновения белорусской народности. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе.

Возникшая угроза со стороны  крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и  обусловили вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, в рамках которого в ХVΙ в.  завершилось формирование белорусской народности.

В образовании народности важную роль сыграл социально-экономический  фактор: развитие товарно-денежных отношений, укрепление экономических  связей единого внутреннего рынка. Начавшееся экономическое оживление способствовало преодолению локальной замкнутости отдельных территорий, вело к тому, что вокруг городов создавались своеобразные хозяйственные центры.  С предоставлением городам Магдебургского права повысилась их роль как важнейших центров политической и культурной жизни народа.

Дальнейшее развитие феодальных отношений, утверждение  крепостничества содействовали консолидации многочисленных категорий населения в сословия с общими правами и обязанностями для каждого из них. Ведущая роль принадлежала шляхетскому сословию. Особым сословием было духовенство. Формируется сословие крестьян и мещан (жителей городов и местечек). Этот процесс содействовал установлению более широких связей в рамках  каждого сословия и между ними.

В образовании белорусской народности определенную этноконсолидирующую роль сыграл конфессионный  фактор. Религиозные противоречия активизировали укрепление разных форм самосознания населения. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Большинство населения Беларуси придерживалось православия. Борьба между католиками и православными за равные права участвовать в решении государственных дел, ущемление православного духовенства – все это являлось частью борьбы за самобытность  белорусского народа.  Формировался  менталитет белоруса, для которого были характерными религиозная и национальная толерантность.

  Развитие этнического  самосознания привело в тому, что в ХVΙ в. за белорусскими землями, расположенными в бассейне Западной Двины и Днепра,  закрепилось название «Белая Русь» [8. C. 61 - 64].

 

2  Развитие  церковно-религиозных отношений  в ВКЛ.

 

   В жизни средневекового  общества церковь играла значительную  роль. Она определяла и регулировала  многие стороны средневекового  мира, господствующими в котором были религиозное мировоззрение и идеология.

В ХП-ХШ в.в.  Беларусь находилась под монопольным влиянием православия. Правящие круги поддерживали православную  церковь, так как она освящала великокняжескую власть. 

Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ в. В его распространении были  заинтересованы: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Ватикан, Польское королевство.  Кревская уния нарушила монополию православия. В ХΙV  – середине ХVΙ в. в. расширяет свое влияние  западное христианство, но по-прежнему в  восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись [2, С. 184 -197].

К середине ХVΙ в. позиции  православия и католицизма уравновесились: на западе ВКЛ действовала Виленская каталитическая епархия, приходы, монастыри;  на востоке оставалось влиятельной идеологией православие. Среди шляхты  удельный вес католиков в первой половине ХVΙ в. был незначительным.

Отношения между православием и католицизмом приобрели различные формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная борьба. 

В 1432 и 1436 гг.  были приняты  два привилея, которые уравняли в  экономических правах православную и католическую знать.

В ХVΙ в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии – ересями. Часть шляхты под влиянием общественно-политического и идеологического движения в Западной Европе начинает критически воспринимать католические культы, политику костелов, выступает за  богослужение на родном языке. Особенность Реформации на  Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей.  Крупные магнатские роды – Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги – примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ.

Наибольшее распространение  получил кальвинизм: создается 50 кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве.

В 1564 г.  орден иезуитов появился в ВКЛ. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Интеллектуальную часть белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костелы богословской наукой, хорошо налаженной системой образования. Обновленный и усиленный католицизм  вытеснил не только протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер.

Информация о работе Курс лекций по "Истории Беларуси"